ФПА озвучила правовую позицию о регламенте пропуска в отделения полиции

ФПА озвучила правовую позицию о регламенте пропуска в отделения полиции

Гарантия о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи в равной степени распространяется на всех, в том числе на лиц, находящихся на объектах (территориях) системы МВД России
13 декабря 2024 г. Федеральная палата адвокатов РФ направила в Министерство внутренних дел РФ Правовую позицию по проекту приказа МВД России «Об установлении пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) системы МВД России», которым предлагается утвердить Требования пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) системы МВД России и порядок их реализации (далее – Требования).

По мнению ФПА РФ, необходима доработка Требований в части обеспечения прав адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении) посещать объекты и территории системы МВД России для оказания по различным категориям дел квалифицированной юридической помощи находящимся там лицам.

Ранее вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП города Москвы Сергей Зубков с сожалением отметил, что авторы представленного проекта явно не брали в расчет конституционную гарантию на получение каждым квалифицированной юридической помощи, одним из обязательных условий которой является своевременность ее оказания.

«Проигнорирован авторами проекта и законодательный запрет любого препятствования адвокатской деятельности, прямо предусмотренный ст. 18 Закона об адвокатуре. В числе лиц, которые свободно допускаются на объекты МВД, адвокат вообще не упоминается, как не упоминаются в перечне документов, дающих право допуска, удостоверение адвоката и ордер на исполнение поручения. В проекте документа имеется лишь ссылка на ст. 18 Закона о содержании под стражей, и то с лукавой формулировкой, что пропуск защитника для проведения свиданий с подзащитным осуществляется “с учетом положений” вышеуказанной статьи, а не в безусловном порядке, как установил законодатель. Необходимость оказания правовой помощи в других случаях, например, при административном задержании, оказании юридической помощи свидетелю, даже не удостоилась упоминания», – заметил он.

Сергей Зубков добавил, что этот документ требует доработки и приведения в соответствие с требованиями законодательства в части обеспечения прав адвокатов беспрепятственно посещать объекты и территории системы МВД для оказания квалифицированной юридической помощи находящимся там лицам без каких-либо ограничений. «Такое умолчание о конституционной гарантии и механизме ее реализации будет неизбежно приводить к нарушениям прав как адвокатов, так и их доверителей. Необходимо четкое закрепление всех необходимых норм, гарантирующих беспрепятственный допуск адвокатов для оказания юридической помощи без какого-либо ущемления прав граждан на ее получение», – подчеркнул вице-президент ФПА РФ.

Гарантия о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленная в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, в равной степени распространяется на всех, в том числе на лиц, находящихся на объектах (территориях) системы МВД России по различным основаниям (включая свидетелей и лиц, доставленных для составления протокола об административном правонарушении), и не должна подлежать ограничению в зависимости от места нахождения данного лица и вида оказываемой ему юридической помощи, отмечается в правовой позиции ФПА РФ.

«Правовая неопределенность содержащихся в Требованиях норм и пробелы правового регулирования могут привести к разночтениям и возможным нарушениям прав как адвокатов (защитников, представителей, а также адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий), так и их доверителей. Необходимо четкое закрепление норм, которые бы гарантировали допуск адвокатов для оказания ими квалифицированной юридической помощи на объекты (территории) системы МВД без ущемления прав защиты и представительства по различным категориям дел», – указано в документе.

Правовая позиция содержит конкретные предложения по доработке ряда положений Требований. В частности, относительно круга лиц, допускаемых на объекты (территории) системы МВД России, предлагается изложить в новой редакции п. 1, 5, 6, 21 Требований; относительно целей организации пропускного и внутриобъектового режима предлагается изложить в новой редакции п. 1.1. Требований.
Относительно документов для пропуска на объекты (территории) системы МВД России в правовой позиции ФПА РФ подчеркивается, что необходимо закрепление права на беспрепятственный проход адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к его доверителю при предъявлении удостоверения адвоката, ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, или адвокатской палатой, членом которой является адвокат, либо доверенности на представление интересов лица, которому оказывается квалифицированная юридическая помощь по различным категориям дел. Это не исключает возможности удостоверения личности адвоката посредством предъявления паспорта или заменяющего его документа.

Предлагается изложить п. 8.2. Требований в следующей редакции:
«8.2. Адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) – документа, удостоверяющего наличие у него статуса адвоката (удостоверение адвоката, справка по форме № 5 Приказа Минюста от 23.04.2014 № 85 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации»), ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, или адвокатской палатой, членом которой является адвокат, либо доверенности на представление интересов лица, которому оказывается квалифицированная юридическая помощь по различным категориям дел».

При этом указывается, что измененные нормы Требований о беспрепятственном проходе адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к своему доверителю необходимо распространить как в отношении п. 1–52 Требований, так и в отношении раздела VII «Осуществление пропускного и внутриобъектового режимов на отдельных объектах системы МВД России» (п. 53–54.5) Требований.

Правовая позиция ФПА РФ содержит также предложения по доработке Требований в плане отсылок на нормативно-правовую базу оснований и порядка пропуска на объекты (территории) системы МВД России. Отмечается, что комплексное указание на данные положения федерального законодательства позволит устранить недостаток, выраженный в отсутствии регламентации допуска адвокатов к свидетелям по уголовным делам, к потерпевшим по уголовным делам, к лицам, в отношении которых ведется административное производство, и т.д. Также следует учитывать, что гарантия о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленная в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, в равной степени распространяется на всех, в том числе и на лиц, находящихся под стражей, не должна подлежать ограничению и предусматривает право получения квалифицированной юридической помощи по различным категориям дел.

В связи с этим ФПА РФ предлагает п. 38 Требований изложить в следующей редакции:
«Пропуск лиц для проведения свиданий с подозреваемым и обвиняемым осуществляется в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

Пропуск адвоката для проведения свиданий с подозреваемым, обвиняемым, а также с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо с лицом, доставленным для составления протокола об административном правонарушении, осуществляется на основании положений ст. 14 Федерального закона от 07 февраля 20111 года № 3-ФЗ «О полиции», статей 11, 16, 42, 44, 45, 46, 47 и 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, статей 25.1 и 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ, статьи 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также настоящих Требований».

Кроме того, после п. 38 Требований предлагается ввести новые пункты и примечание:
«38.1. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к задержанным или доставленным лицам, находящимся в подразделении МВД РФ, осуществляется в соответствии с положениями пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ “О полиции”.
38.2. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) для участия в производстве следственных или процессуальных действий осуществляется в соответствии с положениями статей 49 и 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

38.3. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) для участия в производстве по делам об административных правонарушениях с лицами, находящимися в подразделении МВД РФ, осуществляется в соответствии с положениями статей 25.1 и 25.5 Кодекса административного производства РФ».

В своей правовой позиции ФПА РФ подчеркивает, что Требования не содержат положения, регулирующего порядок пропуска адвоката (защитника/представителя), прибывшего в отдел полиции к следователю (дознавателю) либо оперативному сотруднику для участия в производстве по уголовному делу. Данный пробел многократно становился и в будущем может стать поводом для различных конфликтных ситуаций между адвокатами и сотрудниками полиции. Между тем ежедневно тысячи адвокатов посещают объекты системы МВД РФ, осуществляя свои профессиональные полномочия и оказывая гражданам предусмотренную ст. 48 Конституции РФ квалифицированную юридическую помощь.

В связи с этим, по мнению ФПА РФ, необходимо внести в Требования дополнения, касающиеся беспрепятственного допуска адвокатов к следователю (дознавателю) либо оперативному сотруднику для участия в производстве по уголовному делу, по аналогии со ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при наличии удостоверения адвоката и ордера.

Относительно разрешенных для внесения (вынесения) предметов на объекты (территории) системы МВД России в правовой позиции ФПА РФ содержится предложение ввести в Требования новый п. 12.1, предусматривающий:
«Адвокатам (защитникам, представителям, адвокатам, оказывающим юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), прибывшим для выполнения своих профессиональных обязанностей на объекты МВД РФ, разрешается вносить (выносить) телефоны, технические средства (фотоаппараты) для копирования (фотокопирования) ими материалов уголовных и административных дел, в соответствии с правилами, предусмотренными УПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации».

Относительно правил осмотра сотрудников и посетителей объектов (территорий) системы МВД России ФПА РФ предлагает п. 11 Требований, касающийся осмотра сотрудников и посетителей, дополнить предусмотренными законом гарантиями адвокатской деятельности, изложив его в следующей редакции:
«Личный осмотр сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей, осмотр находящихся при них вещей, осмотр транспортных средств при въезде на объекты системы МВД России и выезде с объектов системы МВД России осуществляется с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов, устранения угроз безопасности граждан, недопущения хищений имущества, обеспечения сохранности и недопущения разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
Личный осмотр, осмотр вещей, находящихся при адвокатах (защитниках, представителях, адвокатах, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), осуществляется с изъятиями, предусмотренными федеральным законодательством».

При этом, указывается в правовой позиции, в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов системы МВД России возможно установление требования о необходимости продемонстрировать работоспособность электронного устройства (например, персонального компьютера), без права требовать демонстрации содержащейся на таком устройстве информации.
Пункт 13 Требований предлагается дополнить указанием на то, что «к специальным техническим средствам для несанкционированного (негласного) получения информации не относятся мобильные телефоны, принадлежащие адвокатам (защитникам, представителям, а также адвокатам, оказывающим юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий), фотоаппараты, предназначенные для копирования материалов дела, а также иные технические средства, специально не предназначенные для несанкционированного (негласного) получения информации».

Также предлагается новая редакция п. 15 Требований, согласно которой «при осмотре сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей, осмотре находящихся при них вещей, осмотре транспортных средств производится визуальное обследование одежды, находящихся при лице носимых вещей, внешних поверхностей, салона и багажного отделения транспортного средства».

Кроме того, предлагаемая в правовой позиции новая редакция п. 17 Требований предусматривает, что «отказ в пропуске на территорию объекта системы МВД России адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), предъявившего документы, перечисленные пунктом 8.2. Требований, не допускается».

Приложение № 1 к Требованиям, содержащее примерный перечень документов, используемых для удостоверения личности гражданина РФ, ФПА РФ предлагает дополнить п. 10, предусматривающим отнесение к данному перечню удостоверения адвоката либо справки по форме № 5 приказа Минюста России от 23 апреля 2014 г. № 85 “Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации”».

С полным текстом правовой позиции ФПА РФ можно ознакомиться здесь https://fparf.ru/documents/fpa-rf/the-legal-position-of-fpa/pravovaya-pozitsiya-federalnoy-palaty-advokatov-rossiyskoy-federatsii-po-proektu-prikaza-mvd-rossii/.


 

17.12.2024

ФПА РФ

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации. Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации.
    Вектор обсуждения задал Министр Юстиции РФ Александр Коновалов, который заявил: «Нам важно понять и определить, каким должно быть сегодня право, как оно должно вмешиваться в нашу жизнь, и какими должны быть мы в отношении к этому праву».
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...