СЕКСПРОСВЕТ

СЕКСПРОСВЕТ

Депутаты Госдумы в ходе круглого стола намерены обсудить, нужен ли в школе специальный предмет по основам сексуального воспитания и необходимо ли вводить такой предмет законом? Вообще, просто удивительно, что вроде бы простенький детский вопрос: «как я появился?» столетиями вызывает ступор взрослых, а споры о том, кто должен на него отвечать – родители или педагоги и надо ли вообще половое просвещение в школах, так и не разрешились за многие десятилетия. Два непримиримых лагеря продолжают спорить до хрипоты, а все попытки ввести в школах секспросвет оборачивались громкими увольнениями, протестами и угрозами обращения в прокуратуру. Одни говорят, что этот предмет – про здоровье и любовь, вторые – что про распущенность.

Запретный плод

Первый раз в российской истории государство озаботилось этим вопросом в 1924 году: Коммунистический университет имени Свердлова издал брошюру «12 половых заповедей революционного пролетариата». Затем тема стала табуированной ровно на 70 лет. В 1994 году Борис Ельцин подписал федеральную программу «Дети России», запустившую ряд занятий по половому воспитанию школах. Продержалась затея недолго – до 1997 года, когда общественность сделала все, чтобы сексуальное воспитание не попало в школьную программу. В 2012 году поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запретили «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет. Это стало еще одним препятствием на тернистом пути секспросвета в школы.

Недетская проблема

Его сторонники приводят железобетонные аргументы: Россия по количеству зараженных ВИЧ-инфекций (за 2021 год более 1,5 миллиона человек) уверенно приближается к показателям Африки. Каждый пятый аборт в стране делают девушки от 10 до 18 лет. При этом средний возраст начала половой жизни в России – 16 лет, более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% –  в 14-15 лет. Вот эксперты и интересуются: если детям никто в школе о сексе не рассказал, как же они им занимаются? И напоминают, что в странах, где о половом воспитании начинают говорить чуть ли не с первых классов (а это большинство стран Европы, США, Канада и Великобритания), возраст первого полового контакта превышает 17 лет. Противники на это возражают, что разговор разговору рознь, и такого, как в Англии, где о половых взаимоотношениях приглашают рассказывать гендер-флюидов, нам не надо. И если пока нет программы, которая грамотно расскажет, что секс – это про ответственность, любовь, семью и детей, то нечего и браться. 
По статистике ВЦИОМ около 60% опрошенных россиян поддерживают введение мер полового воспитания. Процент школьников, которые за это, еще выше – по разным оценкам от 62 до 94%. Детям нужен такой разговор, но кто его должен вести? Каждый ли родитель сможет правильно объяснить ребенку взрослые темы? Дозрело ли общество до введения секспросвета в школах и нужен ли для его введения отдельный федеральный закон?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

 

Виктор Панин
Руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования

 

Школа и родители не готовы к серьезным беседам с детьми о взаимоотношениях полов

Тема сексуального просвещения детей достаточно сложная и неоднозначная, она достаточно давно обсуждается в обществе, в экспертных сообществах, законотворческих кругах. Думается, что в первую очередь, рассказать про взаимоотношения полов – это задача семьи. Школа, если и вступит на этот путь, рискует наломать дров. В качестве источников информации на эту тему можно использовать массу художественных произведений, которые в мягкой доступной форме способны осуществить просветительскую функцию, ведь и не у всех родителей имеется достаточно собственных навыков беседы и знаний для этого. Здесь им помогло бы самопросвещение. Не факт, что с этой задачей в школе справятся даже психологи, так как многие из них приходят в учебные заведения после окончания вуза и не обладают ни профессиональным, ни личностным опытом для просветительской работы в этой теме.
Таким образом, приходится признать, что ни школа, ни родители сейчас не готовы к разговорам с детьми о половом воспитании и взаимоотношениях полов, не краснея, используя нормативную лексику и определенные термины, которые не вызывали бы отторжения и смеха у детей.  

 

Александра Афанасьева
Заместитель председателя управляющего Совета, председатель родительской общественности школы № 1409 г. Москвы

 

Давать знания о половой жизни детям должны специалисты, а не сомнительные источники

Главная ответственность по половому воспитанию детей лежит на родителях, и никто ее с них не снимает, однако школа также должна стать центром просвещения в этой сфере. Эти знания уже отчасти даются в рамках школьной программы, в частности, в курсах биологии, безопасности жизнедеятельности, даже в рамках уроков о важном, где обсуждаются темы семейных ценностей. Достаточно ли этих знаний, надо ли вопросы полового просвещения давать развернуто, кто должен преподавать этот предмет – вопросов тут немало. Представляется, что наилучшим вариантом было бы приглашение профильных специалистов – медиков, психологов, социологов. Они смогут грамотно подать полную информацию о профилактике заболеваний, предупреждении нежелательной беременности и так далее. Но даже не это главное, намного важнее сформировать у детей правильные установки в отношении репродуктивного здоровья.
Часть родителей опасаются, что такие уроки вызовут нездоровый и ранний интерес к сексуальной жизни у детей, но, скорее, это эмоциональная проекция собственного опыта. Речь ведь идет о безопасности и будущем собственного ребенка, и, может, стоило бы более трезво взвесить все за и против в вопросе полового воспитания. Надо понимать, что если знания об этой теме дети не получат от грамотных профессионалов, их им дадут другие источники с неизвестно какими акцентами и целями.    

 

Руслан Ткаченко
Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала»

 

Попытки включить сексуальное просвещение в школьную программу – часть прозападной стратегии

Сексуальное просвещение ведет к распущенности, а попытки включить его в школьную программу – часть большой прозападной стратегии. С началом специальной военной операции Россия вышла из большого количества международных конвенций, в том числе далеко отошла от западных подходов к взаимоотношениям полов, так как четко вырисовался контур двух концепций – западной, признающей все перверсии и половые извращения, и российской, которая строится на защите традиционных ценностей. Те люди, которые снова предлагают включить сексуальное просвещение в школьную программу, выступают, ни много ни мало, против государственной концепции безопасности, где прописана защита наших ценностей. Сексуальное просвещение России пытаются навязать уже лет тридцать, и всем давно понятно, в чем его суть и кто его продвигает.
По российскому законодательству за воспитание детей отвечают родители, об этом прямо говорят и Семейный кодекс, и закон об образовании. Школьные организации и муниципалитеты обязаны помогать родителям в воспитании. Если родитель запросит помощи в объяснениях, то в рамках утвержденных программ, ему должны помочь. Но вводить в школах извращение – курс сексуального просвещения, который ведет к развращению детей, – категорически нельзя.       

 

Мария Большакова
Председатель комиссии по открытости власти, информационной политике и коммуникациям Общественной палаты Московской области, старший преподаватель Московского института психоанализа

 

Подходы к сексуальному просвещению должны учитывать культурные различия

По закону об образовании воспитание и обучение – часть единого контекста, которое и является образованием. Что касается сексуального просвещения, то это тонкая настройка и ею нельзя пользоваться без учета менталитета и традиций народов, населяющих Россию. В первую очередь необходимо руководствоваться уважением к их гендерным взаимодействиям. У всех ведь разные установки в этом плане не только на уровне сексуальных контактов, но даже прикосновений, правил общения и так далее. В этом контексте любое насаждение общих подходов к освещению и, тем более, к массовому преподаванию столь приватных тем, было бы неправильным. Ведь есть не только личное, но и общественное целомудрие. Грубое вмешательство в формирование традиционных гендерных отношений может только навредить им.
В целом же, при учете названных культурных различий и культурного разнообразия, заниматься половым просвещением должны и родители, и школа, и специально привлеченные для отдельных лекций профильные специалисты. Если об этом не будут говорить значимые для ребенка взрослые, то он об этом узнает из отвратительных источников. 

 

 

Анна Сергеева
Практикующий семейный и детский психолог, многодетная мама

 

Информация о половом воспитании нужна взрослым, а они уже смогут правильно передать ее детям

Градус напряжения по теме просвещения детей о взаимоотношениях полов можно снять смысловыми акцентами и более точными определениями. В английском языке слово «sex» обозначает пол, и должно переводиться так.  То есть, непосредственно сексуальное просвещение предназначено подросткам в возрасте 14 лет, а вот половое воспитание можно вести уже с двух-трех лет. И делать это должны в первую очередь родители или близкий человек, который воспитывает ребенка. Информацию по этим вопросам следует выдавать последовательно, с накопительным эффектом. В свои 14 лет ребенок должен знать о взаимоотношениях полов все. В это «все» входят и физиологические различия, и нравственные основы, и вопросы безопасности, и принципы уважения к другому человеку, и принятие себя. Также немаловажным является и умение выстраивать личностные границы. Вот об этом можно начинать рассказывать ребенку уже с двух лет: о его теле, об отношении к нему, о том, кто может к нему прикасаться.
Есть несколько возрастных категорий полового воспитания ребенка: два – три года, четыре – семь лет,  восемь – одиннадцать и двенадцать – четырнадцать. В каждом из них по принципу накопительной информации должна подаваться новая информация по возрастающей. Если же всю информацию одновременно ребенок получит в школе, к тому же от чужого ему человека, то он может испытать шок. И если в раннем периоде часть информации будет еще излишней и преждевременной, то в позднем – может стать запоздалой. 
В этой связи стоит обратить внимание на просвещение родителей в этих вопросах. Если родителю сложно говорить о темах интимного характера, то ему самому сначала надо сходить к психологу, психотерапевту, заняться самообразованием, чтобы снять излишнюю скованность и стыдливость в этих вопросах. Ведь абсолютно понятно, что когда рождается ребенок, родителям рано или поздно придется отвечать на неудобные вопросы и говорить с ним на взрослые темы.      

 

 

26.01.2023

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Здравствуйте!

    где связь правовой материи и сексуальной?
    и причем тут школьное образование?

    *
    Депутаты Госдумы в ходе круглого стола намерены обсудить, нужен ли в школе специальный предмет по основам сексуального воспитания и необходимо ли вводить такой предмет законом?
    *
    не буду говорить банальности, про то что всех депутатов пора отправить на строительство дорог в Сибири,
    но разве физика и литература введены каким-то законом в школьную программу?

    закон нужен на реформу семейного кодекса в частности и семейного права в целом.
    половое воспитание граждан это один из разделов этих реальностей: инструмента (кодекса) и института (право).

    иными словами,
    нет смысла обсуждать каким количеством гаек крепить колесо, нужно сначала определить с какой стороны будет руль на автомобиле.

    а не как сейчас - при правостороннем движении ездят авто с разным расположением руля. и даже в ДТП "извращенец" почему-то может быть прав....

    что-то никакого равноправия в семейной жизни наших южных республик мы не наблюдаем. фото в платке на паспорт как и авто с другим рулем.

    если сама власть не против унижения личности и разных рулей, зачем ей закон о трусАх (когда, кому и перед кем ИХ снимать)?
    Написал arbitrius 19.02.2023 14:42
  • Тема сексуального просвещения детей достаточно сложная и неоднозначная, она достаточно давно обсуждается в обществе, в экспертных сообществах, законотворческих кругах. Думается, что в первую очередь, рассказать про взаимоотношения полов – это задача семьи. Школа, если и вступит на этот путь, рискует наломать дров. В качестве источников информации на эту тему можно использовать массу художественных произведений, которые в мягкой доступной форме способны осуществить просветительскую функцию, ведь и не у всех родителей имеется достаточно собственных навыков беседы и знаний для этого. Здесь им помогло бы самопросвещение. Не факт, что с этой задачей в школе справятся даже психологи, так как многие из них приходят в учебные заведения после окончания вуза и не обладают ни профессиональным, ни личностным опытом для просветительской работы в этой теме.
    Таким образом, приходится признать, что ни школа, ни родители сейчас не готовы к разговорам с детьми о половом воспитании и взаимоотношениях полов, не краснея, используя нормативную лексику и определенные термины, которые не вызывали бы отторжения и смеха у детей.  


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 27.01.2023 10:30
  • Главная ответственность по половому воспитанию детей лежит на родителях, и никто ее с них не снимает, однако школа также должна стать центром просвещения в этой сфере. Эти знания уже отчасти даются в рамках школьной программы, в частности, в курсах биологии, безопасности жизнедеятельности, даже в рамках уроков о важном, где обсуждаются темы семейных ценностей. Достаточно ли этих знаний, надо ли вопросы полового просвещения давать развернуто, кто должен преподавать этот предмет – вопросов тут немало. Представляется, что наилучшим вариантом было бы приглашение профильных специалистов – медиков, психологов, социологов. Они смогут грамотно подать полную информацию о профилактике заболеваний, предупреждении нежелательной беременности и так далее. Но даже не это главное, намного важнее сформировать у детей правильные установки в отношении репродуктивного здоровья.
    Часть родителей опасаются, что такие уроки вызовут нездоровый и ранний интерес к сексуальной жизни у детей, но, скорее, это эмоциональная проекция собственного опыта. Речь ведь идет о безопасности и будущем собственного ребенка, и, может, стоило бы более трезво взвесить все за и против в вопросе полового воспитания. Надо понимать, что если знания об этой теме дети не получат от грамотных профессионалов, их им дадут другие источники с неизвестно какими акцентами и целями.    


    Дальше...
    Написал Афанасьева Александра (Александра Афанасьева) 27.01.2023 10:24
  • Сексуальное просвещение ведет к распущенности, а попытки включить его в школьную программу – часть большой прозападной стратегии. С началом специальной военной операции Россия вышла из большого количества международных конвенций, в том числе далеко отошла от западных подходов к взаимоотношениям полов, так как четко вырисовался контур двух концепций – западной, признающей все перверсии и половые извращения, и российской, которая строится на защите традиционных ценностей. Те люди, которые снова предлагают включить сексуальное просвещение в школьную программу, выступают, ни много ни мало, против государственной концепции безопасности, где прописана защита наших ценностей. Сексуальное просвещение России пытаются навязать уже лет тридцать, и всем давно понятно, в чем его суть и кто его продвигает.
    По российскому законодательству за воспитание детей отвечают родители, об этом прямо говорят и Семейный кодекс, и закон об образовании. Школьные организации и муниципалитеты обязаны помогать родителям в воспитании. Если родитель запросит помощи в объяснениях, то в рамках утвержденных программ, ему должны помочь. Но вводить в школах извращение – курс сексуального просвещения, который ведет к развращению детей, – категорически нельзя.       


    Дальше...
    Написал Ткаченко Руслан (Руслан Ткаченко) 27.01.2023 10:19
  • По закону об образовании воспитание и обучение – часть единого контекста, которое и является образованием. Что касается сексуального просвещения, то это тонкая настройка и ею нельзя пользоваться без учета менталитета и традиций народов, населяющих Россию. В первую очередь необходимо руководствоваться уважением к их гендерным взаимодействиям. У всех ведь разные установки в этом плане не только на уровне сексуальных контактов, но даже прикосновений, правил общения и так далее. В этом контексте любое насаждение общих подходов к освещению и, тем более, к массовому преподаванию столь приватных тем, было бы неправильным. Ведь есть не только личное, но и общественное целомудрие. Грубое вмешательство в формирование традиционных гендерных отношений может только навредить им.
    В целом же, при учете названных культурных различий и культурного разнообразия, заниматься половым просвещением должны и родители, и школа, и специально привлеченные для отдельных лекций профильные специалисты. Если об этом не будут говорить значимые для ребенка взрослые, то он об этом узнает из отвратительных источников. 

     


    Дальше...
    Написал Большакова Мария (Мария Большакова) 27.01.2023 10:17
  • Градус напряжения по теме просвещения детей о взаимоотношениях полов можно снять смысловыми акцентами и более точными определениями. В английском языке слово «sex» обозначает пол, и должно переводиться так.  То есть, непосредственно сексуальное просвещение предназначено подросткам в возрасте 14 лет, а вот половое воспитание можно вести уже с двух-трех лет. И делать это должны в первую очередь родители или близкий человек, который воспитывает ребенка. Информацию по этим вопросам следует выдавать последовательно, с накопительным эффектом. В свои 14 лет ребенок должен знать о взаимоотношениях полов все. В это «все» входят и физиологические различия, и нравственные основы, и вопросы безопасности, и принципы уважения к другому человеку, и принятие себя. Также немаловажным является и умение выстраивать личностные границы. Вот об этом можно начинать рассказывать ребенку уже с двух лет: о его теле, об отношении к нему, о том, кто может к нему прикасаться.
    Есть несколько возрастных категорий полового воспитания ребенка: два – три года, четыре – семь лет,  восемь – одиннадцать и двенадцать – четырнадцать. В каждом из них по принципу накопительной информации должна подаваться новая информация по возрастающей. Если же всю информацию одновременно ребенок получит в школе, к тому же от чужого ему человека, то он может испытать шок. И если в раннем периоде часть информации будет еще излишней и преждевременной, то в позднем – может стать запоздалой. 
    В этой связи стоит обратить внимание на просвещение родителей в этих вопросах. Если родителю сложно говорить о темах интимного характера, то ему самому сначала надо сходить к психологу, психотерапевту, заняться самообразованием, чтобы снять излишнюю скованность и стыдливость в этих вопросах. Ведь абсолютно понятно, что когда рождается ребенок, родителям рано или поздно придется отвечать на неудобные вопросы и говорить с ним на взрослые темы.      


    Дальше...
    Написал Сергеева Анна (Aнна Сергеева) 27.01.2023 10:13
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • ЗАКОН: без права применения ЗАКОН: без права применения
    15 мая 2012 г. Санкт-Петербург. В Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина состоялась третья научно-практическая конференция по мониторингу правоприменения.Почти год назад Президентом России Д.А. Медведевым...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...