Минздрав считает абсолютно здоровыми 85% старшеклассников, врачи не нашли ни одного

Минздрав считает абсолютно здоровыми 85% старшеклассников, врачи не нашли ни одного

Если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди одиннадцатиклассников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. К таким выводам пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ, которые проводили обследование с 2005 по 2015 годы в московских школах.

Доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ Ирина Рапопорт рассказал «Известиям», что всего клинические наблюдения проводились за 426 детьми из четырех школ, расположенных в разных округах Москвы.

На протяжении 11 лет каждый год в апреле врачи проводили обследование детей в школах. Оно включало педиатрический осмотр, трехкратное измерение артериального давления, осмотр ортопедом и офтальмологом, неврологом, оториноларингологом и кардиологом. Кроме того, проводилось анкетирование учащихся для выявления жалоб и анкетирование родителей для уточнения анамнеза функциональных отклонений и хронических заболеваний у школьников. В общей сложности было проведено более 25 тыс. врачебных осмотров и проанализировано 3,6 тыс. анкет.

В результате в первом классе к I группе здоровья, то есть к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, а к концу школы таких учащихся не было вовсе. За этот же период произошло уменьшение отнесенных II группы здоровья (практически здоровы) с 44,4% до 34,0%. Одновременно увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III и IV группы здоровья) с 0 до 4,6%.

Всего с 2005 по 2015 год среди детей распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7%, а хронических болезней — на 52,8%.

Среди функциональных отклонений самые распространенные: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройства зрения. А среди хронических — язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.

Ирина Рапопорт отметила, что по сравнению с началом 1990-х, то есть за 25 лет, состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,4–2,7 раза, а по частоте встречаемости хронических болезней на 40–70%. При этом питание в то время в детских образовательных учреждениях было хуже, чем сейчас.

— Постоянно растет учебная нагрузка, дети находятся в стрессовой ситуации в связи с подготовкой и сдачей Единого государственного экзамена и экзаменов в 9-м классе. Реорганизация учебных учреждений также сказалась на психологическом климате в школах. Все эти психологические факторы привели к увеличению распространенности психосоматических заболеваний у детей, — рассказала профессор.

Она также отметила, что частота нарушений здоровья у мальчиков выше по сравнению с девочками на протяжении практически всего периода обучения в школе. Однако к 11 классу девочки перегоняют одноклассников-мальчиков как по распространенности функциональных отклонений, так и хронических болезней.

— Это объясняется тем, что, с одной стороны, девочки быстрее включаются в учебный процесс, чем мальчики, и лучше справляются со школьной нагрузкой. Однако уже в старших классах они более усердно занимаются, чем мальчики, больше переживают из-за экзаменов, в результате у них чаще развиваются психосоматические нарушения, — сказала Ирина Рапопорт.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский отметил, что если взрослым по трудовому кодексу разрешается работать по 40 часов в неделю, то из «Санитарно­-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» следует, что у детей на учебу и выполнение домашней работы уходит около 47 часов.

— Для детей учеба — это то же самое, что для взрослого работа. И мы видим, что дети не просто перегружены, а работают значительно дольше своих родителей, — сказал эксперт. — У меня дочь растет, я вижу, как меняется система образования и как детям тяжело.

Директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский, напротив, уверен, что состояние здоровья детей зависит не от школы, а от наследственности, питания и экологии.

— Нужно обратить внимание на то, каким воздухом дети дышат, чем занимаются дома и что едят. Школа здесь при чем? — сказал педагог.

Однако руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин придерживается противоположного мнения.

— Перед образовательной организацией стоит задача — сохранить ребенку здоровье, с которым он в нее пришел. Мы должны больше внимания уделять вопросу профилактических мероприятий в школах. Но не имея конкретной программы действий и критериев, директора школ не могут эффективно работать в этом направлении, — сказал эксперт.

Ирина Рапопорт сообщила, что данные исследования НИИ не совпадают со статистикой Минздрава:

— В министерстве картина более радужная: абсолютно здоровы 30% школьников, а имеют хронические заболевания (III группа здоровья) только 20%, в то время как наши исследования показали, что абсолютно здоровых детей в школах практически нет, а хронические заболевания выявлены у 45-60% обучающихся в зависимости от возраста.

Между тем, в пресс-службе Минздрава «Известиям» предоставили совсем иные данные — за последнее время, по информации ведомства, увеличилось число полностью или практически здоровых детей, то есть относящихся к I и II группе здоровья, до 84,6 % от всего детского населения.

По итогам 11-летнего исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ издал сборник  «Руководство по медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях». В нем сформулированы пошаговые рекомендации по профилактике школьно обусловленных заболеваний. В школы рекомендации не внедрены, и пока они доступны только на сайте НИИ. В то же время в Министерстве здравоохранения РФ отметили, что эти рекомендации будут учтены в работе ведомства.

Такую разницу в цифрах эксперты объясняют качеством осмотра детей в школах. В соответствии с приказом Минздрава N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» один раз в год школьники и детсадовцы проходят профилактические осмотры в поликлиниках. На основании этих обследований детей относят у той или иной группе здоровья. Однако, как отмечают эксперты, такие осмотры обычно формальны и поспешны, отсюда низкая выявляемость нарушений здоровья и, как следствие, хорошая общая статистика.

20.06.2017

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее об этом

Ранее об этом

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое