Президент CCBE принял к сведению замечания президента ФПА РФ
В ФПА РФ поступил ответ на обращение в CCBE о ситуации с оказанием юридической помощи гражданам России, сложившейся в европейских государствах.
Как сообщалось, 15 декабря 2022 г. Юрий Пилипенко, на тот момент занимавший пост президента ФПА РФ, направил г-ну Джеймсу МакГиллу, являвшемуся в тот период президентом Совета адвокатских палат и юридических обществ Европы (CCBE), письмо с просьбой предпринять возможные и необходимые меры для недопущения дискриминации граждан и юридических лиц Российской Федерации при реализации ими права на квалифицированную юридическую помощь в государствах – членах и наблюдателях CCBE. В ответном письме, адресованном президенту ФПА РФ Светлане Володиной, действующий президент CCBE Панайотис Перакис сообщил, что принял к сведению замечания президента ФПА РФ по поводу оказания юридических услуг гражданам России. Он подчеркнул, что CCBE всегда считал, что обязательства, изложенные в Хартии об основных правах, должны уважаться и соблюдаться при любых обстоятельствах, и в этом отношении CCBE всегда будет обеспечивать защиту права на представительство в отношении санкций или любых других вопросов, в соответствии с Хартией. Президент CCBE поблагодарил президента ФПА РФ за письмо и выразил надежду на продолжение обсуждения этого вопроса или связанных с ним тем.
В письме Юрия Пилипенко также отмечалось, что российскими адвокатами квалифицированная юридическая помощь оказывалась и оказывается по обращениям иностранных граждан и организаций без каких-либо ограничений.
В ответном письме на имя действующего президента ФПА РФ Светланы Володиной президент CCBE Панайотис Перакис выразил благодарность Федеральной палате адвокатов РФ за постоянное сотрудничество в отношении работы CCBE по защите адвокатов.
Президент CCBE отметил, что принял к сведению замечания президента ФПА РФ по поводу оказания юридических услуг гражданам России.
В связи с этим он сообщил, что 6 октября 2022 г. Совет Европейского Союза согласовал меры по запрету предоставления юридических консультационных услуг в определенных ситуациях. В результате этих мер в настоящее время запрещено прямо или косвенно оказывать юридические консультационные услуги Правительству России или юридическим лицам, организациям или органам, учрежденным в России.
Данные меры предусматривают, что «юридические консультационные услуги» охватывают: предоставление юридических консультаций клиентам по неспорным вопросам, включая коммерческие сделки, связанные с применением или толкованием закона; участие с или от имени клиентов в коммерческих сделках, переговорах и других сделках с третьими лицами; подготовку, оформление и проверку юридических документов.
«Юридические консультационные услуги» не включают представительство, консультации, подготовку документов или проверку документов в контексте услуг по юридическому представительству, а именно в делах или разбирательствах в административных органах, судах или иных должным образом учрежденных официальных органах рассмотрения дел, а также в арбитраже или при медиации.
В письме президента CCBE указано, что запрет не распространяется на оказание услуг, строго необходимых для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты; на предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам в государстве-члене или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене.
Кроме того, запрет не распространяется на оказание услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, учрежденными в России, которые принадлежат или контролируются исключительно или совместно с юридическим лицом, организацией или органом, которые зарегистрированы или созданы в соответствии с законодательством государства-члена, страны – участницы Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера, как указано в Приложении VIII к Мерам.
Панайотис Перакис сообщил: «CCBE провел консультации со своими членами относительно практических и правовых последствий новых мер. После этой консультации мы получили ряд замечаний от наших делегаций. Мы связались с Европейской комиссией, чтобы получить разъяснения по некоторым аспектам новых мер, поскольку это позволит нам оказать помощь нашим членам. В настоящее время мы ожидаем ответа от Комиссии».
Президент CCBE сослался на статью 47 Хартии основных прав Европейского Союза, которая устанавливает «Право на эффективное обжалование и на доступ к беспристрастному суду». Это положение предусматривает, что: «Каждое лицо, чьи субъективные права и свободы, гарантированные правом Союза, были нарушены, управомочено на эффективное обжалование в суд при соблюдении условий, предусмотренных в настоящей статье.
Каждое лицо имеет право на справедливое, публичное рассмотрение его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, который предварительно учрежден законом. Каждое лицо может пользоваться услугами адвоката, защищать себя и иметь представителя. Тем, кто не располагает достаточными средствами, предоставляется юрисдикционная помощь в той мере, в которой данная помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к правосудию».
Панайотис Перакис подчеркнул, что CCBE всегда считал, что обязательства, изложенные в Хартии об основных правах, должны уважаться и соблюдаться при любых обстоятельствах, и в этом отношении CCBE всегда будет обеспечивать защиту права на представительство в отношении санкций или любых других вопросов в соответствии с Хартией об основных правах.
В заключение президент CCBE поблагодарил президента ФПА РФ за письмо и выразил надежду на продолжение обсуждения этого вопроса или связанных с ним тем.
13.01.2023
Комментарии на форуме