СЕКСПРОСВЕТ
СЛУШАТЬ ЭФИР
(26.01.2023)
Депутаты Госдумы в ходе круглого стола намерены обсудить, нужен ли в школе специальный предмет по основам сексуального воспитания и необходимо ли вводить такой предмет законом? Вообще, просто удивительно, что вроде бы простенький детский вопрос: «как я появился?» столетиями вызывает ступор взрослых, а споры о том, кто должен на него отвечать – родители или педагоги и надо ли вообще половое просвещение в школах, так и не разрешились за многие десятилетия. Два непримиримых лагеря продолжают спорить до хрипоты, а все попытки ввести в школах секспросвет оборачивались громкими увольнениями, протестами и угрозами обращения в прокуратуру. Одни говорят, что этот предмет – про здоровье и любовь, вторые – что про распущенность.
Запретный плод
Первый раз в российской истории государство озаботилось этим вопросом в 1924 году: Коммунистический университет имени Свердлова издал брошюру «12 половых заповедей революционного пролетариата». Затем тема стала табуированной ровно на 70 лет. В 1994 году Борис Ельцин подписал федеральную программу «Дети России», запустившую ряд занятий по половому воспитанию школах. Продержалась затея недолго – до 1997 года, когда общественность сделала все, чтобы сексуальное воспитание не попало в школьную программу. В 2012 году поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запретили «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет. Это стало еще одним препятствием на тернистом пути секспросвета в школы.
Недетская проблема
Его сторонники приводят железобетонные аргументы: Россия по количеству зараженных ВИЧ-инфекций (за 2021 год более 1,5 миллиона человек) уверенно приближается к показателям Африки. Каждый пятый аборт в стране делают девушки от 10 до 18 лет. При этом средний возраст начала половой жизни в России – 16 лет, более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% – в 14-15 лет. Вот эксперты и интересуются: если детям никто в школе о сексе не рассказал, как же они им занимаются? И напоминают, что в странах, где о половом воспитании начинают говорить чуть ли не с первых классов (а это большинство стран Европы, США, Канада и Великобритания), возраст первого полового контакта превышает 17 лет. Противники на это возражают, что разговор разговору рознь, и такого, как в Англии, где о половых взаимоотношениях приглашают рассказывать гендер-флюидов, нам не надо. И если пока нет программы, которая грамотно расскажет, что секс – это про ответственность, любовь, семью и детей, то нечего и браться.
По статистике ВЦИОМ около 60% опрошенных россиян поддерживают введение мер полового воспитания. Процент школьников, которые за это, еще выше – по разным оценкам от 62 до 94%. Детям нужен такой разговор, но кто его должен вести? Каждый ли родитель сможет правильно объяснить ребенку взрослые темы? Дозрело ли общество до введения секспросвета в школах и нужен ли для его введения отдельный федеральный закон?
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования
Школа и родители не готовы к серьезным беседам с детьми о взаимоотношениях полов
Тема сексуального просвещения детей достаточно сложная и неоднозначная, она достаточно давно обсуждается в обществе, в экспертных сообществах, законотворческих кругах. Думается, что в первую очередь, рассказать про взаимоотношения полов – это задача семьи. Школа, если и вступит на этот путь, рискует наломать дров. В качестве источников информации на эту тему можно использовать массу художественных произведений, которые в мягкой доступной форме способны осуществить просветительскую функцию, ведь и не у всех родителей имеется достаточно собственных навыков беседы и знаний для этого. Здесь им помогло бы самопросвещение. Не факт, что с этой задачей в школе справятся даже психологи, так как многие из них приходят в учебные заведения после окончания вуза и не обладают ни профессиональным, ни личностным опытом для просветительской работы в этой теме.
Таким образом, приходится признать, что ни школа, ни родители сейчас не готовы к разговорам с детьми о половом воспитании и взаимоотношениях полов, не краснея, используя нормативную лексику и определенные термины, которые не вызывали бы отторжения и смеха у детей.
Заместитель председателя управляющего Совета, председатель родительской общественности школы № 1409 г. Москвы
Давать знания о половой жизни детям должны специалисты, а не сомнительные источники
Главная ответственность по половому воспитанию детей лежит на родителях, и никто ее с них не снимает, однако школа также должна стать центром просвещения в этой сфере. Эти знания уже отчасти даются в рамках школьной программы, в частности, в курсах биологии, безопасности жизнедеятельности, даже в рамках уроков о важном, где обсуждаются темы семейных ценностей. Достаточно ли этих знаний, надо ли вопросы полового просвещения давать развернуто, кто должен преподавать этот предмет – вопросов тут немало. Представляется, что наилучшим вариантом было бы приглашение профильных специалистов – медиков, психологов, социологов. Они смогут грамотно подать полную информацию о профилактике заболеваний, предупреждении нежелательной беременности и так далее. Но даже не это главное, намного важнее сформировать у детей правильные установки в отношении репродуктивного здоровья.
Часть родителей опасаются, что такие уроки вызовут нездоровый и ранний интерес к сексуальной жизни у детей, но, скорее, это эмоциональная проекция собственного опыта. Речь ведь идет о безопасности и будущем собственного ребенка, и, может, стоило бы более трезво взвесить все за и против в вопросе полового воспитания. Надо понимать, что если знания об этой теме дети не получат от грамотных профессионалов, их им дадут другие источники с неизвестно какими акцентами и целями.
Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала»
Попытки включить сексуальное просвещение в школьную программу – часть прозападной стратегии
Сексуальное просвещение ведет к распущенности, а попытки включить его в школьную программу – часть большой прозападной стратегии. С началом специальной военной операции Россия вышла из большого количества международных конвенций, в том числе далеко отошла от западных подходов к взаимоотношениям полов, так как четко вырисовался контур двух концепций – западной, признающей все перверсии и половые извращения, и российской, которая строится на защите традиционных ценностей. Те люди, которые снова предлагают включить сексуальное просвещение в школьную программу, выступают, ни много ни мало, против государственной концепции безопасности, где прописана защита наших ценностей. Сексуальное просвещение России пытаются навязать уже лет тридцать, и всем давно понятно, в чем его суть и кто его продвигает.
По российскому законодательству за воспитание детей отвечают родители, об этом прямо говорят и Семейный кодекс, и закон об образовании. Школьные организации и муниципалитеты обязаны помогать родителям в воспитании. Если родитель запросит помощи в объяснениях, то в рамках утвержденных программ, ему должны помочь. Но вводить в школах извращение – курс сексуального просвещения, который ведет к развращению детей, – категорически нельзя.
Председатель комиссии по открытости власти, информационной политике и коммуникациям Общественной палаты Московской области, старший преподаватель Московского института психоанализа
Подходы к сексуальному просвещению должны учитывать культурные различия
По закону об образовании воспитание и обучение – часть единого контекста, которое и является образованием. Что касается сексуального просвещения, то это тонкая настройка и ею нельзя пользоваться без учета менталитета и традиций народов, населяющих Россию. В первую очередь необходимо руководствоваться уважением к их гендерным взаимодействиям. У всех ведь разные установки в этом плане не только на уровне сексуальных контактов, но даже прикосновений, правил общения и так далее. В этом контексте любое насаждение общих подходов к освещению и, тем более, к массовому преподаванию столь приватных тем, было бы неправильным. Ведь есть не только личное, но и общественное целомудрие. Грубое вмешательство в формирование традиционных гендерных отношений может только навредить им.
В целом же, при учете названных культурных различий и культурного разнообразия, заниматься половым просвещением должны и родители, и школа, и специально привлеченные для отдельных лекций профильные специалисты. Если об этом не будут говорить значимые для ребенка взрослые, то он об этом узнает из отвратительных источников.
Практикующий семейный и детский психолог, многодетная мама
Информация о половом воспитании нужна взрослым, а они уже смогут правильно передать ее детям
Градус напряжения по теме просвещения детей о взаимоотношениях полов можно снять смысловыми акцентами и более точными определениями. В английском языке слово «sex» обозначает пол, и должно переводиться так. То есть, непосредственно сексуальное просвещение предназначено подросткам в возрасте 14 лет, а вот половое воспитание можно вести уже с двух-трех лет. И делать это должны в первую очередь родители или близкий человек, который воспитывает ребенка. Информацию по этим вопросам следует выдавать последовательно, с накопительным эффектом. В свои 14 лет ребенок должен знать о взаимоотношениях полов все. В это «все» входят и физиологические различия, и нравственные основы, и вопросы безопасности, и принципы уважения к другому человеку, и принятие себя. Также немаловажным является и умение выстраивать личностные границы. Вот об этом можно начинать рассказывать ребенку уже с двух лет: о его теле, об отношении к нему, о том, кто может к нему прикасаться.
Есть несколько возрастных категорий полового воспитания ребенка: два – три года, четыре – семь лет, восемь – одиннадцать и двенадцать – четырнадцать. В каждом из них по принципу накопительной информации должна подаваться новая информация по возрастающей. Если же всю информацию одновременно ребенок получит в школе, к тому же от чужого ему человека, то он может испытать шок. И если в раннем периоде часть информации будет еще излишней и преждевременной, то в позднем – может стать запоздалой.
В этой связи стоит обратить внимание на просвещение родителей в этих вопросах. Если родителю сложно говорить о темах интимного характера, то ему самому сначала надо сходить к психологу, психотерапевту, заняться самообразованием, чтобы снять излишнюю скованность и стыдливость в этих вопросах. Ведь абсолютно понятно, что когда рождается ребенок, родителям рано или поздно придется отвечать на неудобные вопросы и говорить с ним на взрослые темы.
26.01.2023
Комментарии