Адвокатура последовательно выступает против поправки в УПК, которая может нарушить право обвиняемого на защиту

Адвокатура последовательно выступает против поправки в УПК, которая может нарушить право обвиняемого на защиту

ФПА РФ направила в Аппарат Правительства РФ и в Министерство юстиции РФ правовую позицию, в которой представила свои возражения на законопроект, предусматривающий сокращение сроков ознакомления с материалами уголовного дела.

Ранее сообщалось, что Министерство юстиции РФ подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части сокращения сроков ознакомления с материалами уголовного дела). В отзыве на этот законопроект, направленном за подписью президента ФПА РФ Светланы Володиной в Аппарат Правительства РФ и Минюст России, отмечается, что ряд предлагаемых в УПК РФ поправок заслуживают принятия. Вместе с тем, по мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, вызывает возражения ключевая поправка проекта, вводящая предельный трехмесячный срок ознакомления с материалами оконченного предварительного следствия. Она ставит сторону защиты в зависимое от представителей стороны обвинения положение и способна повлечь нарушение права обвиняемого на защиту, подчеркивается в отзыве ФПА РФ.

«Проект преследует цель обеспечения разумного срока уголовного судопроизводства при ознакомлении с материалами уголовного дела и передаче его в суд с обвинительным заключением (актом), – отмечено, в частности, в правовой позиции ФПА РФ. – В этой связи полагаем, что ряд предлагаемых поправок в УПК РФ заслуживают принятия»:
– положительно скажется на сроках ознакомления с материалами дела возможность их представления стороне защиты в электронном виде;
– не вызывает возражений предоставление обвиняемому права знакомиться с материалами дела в присутствии любого из имеющихся у него нескольких защитников;
– соответствует стандартам обеспеченности обвиняемого профессиональной защитой исключение из оснований для продления срока ознакомления с материалами дела вступление в него, наряду с уже участвующими в деле, нового защитника;
– оправданно предоставление обвиняемому и его защитнику по окончании дополнительного следствия, проведенного после возвращения судом дела прокурору и (или) возвращения прокурором дела следователю, права на ознакомление только с новыми материалами дела;
– следует согласиться также с изменением редакции п. 5, 6 ч. 1 ст. 220 УПК РФ. Прокурор при рассмотрении поступившего к нему от следователя уголовного дела с обвинительным заключением и судья при подготовке к судебному разбирательству должны изучать доказательства, а не изложение их содержания в обвинительном заключении.

Предельный срок для ознакомления с материалами дела повлечет нарушение права на защиту
Вместе с тем Федеральная палата адвокатов РФ высказывает возражения против ключевой поправки, которая вводит предельный трехмесячный срок ознакомления с материалами оконченного предварительного следствия.

Напомним, что законопроектом предлагается, в частности, в ч. 3 ст. 217 «Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела» УПК РФ слова «обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела» заменить на «ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела осуществляется в срок, не превышающий трех месяцев с момента предъявления обвиняемому и его защитнику материалов уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 1 и 1.1 настоящей статьи. При наличии обстоятельств, препятствующих ознакомлению с уголовным делом в указанный срок, он продлевается руководителем соответствующего следственного органа в пределах сроков предварительного следствия по данному делу».

«Не вызывает сомнений, что по многим групповым многоэпизодным делам с учетом их объема и сложности он будет явно заниженным, – отмечается в правовой позиции ФПА РФ. – А наделение руководителя соответствующего следственного органа правом продлевать его “в пределах сроков предварительного следствия” вступает в противоречие с принципом правовой определенности. Предельные сроки предварительного следствия статьей 162 УПК РФ, в том числе ее частью 5, не установлены, поэтому продление сроков ознакомления с материалами уголовного дела не может быть ограничено произвольным периодом срока предварительного следствия, являющегося “остатком” с момента очередного продления. Это поставит обвиняемых по разным уголовным делам в неравные условия: кому-то из них “повезет” больше, кому-то – меньше, в зависимости от величины “остатка”, что нарушит принцип законности в уголовном судопроизводстве».

При этом, по мнению ФПА РФ, суть проблемы глубже: усматривая в отсутствии предельного срока для ознакомления с материалами дела условие для затягивания стороной защиты производства по делу, авторы проекта фактически игнорируют закрепленный в УПК РФ порядок, противостоящий такого рода злоупотреблениям. В соответствии с ч. 3 ст. 217, если обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами дела, то срок для этого устанавливает суд, а следователь в случае его нарушения вправе окончить данное процессуальное действие.

«Таким образом, ныне действующая в УПК РФ регламентация порядка ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела находится под независимым судебным контролем, полностью отвечает назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) и принципу законности (ст. 7 УПК РФ), а потому в изменении не нуждается. Предлагаемая поправка ставит сторону защиты в зависимое от представителей стороны обвинения положение и способна повлечь нарушение права обвиняемого на защиту», – такой вывод содержится в правовой позиции Федеральной палаты адвокатов РФ относительно проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части сокращения сроков ознакомления с материалами уголовного дела).

 

24.07.2024

Пресс-служба ФПА РФ

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое