ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТЯМ И ОТ ЧЕГО ИХ НАДО ЗАЩИЩАТЬ?

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТЯМ И ОТ ЧЕГО ИХ НАДО ЗАЩИЩАТЬ?

В прошлом году институт уполномоченных по правам ребенка получил более 88 тысяч обращений. На что жалуются граждане? Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова рассказала об этом «Российской газете».

О желании родителей отомстить
...На эту тему приходит очень большое количество обращений. Когда один из родителей обижен, ребенок может стать для него средством манипуляций. Обсуждали эту тему и с Дмитрием Аристовым, главой Федеральной службы судебных приставов. Приставы часто оказываются в непростой ситуации. Приходят исполнять решение суда о передаче ребенка матери или отцу и сталкиваются с тем, что на постановление суда о том, что ребенок должен два часа находиться с папой, мама говорит: "Ребенок не хочет".Часто ребенок, находясь у одного из родителей, становится зависимым от его мнения. Как быть? Мы провели совещание, собрали профильные органы. Конечно, важно применять досудебную медиацию, когда специалисты помогают родителям договориться и не допустить манипуляций ребенком. А также обеспечить право ребенка на общение с отдельно проживающим родителем, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.
Отцы говорят, мы готовы общаться даже на "нейтральной" территории и в присутствии представителей различных служб, пусть будет психолог, телекамеры, лишь бы была какая-то связь с ребенком, не изоляция. Одним из выходов для спорных ситуаций, когда родители не могут договориться, может быть использование специальных пространств, предназначенных для общения ребенка и родителя.

О подростковых суицидах
...В прошлом году данные о суицидах вызвали большой резонанс в СМИ. Но мы поняли, что проблему-то выявили, а что с ней делать - не предложили. За прошедшее время мы значительно продвинулись в этой теме. По поручению президента создали подкомиссию при Госсовете по профилактике кризисных состояний среди несовершеннолетних, в том числе суицидов (я стала ее сопредседателем). Наша задача - составить межведомственный план внутри регионов и найти новые подходы и решения на федеральном уровне.
Нужно сформировать в обществе "суицидальную настороженность". То есть даже если ребенок просто высказывается на тему суицида, не оставлять это без внимания. Нужно подключаться грамотно и деликатно, не пугая его. Данные правоохранительных органов говорят о том, что в большинстве случаев, когда ребенок совершает суицид, его подростковое окружение знает об этом, но не знает, как рассказать. Они размышляют так: если проблема у меня, я могу позвать на помощь, а если у моего друга - не выдам ли я его, ведь это его тайна.
Очень важно, чтобы "суицидальную настороженность" мы сформировали у всех - родителей, педагогов, сверстников. Когда падают самолеты, собирается международная комиссия и выясняет причину, чтобы не повторить подобного. Наша комиссия должна сформировать решения в каждом конкретном случае, когда мы не успели, - чтобы успеть в следующий раз.

О подростковых пространствах
...Ребята 12-18 лет - самая уязвимая категория. Это возраст, когда ребенку важно, чтобы вокруг него были понимающее окружение, значимые взрослые, которые помогут ему найти свой жизненный путь. Как ребенок из многодетной семьи и многодетная мама я это очень хорошо понимаю и считаю, что первое, что нужно подросткам, - особое безопасное место: не дом, не школа, а пространство, где можно поиграть, пообщаться со сверстниками и взрослыми наставниками и даже перекусить, потому что иногда, к сожалению, нам поступают сообщения, что ребенок украл в магазине колбасу (ему просто было нечего есть) и получил за это уголовное наказание.
Ребенок украл в магазине колбасу (ему просто было нечего есть) и получил за это уголовное наказание
В стране очень многое делается для талантливых подростков, но ребята, у которых сложная жизненная ситуация, которые находятся в конфликте с законом, оказываются на обочине жизни. И мы стали открывать подростковые пространства. Это место, где тебя примут - с татуировками, отцом-алкоголиком, неуспеваемостью в школе, комплексами вроде "я толстая и некрасивая". Сейчас таких центров уже 27, и мы продолжаем их создавать. Там нет сердитого вахтера с вопросом "куда и зачем ты идешь", а есть дружелюбная атмосфера и люди, которые понимают, кто такой подросток и какое счастье, что он сюда пришел.

О работе в свободное время
...В регионах работают центры занятости населения, в которых есть специалисты и по трудоустройству подростков. Лично испытала на себе их работу в Санкт-Петербурге - и огорчилась. Выбор предлагаемых вакансий далек от того, чего бы хотелось подростку. Есть и другие проблемы, например, подростку сложно составить резюме или заполнить заявление на портале "Работа в России", чтобы воспользоваться помощью службы занятости в трудоустройстве. Поэтому сейчас мы в шести пилотных регионах - Москве, Астраханской, Ленинградской, Свердловской областях, Краснодарском и Красноярском краях - с социально-ответственным бизнесом и бюджетными организациями, готовыми принимать подростков, формируем базу интересных вакансий. Будем помогать ребятам составлять резюме, собирать документы и сопровождать их с наставниками, давая возможность работать не только в каникулы, но и круглый год.

О готовности бизнеса трудоустроить подростка
...Это колоссальная ответственность и большая проблема. Потому что мы, например, договариваемся с организацией, чтобы она взяла на работу подростка, а через несколько дней приходит прокуратура и проверяет не только его трудоустройство, но заодно и все остальное. На следующий год компания уже не горит желанием брать на работу подростка и уж тем более искать для него интересные формы работы не только на лето, но и круглый год.

Поэтому мы придумали для организаций Стандарт ответственного трудоустройства несовершеннолетних. Он включает в себя информированность подростка о работодателе и вакансии, соблюдение правил безопасности и норм морали, индивидуальный подход. А также профориентацию, и в идеальном случае - это возможность обучаться от компании в вузе, чтобы потом стать постоянным ее сотрудником. При этом все должно быть устроено так, чтобы работа не мешала учебе. И еще один важный момент - трудоустройство подростка должно сопровождаться наставником. В организации должен быть человек, который возьмет ребенка за руку и все объяснит ему. Так было в советское время, когда, к примеру, на завод приходили стажеры.

Татьяна Владыкина

05.08.2023

«Российская газета»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое