«Эффект бабочки» наставничества
Рубен Маркарьян - Заместитель президента Гильдии российских адвокатов, главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», лауреат Национальной премии в области адвокатуры в номинации «Золотое перо», адвокат АП г. Москвы
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит: в чем состоит задача преподавателя-наставника в сфере юриспруденции?
О важности наставничества в юридической сфере говорила, подводя итоги 2023 г., президент ФПА РФ Светлана Володина. Занимаясь вот уже несколько лет помимо адвокатской деятельности работой педагога-наставника, могу образно сравнить наставничество с «эффектом бабочки» – когда даже незначительное событие может стать триггером, который приводит к масштабным изменениям в жизни множества людей. Ведь главное в профессии юриста – не знание законов, а внутреннее восприятие справедливости или несправедливости. Законы – это уже про путь к ее восстановлению. Именно эту мысль я стараюсь донести и до школьников, которые только собираются избрать для себя профессию юриста, и до студентов, которые уже познали азы права.
«Сила профиля»
Наставничество только обретает современные формы и поэтому открыто для новаторства. Особенно оно эффективно в отношении школьников. Одно дело – сухо давать основы законодательства, а совсем другое – увлеченно обсуждать, виновен ли и в чем Евгений Онегин, оценивать с точки зрения права диалоги героев «Горя от ума», рассуждать – давал ли взятку за «нужное» решение суда Троекуров и почему проигнорировал судебное разбирательство Андрей Дубровский. Именно в таком ключе я стараюсь проводить лекции в Юридическом профиле московской школы № 1409, куратором которого более трех лет являюсь. И это работает. Если в самом начале Юридический профиль насчитывал всего пять участников, то только в этом году в него вступили более 40 учеников.
Они углубленно изучают основные гуманитарные предметы, встречаются с наставниками, активно принимают участие в конкурсах и олимпиадах, где традиционно показывают высокие результаты. Несомненно, это заслуга не только кураторов профиля, но и в первую очередь руководства школы – директора Ирины Ильичевой, завуча Олеси Скворцовой, преподавателей профиля Ирины Разуваевой и Сергея Вегеле. Это они дали дорогу новаторству, став одними из первых в стране, кто возродил наставничество в учебном процессе. И то, что недавно был отмечен за эту работу Благодарственным письмом Министерства просвещения РФ, – это и их заслуга: нет и не может быть наставничества без базы педагогики.
Даже если ребята не станут профессиональными юристами, гуманитарная закалка поможет реализоваться на другом поприще: стать поэтом, как юрист Гете, или писателем, как правоведы Лев Толстой, Жюль Верн или Шарль Перро, или художником, как юристы Матисс, Рерих или Врубель. Я всегда повторяю, что юрист не ремесло, а творческая профессия. Поздравляя наставников с прошедшим днем юриста, наши ученики заявили, что пронесут «”силу профиля”, полученную в школе, через всю жизнь». Это и есть то, ради чего мы работаем.
Недавно на базе старшей ступени московского образовательного квартала 1409 стартовала работа основанного мною Юридического клуба. Первыми в ней в интерактивном формате поучаствовали ученики 33-го межрайона города Москвы не только классов юридической направленности, но и предпринимательских, академических и кадетских классов.
«Это самая интересная лекция по юриспруденции, на которой я была! Моя мечта – стать судьей, и теперь я точно уверена, что хочу воплотить эту мечту в жизнь. Может показаться, что учить законы не очень-то весело, но преподаватель-наставник доказал всем, что это не так. Я бы с удовольствием посетила такую лекцию еще раз», – прочитал в соцсетях впечатления от встречи ученицы 9 кадетского класса школы № 1251 Валерии Косовой. Может, это и несколько эмоциональная реакция, но эффект достигнут – будущая служитель Фемиды зажглась профессией.
«Сила профессии»
Совсем по-другому наставничество работает в среде студентов юридических профилей. Молодые люди уже поняли силу и всеохватность профессии юриста, главное на данном этапе – не дать им «уйти в формализм» – над этим впоследствии «поработает» жизнь, но пока они только напитываются правом, надо дать понять, что юриспруденция – «это не про строчки законов, это про людей».
Отсюда и тематика лекций, будь то иронично-серьезная встреча накануне дня юриста под названием «Ты Ж – юрист» со студентами юридического факультета АТиСО под руководством Аллы Незнамовой, или рассуждение о роли ИИ в сфере права вместе с участниками совместного заседания Комиссии по уголовному праву, криминологии и криминалистике Совета молодых юристов Московского отделения Ассоциации юристов России и Московского криминологического кабинета Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), или основательный разговор на тему «Теория справедливости как главное объединяющее начало общественных наук» со студентами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Справедливость – это как раз та тема, что должна быть основной при изучении права. Особенно среди людей, наделенных властью поддержания справедливого порядка в обществе. Потому с особой радостью отработал «эффект бабочки» с курсантами Московского университета МВД по приглашению кафедры криминологии. Вероятно, сегодняшний курсант, понявший, что юрист – это больше про справедливость, а не про статьи, сможет качественно защищать и меня, и моих близких уже завтра и десятилетия дальше. Судя по горящим глазам курсантов, это даже не надежда, это объективная реальность.
Как рассказала после лекции старший преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции Ольга Селихова, для их кафедры это был совершенно другой, новый для преподавателей и курсантов формат общения. Если на конференциях и «круглых столах» идет обмен мнениями, ученые высказывают свою точку зрения, а на конференциях курсантов – сами ребята представляют различные научные позиции, то тут курсантов не спрашивали по учебным вопросам, не оценивали их знания, а именно разговаривали с ними, делились секретами профессии. Поэтому педагоги намерены приложить усилия для подобного рода контактов.
Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), руководитель Московского криминологического кабинета МГЮА Себила Саламова тоже говорит, что для студентов такие встречи – отличная возможность изучить опыт, секреты профессии. Форма обучения в виде встреч с наставниками, специалистами в своей сфере, давно используется на факультете и, по словам Себилы Саламовой, показала свою эффективность.
К слову, именно наше, Московское отделение Союза криминалистов и криминологов к объявленному в России Году педагога и наставника разработало и создало дополнительную общеобразовательную программу для учащихся юридического профиля (старших классов) московских школ «Правоведение и введение в профессию юриста». В результате реализации пилотного проекта в 2023 г. в Москве, на базе ГБОУ Школа № 1409 количество старшеклассников, решивших выбрать профессию юриста, выросло в 13 раз, опередив Медиа и АйТи профили, а сама школа № 1409 по итогам 2022/2023 учебного года в правовом профиле старших классов вышла в ТОП-20 школ Москвы. В марте 2023 г. Московское отделение СКК приняло участие в проведении лекций и панельных дискуссий для Международной школы молодых журналистов СНГ (г. Дилижан, Армения) по теме «Отличие юридического PR от лоббирования, особенности освещения судебных процессов».
Помните высказывание Плутарха: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Кто знает, возможно, среди тех, кто рассуждал вместе с одноклассниками о том, что если бы старший Дубровский выбрал правовой путь борьбы, то не пришлось бы Дубровскому-младшему становиться на путь разбойничества, или с помощью наставника разглядел за сухими строками законности высший смысл права – справедливость, найдется немало тех, кем впоследствии будет гордиться юридическое сообщество России.
27.12.2023
Комментарии на форуме