Вот Дом, который… не строил Франц

Вот Дом, который… не строил Франц

Аппетиты немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера в отношении российского имущества, взыскание на которое он обратил за потерянные еще в начале 1990-х годов инвестиции, не удовлетворены. Несмотря на недавнее решение Земельного суда Берлина, что здание Российского центра науки и культуры (Русского дома) не может быть принудительно продано по требованию истца, бизнесмен не признает поражения и намерен обратиться с жалобой в Конституционный суд Германии.
Напомним, Русский дом в Берлине на Фридрихштрассе - самый большой среди российских и мировых культурных центров. Семиэтажное здание РДНК на одной из главных улиц Берлина было построено в 1984 году. В нем расположены три конференц-зала, кинозал на 188 мест, концертный зал на 494 места, четыре выставочных помещения площадью от 230 до 280 квадратных метров, а также фойе площадью 1700 квадратных метров. Здание соседствует с торговым комплексом с многочисленными бутиками, и общая его площадь составляет 29 тысяч квадратных метров. Торговля на первом этаже и стала «камнем преткновения» тяжбы. Как раз тот факт, что часть Русского дома сдается в аренду коммерческим организациям, дает повод адвокатам бизнесмена ставить под сомнение российский суверенитет над зданием. Хотя немецким судом уже установлено - здание используется в "суверенных целях", а потому защищено от взысканий государственным иммунитетом.
Уступим ли мы германскому гражданину «пядь земли русской» - Русский дом, символ российских культурных связей с Германией? И если нет, получает ли в итоге Зедельмайер нечто более значительное? Об этом состоялся разговор главного редактора ЭСМИ «Закония» Рубена Маркарьяна с непосредственным участником нашумевшего разбирательства, директором Российского Центра науки и культуры в Берлине Михаилом Владимиром.

Закония: Михаил Михайлович, ситуацию с Русским домом часто сравнивают с историей фирмы «NOGA», говоря, что это ее зеркальное отражение...

Михаил Владимир: Не скажу насчет отражения… Суть такова. Бизнесмен, считающий, что он потерял деньги в России, и в этом виновато российское государство, требует с этого государства компенсацию. Проблема одна – есть решение Стокгольмского арбитража, которое не имеет обратной силы. Я разговаривал несколько раз на эту тему с Вениамином Федоровичем Яковлевым, крупнейшим специалистом в области арбитражных судов, советником Президента России. Он знает эту историю и рассказывал, что, к сожалению, в 97м году работу российских представителей в Стокгольмском арбитраже нельзя признать удачной. Решение было принято не в пользу нашего государства. Сумма иска около четырех миллионов долларов. Ответчик – Управление делами Президента, Россия, в общем.

Закония: Значит, требование немецкого бизнесмена логично, раз вы государственное учреждение, то обязаны отвечать по долгам государства?

Михаил Владимир: Да, именно так он и мыслит. И в 2001 Берлинский окружной суд признал право бизнесмена из Баварии на претворение в жизнь решения Стокгольмского арбитража на территории Германии. С тех пор он ищет, куда обратиться для взыскания российской собственности, чтобы получить причитающиеся ему долги с процентами.
Так вот, после многих попыток «захватить» то парусник, то самолет, то коллекционные картины, он положил глаз и на наш дом – Российский Центр науки и культуры, ибо он является российской государственной собственностью. Земля немецкая, а дом российский. Сразу скажу: Русский Дом ему отсудить не удастся. Но Зедельмайер пытается доказать, что деятельность Русского дома науки и культуры носит коммерческий характер, и поэтому все коммерческие прибыли, которые мы получаем за концерты или работу курсов, кружков и т.д., все причитаются ему, ибо мы получаем эти доходы в рамках эксплуатации собственности. Но тут взыскатель ошибается, ибо все деньги, которые Русский дом получает от арендаторов, кино, церкви и так далее, не являются коммерческой прибылью. Мы ни копейки в карман не кладем, средства направляются на покрытие деятельности Дома. И это разрешено межправительственными соглашениями. Просто для этого гражданина (Зедельмайера), кажется, суд уже превратился в спорт или хобби. Он сейчас ведет несколько десятков процессов против России…

Закония: Кажется, шестьдесят…?

Михаил Владимир: А ему это очень нравится. Он и не хочет выиграть, задача – просто тянуть время и получать опыт. В Чикаго Зедельмайер, насколько я слышал, зарегистрировал фирму по «выколачиванию» долгов. По его словам, он владелец ноу-хау, как получать из России долги. Написал книгу на эту тему, нанял шестерых адвокатов и говорит: «обращайтесь ко мне в Чикаго, мы вам будет помогать». И дело «Юкоса», и Албания, и Румыния – для него все просто, он заявляет, что умеет выколачивать деньги из государства…
Но это частности. Интересно особо вот что. Русский дом немцу, конечно, не достанется, но он сделал себе на этом отличную PR-кампанию. Все крупнейшие германские газеты опубликовали его фотографии, и все наши газеты, к сожалению, тоже. Тем самым, не получив свои четыре или сколько там миллионов долга, он заработал на этом значительно больше.

Закония: Поговорим про Русский дом и «русский долг» с правовой точки зрения?

Михаил Владимир: Русский дом не может расплачиваться по долгам Российской Федерации, несмотря на то, что является российским государственным учреждением. Российский центр науки и культуры является самостоятельным юридическим лицом, деятельность наша строится на основе межправительственных соглашений, которые предусматривают взаимные права Российского культурного центра в Германии и института Гете в России, мы обладаем определенным суверенитетом, как государственное учреждение, выполняющее суверенные функции. На территории Русского дома находятся, в том числе, несколько квартир дипломатов.
Мы не говорим, что не признаем решения немецких судов, наоборот, мы уважаем эти решения. Но судебный процесс еще не окончен, впереди еще вышестоящие инстанции, полагаю, скоро все закончится, и, надеюсь, Русский дом в этой истории больше участвовать не будет.

Так и не укусив кусочек Русского дома в Берлине, Зедельмайер хочет прикинуть на зубок комплекс бывшего советского торгпредства в Кельне. И продолжает добиваться продажи оставшейся части зданий. Однако, не оставим без внимания заявление пресс-секретаря управления делами президента Виктора Хрекова: «Данным гражданином уже неоднократно предпринимались попытки обогатиться за счет имущества РФ, в частности, арестовать экспонаты международных выставок, счетов российских организаций и их загранпредставительств, а также недвижимого имущества. Данные провокационные акции успеха не имели».
Кстати, «неистовый баварец» в ходе своих исков к России требует от нее денег, а собственную родину обвиняет в пособничестве Кремлю. Сегодня свои претензии к Москве герр Истец оценивает примерно в 4,5 миллиона евро с учетом крупных расходов на адвокатов и пени. Сколько потратила Россия на судебные издержки за 13 лет, неизвестно. Одно ясно, время работает на Франца Зедельмайера, тем более, что  он выглядит борцом с государственной машиной. Пишет книги, развивает консалтинговый бизнес, находится в творческом процессе. День, когда его требования будут удовлетворены, возможно, станет не самым радостным днем в его жизни. Ибо жизнь, это все-таки процесс, а не результат. Хотя бы и судебный.


 

01.12.2009

Информационно-правовой портал "Закония"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Ю.Любимов: О критериях непубличной деятельности акционерных компаний в новом ГК РФ Ю.Любимов: О критериях непубличной деятельности акционерных компаний в новом ГК РФ
    Юрий Любимов, заместитель министра юстиции РФ, в ходе брифинга в Кремле ответил на вопрос  об  изменениях в ГК РФ критериев публичной и непубличной деятельности акционерных компаний
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...