БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС
Согласно опросу ЛЕВАДА-ЦЕНТРА, 42% респондентов считают, что в России ведение бизнеса осложняется высокими налогами, 29% – коррупцией, а 26% – отсутствием стартового капитала и доступных кредитов. Одной из принятых поправок в Конституцию в ст. 114 впервые закреплены понятие «предпринимательство» и обязанность государства содействовать его развитию, а также развитию частной инициативы. По итогам изменений Основного закона предстоит разработать целый ряд инициатив, в том числе в сфере развития предпринимательства, защиты права собственности.
Какие изменения нужны малому и среднему бизнесу, в чем должна выражаться господдержка, чтобы эта сфера предпринимательства смогла, наконец, преодолеть вечные 20% её доли в российской экономике и дорасти до европейских 50%, стать такой же доходной и стабильной?
По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в экономике нашей страны в последние годы варьируется на отметке в 20%. Соответственно, говорить о значимой роли в стране малого и среднего предпринимательства не приходится. К слову, в развитых зарубежных странах этот показатель почти в два раза выше и составляет порядка 50%.
Во время пандемии коронавирусной инфекции подавляющее большинство предпринимателей, подсчитывающих убытки и ищущих хоть какие-то варианты удержаться на плаву, в основном были предоставлены сами себе. Все пакетные меры господдержки касались в основном ограниченного списка «наиболее пострадавших отраслей» и стратегически важных для государства компаний. В списки избранных вошли далеко не все из числа реально нуждающихся в поддержке. Неудивительно, что бизнесмены оказались крайне недовольны таким списком первоочередных мер. По их мнению, малому и среднему предпринимательству в России оказывается «поддержка только на словах».
В ходе внесения поправок в Конституцию, в ст. 114 Основного закона была закреплена роль предпринимательства и обязанность государства содействовать его развитию, а также развитию частной инициативы. Однако только слов о содействии развитию бизнес-сферы недостаточно. Нужна реальная помощь.
Во-первых, в условиях государственной поддержки малый и средний бизнес будет развиваться более высокими темпами, количество новых игроков и конкуренция между ними будет только расти, что, в свою очередь, положительно отразится на качестве продукции и услуг для граждан, доступности и ценах. Это важно, поскольку крупный бизнес и государственные монополии не в состоянии обеспечить удовлетворение мелких потребностей населения на достойном уровне. Во-вторых, постоянное развитие бизнеса так или иначе способствует сокращению числа безработных, а также росту уровня доходов населения. В-третьих, за счет бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Это лишь одни из самых важных причин.
В ходе обсуждения поправок в Конституцию премьер Михаил Мишустин сказал, что малому бизнесу необходимо дать больше свободы и уменьшить барьеры. И это не может не радовать, поскольку в последние годы предпринимательство все чаще сталкивается с новыми, довольно жесткими изменениями в регулировании. Такое ужесточение правил игры оказывает негативное влияние на нормальное функционирование бизнеса и не всегда способствует развитию здоровой конкуренции.
Негативные настроения относительно возможности открыть свой бизнес и проблем ведения бизнеса в нашей стране подтверждаются различными социологическими исследованиями. Так, согласно отчету ЛЕВАДА-ЦЕНТР «Как заниматься бизнесом в России», почти три четверти опрошенных считают, что открыть новый бизнес в России сложно. 42% респондентов считают, что ведение бизнеса осложняется высокими налогами, 29% – коррупцией, а 26% – отсутствием стартового капитала и доступных кредитов. В общем и целом мнение населения, по сути, отражает фактические «точки роста» нашего государства, с которыми и следует приоритетно работать для того, чтобы вести развитие малого и среднего бизнеса в России начало набирать обороты.
На данный момент в России существует Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство», который отражает целевые показатели государственной политики развития бизнеса. Однако в проекте отсутствуют показатели, достижение которых привело бы к решению обозначенных проблем. Проектом предусмотрены мероприятия по формированию имиджа предпринимателя, обучению и вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, упрощению отчетности и снятию административных барьеров и так далее. Предусмотрено внедрение программы льготного кредитования под 8,5%. Однако на практике эта меря вряд ли будет реализована, так как это очень «дорогие» деньги и далеко не все смогут ими воспользоваться.
Предусмотренные Нацпроектом мероприятия, безусловно, полезны, но для прорывного роста предпринимательской активности, видится, нужны иные изменения.
Во-первых, важно расширить возможности для предпринимателей участвовать в законотворческой деятельности, а также влиять на принимаемые в сфере предпринимательской деятельности законы не посредством лоббизма, а через вовлечение представителей бизнеса в процесс принятия законов.
Во-вторых, малому и среднему бизнесу нужны доступные деньги под минимальные проценты для закупки оборудования и техники, на развитие, пополнение оборотных средств не под 8,5%, а под 3-5%, как в большинстве стран с развитой экономикой. На данный момент таких «дешевых» кредитов попросту нет, и, к слову, именно из-за дорогих кредитов были вынуждены закрыться тысячи компаний и ИП в коронакризисный период, и продолжают закрываться.
В-третьих, нужно совершенствовать систему госзакупок и усиливать контроль за ней. К сожалению, на практике, малый и средний бизнес фактически отрезан от возможности получать госзаказы.
В-четвертых, малому и среднему бизнесу нужно не просто упрощение ведения учета, но и реальные налоговые послабления, только так можно вывести предпринимателей из «серой зоны» и стимулировать открытие новых компаний и ИП.
Отмена ЕНВД
Как известно, с 2021 года режим ЕНВД прекращает свое существование. Сложилось представление, что бизнесмены используют данную систему налогообложения исключительно в целях ухода от уплаты налогов. Однако предприниматели заявляют, что это не так и просят продлить его действие. Дело все в том, что после отмены ЕНВД перед предпринимателями встанет выбор: перейти на «патент», УСН или ОСНО, либо закрыть предприятие и стать безработным, либо уйти в «тень». Практика показывает, что в результате таких переходов каждое второе предприятие было ликвидировано. Представляется целесообразным сохранить такую систему налогообложения как ЕНВД минимум до 2024 года.
Снижение страховых взносов на заработную плату до 22%
Снижение страховых взносов до 22% активно обсуждалось еще 2017 году. Такой маневр предлагалось ввести взамен на повышение НДС с 18 до 22%. Однако в конечном итоге НДС был повышен, а снижения нагрузки на фонд оплаты труда так и не произошло.
Возврат НДФЛ на дивиденды до 9%
С 1 января 2015 года ставка НДФЛ по дивидендам физических лиц была увеличена с 9% до 13%. Неудивительно, что тогда многие предприниматели решили сыграть, что называется, на опережение и распределить чистую прибыль до 1 января 2015 г. Ведь вывод дохода через дивиденды для участников хозяйственных обществ стал крайне невыгодным. Кроме того, данная инициатива крайне спорная с точки зрения эффективности.
Также представляется целесообразным изменить налоговое законодательство и пресечь практику фактической презумпции налоговой вины: речь о ситуациях, когда банки на основании решений, принятых налоговыми органами в одностороннем порядке и без предварительного судебного разбирательства блокируют счета и списывают налоговые задолженности со счетов предпринимателей.
Светлана Петропольская,
эксперт по правовым вопросам Московского отделения Общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
23.07.2020
Комментарии на форуме