ФОРМЕННОЕ ОТЛИЧИЕ
СЛУШАТЬ ЭФИР
(24.11.2022)
Министерство просвещения все же намерено закрепить на законодательном уровне ношение школьной формы. Об этом глава ведомства заявил, выступая в Госдуме. Несмотря на то, что в половине российских школ установлен дресс-код для учеников, вопрос обязательности школьной формы до сих пор остается дискуссионным. Единого мнения нет ни по одному пункту, начиная с деталей вроде цветов и покроя до фундаментального: что важнее – свобода или равенство?
Сакральный смысл
Для британского общества и, особенно, британской элиты школьная форма – это святое, предмет гордости и истовой преданности. Британский лорд может быть одет в обноски, но носки или галстук у него будут цветов его школы, и попытка их отобрать будет приравнена к попытке лишить воинское формирование флага. В российском обществе, уставшем от долгого периода уравниловки и обезличивания, к такому пока не готовы. Но уже готовы обсуждать варианты. Их много, и это точно не коричневые платья с черными передниками и синие курточки с эмблемой. Предлагается ни в коем случае не прописывать единообразие, а дать возможность выбирать стиль формы школам в зависимости от особенностей учебного процесса. То есть, это может быть и клубный стиль, и спорт-шик, и кэжуал. Придется учитывать и финансовое неравенство: не каждый родитель способен купить пиджачок за 3 тыс. руб. максимум на два года. Особо жаркие споры ведутся вокруг состава материалов. Тут уже речь идет о здоровье и это принципиально важно. Естественно, качество дешевым не бывает, и все снова упирается в п. 2 «неравенство». Но с другой стороны, форма внешне его сглаживает. Все это говорит лишь об одном: законодательное закрепление обязательной школьной формы – процесс очень непростой.
Честь мундира
При этом большинство экспертов убеждены, что альтернативы ему нет. С тех пор, как в России в 1799 году появилась форма для губернаторов, гражданский и военный мундиры развивались параллельно и иногда конфликтовали: военному не нравится подражательство гражданского. С тех пор изменилось немногое, униформа и сейчас – маркер принадлежности. По статистике, почти половина работающих людей трудится в униформе. Опросы показывают, что 65% опрошенных больше доверяют компаниям с униформой. Недавнее исследование показало, что она делает работающих в ней людей на 22% счастливее, при условии, что хорошо сшита, подходит по размеру и внешне нравится. Но есть и обратная сторона: униформа в значительной степени «гасит» человека, уравнивает его с другими по статусу, лишает части индивидуальности, в то время как для подростков важно самовыражение. Форма может лишить их навыков самостоятельного выбора стиля, но научит вычеркивать из общения тех, кто выглядит «не так».
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»
Лучше направить госсредства на зарплату педагогов, чем на компенсацию цены единой школьной формы
Школьная форма выполняет следующие функции: дисциплинирует, что подтверждено исследованиями, снижает демонстративный уровень социального неравенства и позволяет нередко ученикам одной школы отличаться от учеников другой. Согласно современному законодательству регионам дано право устанавливать единые требования к школьной одежде. Это правильно, поскольку регионы отличаются не только в территориальном, но и в культурном плане. Соответственно, школам разрешено при согласии родителей вводить собственную школьную форму. Думается, что этого достаточно в сфере ее регулирования.
Если же будет вводиться обязательная школьная форма единая для всей России, то этот процесс может вызвать проблемы в разных регионах. Это потребует от родителей дополнительных затрат, а учитывая, что количество бедных семей в стране больше, чем показывает официальная статистика, не все смогут их осилить. Соответственно, надо бы компенсировать родителям затраты на школьную форму. С уверенностью можно сказать, что это не самая необходимая статья затрат госбюджета, есть другие сферы, более нуждающиеся в финансовых вливаниях, в частности, оплата труда педагогов для преодоления острейшего кадрового кризиса в регионах.
Вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ
Адвокат должен быть выделен мантией как равноправный участник рабочей группы суда
Адвокатская мантия, на введении которой настаивает уже много лет профессиональное сообщество, – это не форменная одежда и, тем более, не мундир. Мантия показывает принадлежность к определенной профессии и дает возможность адвокату чувствовать себя более свободным в выборе повседневной одежды, особенно учитывая необходимость постоянных перемещений не только в черте населенного пункта, но и между городами и часовыми поясами. В чем бы адвокат ни был одет, надев мантию, он может смело идти в процесс в любой момент.
Кроме того, и судьи и прокуроры отделены мантией и форменной одеждой от других участников процесса, чего не скажешь об адвокатах, которых зачастую не отличить от подзащитных. С чисто психологической точки зрения важно, чтобы у судьи формировался образ рабочей группы суда.
Еще один немаловажный аспект заключается в том, что любая форма, и, в частности, адвокатская мантия, приводит в сосредоточенность мыслей, определяет поведение. В качестве примера можно привести те изменения, которые происходит, когда, например, мужчина надевает военную форму, а женщина – бальное платье. То есть, человек сосредотачивается на той задаче, которую он выполняет, надев тот или иной наряд.
Также мантия – это дань древней традиции, когда адвокаты надевали мантию дабы подчеркнуть принадлежность к корпорации адвокатов, как некий зримый элемент гордости за высшую степень квалификации. Притом, что в России нет адвокатской монополии, такое разделение послужило бы на пользу адвокатуре.
Врач, клинический фармаколог, токсиколог. Эксперт общероссийского движения «Сильная Россия»
Единая форма стимулирует выделяться не одеждой, а знаниями
Ношение форменной одежды военными, госслужащими, врачами – это, прежде всего, ритуал. Не всегда его цель утилитарна, больше он носит психологический эффект. Изначально белый халат врача появился как форменная одежда, так как оперировать в жилете и галстуке было неправильно и несподручно. Хотя с точки зрения чистоты и септики он никакую функцию не нес, а вот ритуальная сторона его применения была колоссальной.
Применительно к школьной форме, ритуальная значимость ее ношения гораздо выше. Ведь дети в ней взрослеют и развиваются, приучаясь к дисциплине, к отсутствию видимых различий в имущественном плане. Последний момент с точки зрения детской психологии имеет важнейшее значение, а также как один из решающих мотивов развития учеников и студентов в профессиональном плане. Шесть лет студенты-медики носят белые халаты. Таким образом, внешне никак нельзя особо выделиться из сотен других молодых людей. Остается одно – быть более успешным, провести больше операций, исследований, получить и показать больше знаний.
Еще один неочевидный, но значимый фактор форменной одежды заключается в цветотерапии. Как известно, различные цвета оказывают мощное воздействие на психику человека, его эмоциональное состояние и интеллектуальный тонус. Об этом хорошо знают не только психологи, но и психиатры. Исходя из этого, в случае введения единой школьной формы на федеральном уровне было бы неплохо включить в нее белый и синий цвета – они спокойны, сдержаны и достойны.
Руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования
К введению единой школьной формы не готовы ни родители, ни легкая промышленность
Существует мнение, что форма определяет содержание, но, думается, что в нынешней непростой ситуации, связанными с внешнеполитическими и экономическими моментами, в первую очередь стоит заботиться о качестве образования, которое пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. Сигналов об улучшении качественных показателей образования пока нет.
На этом фоне очередная волна обсуждения необходимости введения единой школьной формы вызвала в обществе традиционно неоднозначную реакцию. В первую очередь из-за финансовых вопросов, так как непонятно, «за чей счет банкет», кто будет платить за покупку новой школьной формы. Пока все говорит о том, что эта обязанность ляжет на плечи, а, точнее, кошелек родителей. А также о том, что школьная форма даже при массовом производстве будет существенно дешевле, в рамках социальной нормы. Во всяком случае, сейчас в тех школах, где введена школьная форма, родители это на себе ощущают в полной мере, так как компании, которые по заказу ее шьют, задирают цены.
Нет никакой уверенности, что что-то изменится в этом плане даже в условиях массового производства. К тому же наладить его тоже проблематично – легкая промышленность России находится в плачевном состоянии – то есть, крупных производителей, которые способны предоставить необходимые мощности и объемы, в стране нет. Наши швейные предприятия отшивают лишь малые партии, крупные поступают извне, как и сырье для них.
24.11.2022
Комментарии