ЦЕННОСТЬ ОПЫТА
СЛУШАТЬ ЭФИР
(12.01.2023)
Указом президента 2023 год назван годом наставника и педагога. Если профессии учителя за многие века даны исчерпывающие определения, на современном этапе эта важнейшая деятельность закреплена на уровне конституции, федеральных, региональных законов и подзаконных актов, то о наставничестве в российском законодательстве сказано до обидного мало. А ведь это очень действенная, эффективная, проверенная временем система обучения.
По пути Ментора
Термин «ментор» произошел от имени наставника Телемаха, сына Одиссея. Основные задачи наставника пытались осмыслить еще древние философы: Сократ считал, что они заключаются в пробуждении душевных сил ученика, а Платон утверждал, что ментором может быть только умудренный жизненным опытом человек. Большую роль наставничество сыграло в российской педагогике: Павел Блонский, Анатолий Луначарский, Антон Макаренко были по сути своей наставниками и пропагандировали роль наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения. Эта система в целом в народном хозяйстве эффективно функционировала в Советском Союзе и считалась действенной формой не только профессионального, но и нравственного воспитания. Пришедший с перестройкой принцип личной конкуренции фактически уничтожил как само явление передачи помощи, совета и поддержки одного человека другому, так и вымарал его из нормативных актов.
Из прошлого в настоящее
Однако практика показала, что передача только знаний без опыта неэффективна. В этой связи в федеральном проекте «Современная школа» определено, что до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Уже в сентябре 2021 года началось внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист и учитель-наставник. Создание института наставничества на законодательном уровне в России прописано также в программе занятости молодежи до 2030 года, принятой в декабре 2021-го. Однако по сей день нормативными документами в сфере образования по этому направлению остаются Распоряжение Минпроса Р-145 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества….» и «Методические рекомендации по формированию программы наставничества обучающихся …».
Два года назад, в январе 2021 года, ряд депутатов Госдумы предложили узаконить институт наставничества, внеся понятия «наставник» и «наставничество» в нормативные акты. Но дальше разговоров дело не пошло. Пока из обсуждений и первых набросков понятно, что институт чрезвычайно важен, однако он не работает «сверху», через приказ. Нужны иные подходы, мотивации, законодательные нормы и формулировки, но какие? Кто такой наставник, каковы его задачи, может ли им быть каждый и нужен ли он каждому?
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Президент группы компаний «Просвещение»
Без передачи опыта и мотивации образовательный процесс не имеет смысла
Образование, как сфера услуг, коим оно долгое время было, – весьма сомнительное состояние и определение. Ведь любое взаимодействие учителя и ученика – это не только передача знаний, но и передача жизненного опыта, то есть, воспитание. Отделить образование от воспитания, по большому счету, невозможно, это как «орел» и «решка» в монете, две составные единого целого. Таким образом, система образования как была заточена под воспитание, так и остается таковой.
Но сейчас, с определением нынешнего, 2023 года, годом учителя и наставника, фокус внимания направляется именно на воспитание, на передачу опыта и формирование определенных ценностей, которые важны и для семьи и для страны в целом. Все проистекает из того, что сейчас на уровне общественного сознания и федеральных нормативных актов четко фиксируется, что мы придерживаемся традиционных ценностей. Это значит, что в системе образования, помимо получения знаний ребенок должен и воспитываться в парадигме традиционных ценностей.
Как социальная система сейчас образование становится крепче и более целенаправленным. Все потому, что задачи, которые решает наставничество – это передача опыта и мотивация к учебе. Потому, что без передачи жизненного опыта, основанного на определенных ценностях и без мотивации к учебе в течение всей жизни, любой образовательный процесс становится бессмысленным.
Директор школы № 1409 города Москвы
Наставничество – лучший способ профессиональной ориентации детей
Трудно было бы определить, какая школа в стране является пионером по внедрению системы наставничества, но это точно те учебные заведения, которые проникнуты идеей создания детской и взрослой общности, воспитания и ранней профессиональной профилизации учеников. В какой-то степени такая система всегда существовала в школах. Не было такого, что школы дистанцировались от специалистов в своих отраслях и интересных людей. Но при этом, чаще всего отсутствовала определенная система и подход, при которых не просто читаются разовые лекции, проводятся внеклассные занятия, но создается некий «клуб» по профессиональному интересу. Объединение детей, которые выбрали уже для себя соответствующую профессию и наставник их ведет к ней.
Сегодня как никогда помимо темы обучения и воспитания важна тема профессиональной ориентации и выхода учеников в профессию. А она без наставников невыполнима. Потому, что при всем таланте педагогов, профессию могут всесторонне подать только те, кто в ней состоялся. И здесь важна не только личность наставника как мотивация, но и соприкосновение детей с профессией. В качестве примера можно привести работу с учениками нашей школы в математическом направлении Евгения Касперского. Он не только своим примером мотивировал детей, но и создал для них производственную базу – Лаборатория Касперского берет на практику мотивированных детей в этой отрасли, и в 10-11 классах наиболее талантливые из них уже работают там. Тот же подход практикуют и кураторы медийного направления – известная телеведущая Арина Шарапова и редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Президент АНО «Продюсерский центр «Динамо» Михаил Тюркин воспитывает своих подопечных на фильмах, на примерах героев спорта, работая с детьми сразу нескольких параллелей.
Надеемся, что этот год, года наставника и педагога, даст возможность разработать нормативные акты в данном направлении, посмотреть на наставничество со всех сторон. У него множество составляющих и направлений, и систематизировать это законодательно – задача ближайших месяцев. Ведь у школ в разных городах и регионах различные возможности, но общую, базовую формулу стоило бы прописать для них всех.
Проректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук
Надо искать новые подходы к развитию наставничества в условиях конкуренции работников
В Советском Союзе наставничество было составной частью профессионального обучения, начиналось оно еще в ПТУ и техникумах. Наставник – это был тот человек, который приходил с производства и обучал практическим азам профессии. Система профессионального обучения тогда заключалась в том, что любое предприятие численностью свыше пяти тысяч человек должно было иметь профессионально-техническое учебное заведение, а свыше 10 тысяч – техникум. Соответственно, учебные группы прикреплялись к наставникам – сотрудникам данных производств.
На этом процесс обучения не заканчивался. Приходя на работу, он вливался в бригаду. И приведение нового работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей происходило также через наставничество. Наставники получали при этом определенные льготы и доплаты, потому, что когда человек, обладающий высокой квалификацией, начинал помогать новым работникам осваивать профессию, у него сокращалось время исполнения своих собственных обязанностей. Таким образом, все эти этапы входили в планомерную стройную систему обучения.
Дух наставничества и понимание того, что на смену опытным работникам приходят молодые люди, существовал не только по причине материального стимулирования, но в большей степени от того, что не было конкуренции между работниками. Поэтому институт наставничества был масштабным и эффективным. В медицине, к слову, он просто необходим, так как те или иные методы лечения или проведения операций формируются только в результате многочисленного опыта. Для того чтобы не совершать собственных ошибок в важнейшем деле сохранения здоровья и жизни людей передача опыта как можно большему кругу коллег-медиков – лучший механизм.
Сейчас же, в системе повсеместной конкуренции, трудно представить, что кто-то будет создавать сам себе конкурента, обучая его. Люди опасаются, что молодой специалист, получив опыт, попросту сместит своего наставника с должности и займет его место. Учитывая это, развитие института наставничества в профессиональной подготовке должно строиться на других подходах, так как этот метод передачи знаний является чрезвычайно значимым.
Важность наставничества осознаем не только мы, но и жители других стран. Например, в Германии, есть три категории работников: первая, представители которой, получив профессиональное образование, не имеют права работать без куратора или наставника, вторая, когда работник уже может исполнять трудовые обязанности самостоятельно, и третья, когда он уже сам может быть наставником молодых специалистов.
Президент АНО «Продюсерский центр «Динамо», заслуженный юрист Российской Федерации
Дети тянутся к тем, кто не просто пересказывает учебник, а приводит примеры из практики
Наставничество – гораздо шире, чем просто передача знаний, советов и опыта, сейчас речь идет о формировании единой системы передачи практического опыта в сфере образования. В армии есть хороший принцип, состоящий из трех ключевых слов: «рассказ», «показ», «тренировка». То есть, вначале человеку необходимо все доходчиво рассказать, потом продемонстрировать, и только потом он должен попробовать отработать полученные знания на практике. Только так на выходе можно получить специалиста, который будет готов к любым жизненным вызовам. Наставничество, по сути, действует примерно по этому принципу. Это когда ребенок взаимодействует с теми людьми, которые сами в этой жизни уже чему-то научились и сумели применить это в своей практике, понять, что в жизни надо, а что не пригодится.
Массовое применение такой практики в системе образования – как раз то, чего ей не хватает. Опыт обучения показывает, что дети тянутся к тем педагогам, которые не просто пересказывает учебник, а могут привести примеры из собственной жизни, и это совершенно другой уровень образования. В той же мере это действует в отношении наставников – ведь они не просто рассказывают основы предмета, а доносят те вещи, которые через себя пропустили, через свой опыт, сознание, синяки и шишки. Соединив для себя теорию и практику, дети могут выбрать для себя наиболее верно будущую профессию, ту нишу, которая необходима им самим, их семье и, по большому счету, государству и обществу.
12.01.2023
Комментарии