Спасет ли отмена ЕГЭ российскую школу? - 23.04.2015
СЛУШАТЬ ЭФИР
(24.04.2015)
Отмена ЕГЭ, о чем просили школьницы из Санкт-Петербурга в ходе «прямой линии» Владимира Путина, стала бы опрометчивой мерой, уверена первый заместитель главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Ведь ЕГЭ позволил школьникам из глубинки поступать в престижные вузы.
Между тем, в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ с 1 сентября 2015 года. Депутаты Заксобрания Карелии предлагают отменить ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в школах, но сохранить за ним функцию вступительного экзамена в вузы. Минимальный уровень результатов ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, крайне низок, говорится в пояснительной записке к документу.
В то время как призывы к отмене ЕГЭ в виду его неэффективности звучат из уст и преподавателей, и самих выпускников школ, Минобрнауки озабочен повышением информационной безопасности при сдаче экзамена.
Известный публицист Александр Привалов отмечает, что с введением ЕГЭ смысл школы «свелся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз»… Школьник понял, что все предметы, кроме двух – русского языка и математики – «можно и не учить, и ничего тебе за это не будет». Учитель смекнул, что может не учить большинство учеников — тех, кто сам не выбрал его предмет. Зарплату учителей определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, сдавать экзамен не пойдут и на средний балл не повлияют.
Отмена Единого государственного экзамена дезориентирует школьников, считает председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. В последний год учебы школьники и перестают заниматься по предметам, по которым они не сдают ЕГЭ? Это можно исправить, увеличив количество предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ, либо учитывая средний балл аттестата при поступлении в вузы.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Валерий Сударенков надеется, что со временем ЕГЭ «будет замещен классическими экзаменами, но одновременно и сохранится демократический прием в вузы».
Отмена ЕГЭ и возвращение к традиционным выпускным экзаменам (по билетам – Ред.) заставит ребят по-настоящему изучать все школьные предметы, без чего нам не удастся вернуться к достойному уровню образования, настаивает зампред Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов.
Вернет ли отказ от ЕГЭ школе статус института формирования человека и учреждения, способного давать детям качественные знания?
Мнения экспертов
Сергеев Олег,
эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН:
ЕГЭ губителен для всего мира
Система ЕГЭ отбросила Россию на много лет назад, если не на сотню лет назад. Основой ЕГЭ является психология боваризма, которая зародилась еще в XVIII в. Эта философия зародилась в эпоху колониальных завоеваний, когда вся история велась к тому, чтобы получить побольше, отдать поменьше. А чтобы что-то создать, она стала меняться в начале XIX в., приспосабливаться к прогрессу. Но дело в том, что она была всегда психологией завоевателей, поэтому если судить по Америке, по ее системе образования, то сейчас в лучших мировых американских вузах читают лекции русские профессора для китайских студентов. И те же самые нобелевские лауреаты не есть произведение самой Америки, которая является нашим главным советником в плане ЕГЭ.
Рыбаки знают, что можно захватить золотую блесну, и потом уже никогда ее не выплюнешь. Наш великий математик Крылов говорил, что чем глупость абсурднее, тем труднее ее искоренить. В данном случае, ЕГЭ американцы стараются у себя искоренить, а мы эту золотую блесну заглотили и теперь тоже не можем ее выплюнуть. Сейчас она рубит талантливых детей, во-первых; во-вторых, она ведет к кратному суициду, чем более ужесточаются меры по контролю, тем больше суицидов, и это вполне научное обоснование. Я не понимаю, как наши реформаторы из ВШЭ умудрились организовать ЕГЭ, даже не зная его предысторию. Четверть века тому назад Всемирная организация здравоохранения установила, что введение ЕГЭ во Франции привело к 3-кратному увеличению суицидов среди школьников, а в Америке к 2-кратному. Эти данные приводятся ВОЗ. Здесь нет никакого открытия. Это действительно очень серьезная губительная система для всего мира. И американцы пытаются от нее избавиться. Поэтому нечего удивляться, что 96% населения в России относятся к ЕГЭ отрицательно. В данном случае речь идет уже именно о возврате к прошлому. А как ракетчики говорят, привести систему в исходное состояние гораздо сложнее и опаснее, чем пустить ракету.
Гигантские миллиарды потрачены на инфраструктуру ЕГЭ. Это и помещение, и люди, и аппаратура. И чтобы от этого уйти и не разрушить образование, нужно потратить еще гораздо больше миллиардов. Абама в 2009 г. потратил $4 млрд. на то, чтобы избавиться от тестовой системы
Молев Антон,
директор Московского института развития образования, директор Московского института развития образования:
ЕГЭ уравнивает шансы школьников по всей России поступить в престижный ВУЗ
Когда мы говорим о синдроме ЕГЭ, нужно быть очень осторожными, потому что у нас с этими тремя заветными буквами уже не первый год связывают и характеристику российского образования и все его проблемы. То есть это такое обобщение, все что есть плохого в нашем образовании, - это все от ЕГЭ. Надо понимать, что это, конечно, не всегда так. Но я согласен с тем, что говорить о некой нервозности, истеричности только в стане учеников недостаточно. Очевидно, что ЕГЭ является таким масштабным явлением, в котором учителя, как профессионалы, которые реализуют на практике образовательную политику всего государства, по факту, конечно, должны работать с теми задачами, которые заданы условиями ЕГЭ. И здесь есть серьезные риски, которые, к сожалению, мы с вами это очень хорошо понимаем, проявляются так, что либо недобросовестный учитель, либо учитель, работающий в рамках условно негативной модели, вынужден натаскивать ребенка на результат. Если это так, то это тот самый ключевой и печальный риск внешнего объективированного и неориентированного на личность ученика экзамена.
С другой стороны, если мы представляем успешную школу, хорошего учителя, то в ЕГЭ есть определенная выгода. Это единая форма зачета, к которому нужно готовить, но не натаскивая, а просто на финальной стадии обучения подгатавливая к такому виду зачетных работ, отнюдь не делая это главным креном всего обучения, - «вот у нас когда-то грядет ЕГЭ, к которому я вас и готовлю». На самом деле, такая подмена, конечно, существует, и с ней бороться необоходимо, в том числе, модифицируя сам ЕГЭ. Можно выйти с предложением на государственный уровень. В данном случае я бы действовал совместно с министерскими группами, которые работают над содержанием контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. И тот факт , что в последнее время значительно сократился объем тестовых задач, а появляется все больше материалов, которые требуют индивидуальных усилий и индивидуальной проверки, конечно, говорит о движении в нужном направлении.
Павловец Михаил,
профессор, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института:
Отмена ЕГЭ это удар по единству нашей страны
Если мы вспомним предшествующий образовательный этап, когда еще не было никакого ЕГЭ, точно также в какой-то момент дети переставали в школе учиться и занимались целенаправленно с репетиторами, занимались подготовкой в тех вузах, в которые собирались поступать. И точно также процесс образования подменялся натаскиванием и подготовкой к поступлению. В ряде стран эта проблема давно решена. Например, в Германии есть такая форма, когда ребята в последние годы занимаются только по тем предметам, которые им необходимы для поступления. По сути дела, та реформа образования, которая сейчас идет, готовит нас к тому, что постепенно будет вводиться профилизация, и те ребята, которые уже определились с вузом или хотя бы с профилем вуза, в который они будут поступать, будут одни предметы изучать профильно, то есть углубленно, а по другим предметам будут получать, скажем так, ослабленный курс. Не хочется употреблять слово «поверхностный». Скорее, иначе структруированный, то есть они будут получать более общие знания по этому курсу для того, чтобы на более нужных для них курсах получать более глубокие знания.
На самом деле за ЕГЭ многие родители выступают, потому что ЕГЭ решает проблему коррупции и поступления в ВУЗ. ЕГЭ очень удобен, потому что он дает общие правила для всей страны. ЕГЭ эта та самая скрепа, которая объединяет нашу страну, которая обеспечивает единое образовательное пространство. Ты можешь изучать мусульманство, ты можешь изучать буддизм, но когда ты приходишь на ЕГЭ, ты демонстрируешь те знания, которые демонстрирует твой сверстник в любом регионе нашей страны. Упразднение ЕГЭ, отмена ЕГЭ это прежде всего удар по единому образовательному пространству нашей страны и по единству нашей страны в целом, это важно понимать.
В прошлом году мы столкнулись с тем, что резко упали результаты по ключевым предметам именно потому, что удалось подключить специалистов и перестроить саму структуру безопасности по проведению ЕГЭ и устранить коррупционную составляющую на уровне утечки заданий и помощи ребятам в момент самого написания. Мы получили реальные результаты подготовки ребят в школах. Более того, мы ввели реальные прозрачные правила, по которым должны теперь играть все, не надеясь на то, что удастся купить себе задания или договориться со школой, местом проведения ЕГЭ и в обход закона попасть в тот вуз, на который нацеливаешься.
Однозначно убежден, что об отмене ЕГЭ речь идти не может просто в силу того, что изначальный замысел никто не оспаривает. Две ключевые позиции ЕГЭ это исключение возможности школы оценивать саму себя, создание некой внешней системы независимой оценки качества знаний как на уровне всего региона, всего государства, так и конкретной школы. С другой стороны, это возможность поступать представителям далеких регионов, разных регионов в любые вузы в зависимости от своих результатов. В этом смысле, сама форма единого независимого экзамена однозначно нацелена на решение этих задач. А если говорить о тех изменениях, которыне грядут и очевидно ожидаются, то важно понимать, что содержание образования задается федеральными образовательными стандартами. У этих стандартах, по которым мы все больше и больше начинаем жить, все более проявляется так называемый компетентностный подход. Детей учат не столько знаниям, сколько способности применять их на практике. А вот ЕГЭ пока этого не может оценить и проверить. И появление все большего количества компетентностных задач, где реальные практические навыки могут проверяться, это определенный тренд, в котором мы должны наблюдать определенные изменения.
Чернякова Карина,
член экспертной группы Общественного совета по независимой оценке качества образования в г. Москве, председатель Комитета по образованию, член Совета МГО ОПОРЫ РОССИИ, член Общественного совета Департамента образования г. Москвы:
От грамотной работы учителя зависит готовность ученика к ЕГЭ
У нас регулярно перед началом ежегодной сессии начинается какая-то истерия в СМИ по поводу ЕГЭ. У нас лечить и учить умеет вся страна, наверное, поэтому это происходит. Я бы хотела развести два понятия, понятие самого экзамена и понятие подготовки к экзамену. Люди с неуравновешенной психикой были всегда. Вспомните и 20, и 30 лет назад многие истерили перед экзаменами. Моя личная позиция, ЕГЭ это хорошая и нужная вещь. Другое дело, как мы с этим работаем.
Давайте посмотрим, новые федеральные образовательные стандарты, которые запущены в начальной школе, которые с 1 сентября 2015 г. станут обязательными для всех учеников 5х классов, то есть они запускаются в основном образовании. Если учитель грамотно выстраивает работу в рамках этого образовательного стандарта, то ученик овладевает к выпуску из школы, к 9 классу или к 11, всеми необходимыми надпредметными умениями и навыками, а надпредметный это тот навык, которым ребенок овладел и может его использовать на различных предметах, работать, используя его, с различными типами заданий. Ученик, по сути дела, технологично уже к ЕГЭ готов. Сам процесс обучения его готовит, если учителя с ним правильно работают.
И второй момент, это момент «знаньевый». Он тоже нужен на ЕГЭ собственно также, как он был нужен на любом экзамене и прежде. И если мы правильно решаем эти два вопроса, то истерии нет. У моих учеников этой истерии нет, потому что мы целенаправленно с этим работаем. Я думаю, мы не единственная школа в городе Москве, у которой у всех учеников нет такой истерии. На мой взгляд, истерия у учеников это сигнал для органов контроля образования, - а посмотрите за качеством образования в этой школе. Если это Москва, то посмотрите ее место в рейтинге. Если там высокие результаты, то они липовые, если там дети так истерят по поводу экзаменов, если они не уверены в своих силах и тех знаниях, которые они получили в школе.
24.04.2015
Комментарии