Закон «о детях мигрантов»: торжество права для Васи или сегрегация для Джамшута? - 17.10.2013
СЛУШАТЬ ЭФИР
(17.10.2013)
Депутаты Госдумы Алексей Журавлев и Сергей Жигарев внесли в Госдуму законопроект, согласно которому социальными благами, финансируемыми из бюджета страны, должны пользоваться в первую очередь те, кто этот бюджет наполняет. Эта норма, по задумке авторов, касается правил приема в детские сады и школы детей иностранцев: многодетные семьи мигрантов пользуются правом первоочередности, при этом наши граждане здесь ограничены. А когда регистрация, чаще всего трехмесячная, заканчивается, ребенок мигрантов продолжает посещать образовательное учреждение. Как утверждают парламентарии, каждый десятый ученик в российской школе — ребенок гастарбайтера.
Поправки лишают родителей-мигрантов бесплатных льгот на обучение детей и обязывают, помимо временной регистрации, представлять справку из Федеральной налоговой службы об исправном отчислении налогов в течение всего срока пребывания на территории России. Порядок «очереди» на доступ к образованию такой: сначала граждане России, затем мигранты, которые платят налоги, а потом все остальные. Предполагается, что эти условия сократят долю «серой» миграции, и родитель-приезжий начнет выбирать работодателя, который официально устроит его на работу.
По данным директора Центра миграционных исследований Дмитрия Полетаева, один только Таджикистан сегодня дает оценку в 60 тысяч детей, находящихся в России.
По логике, учить надо всех: поколения мигрантов-неучей России не нужны.
Другое дело, что в большинстве своем по уровню знаний дети даже легализованных мигрантов не соответствуют классу, в который они должны были бы идти по возрасту.
Учителя недовольны «торможением» учебной программы в классе. Да и для ребят 14-16 лет попасть в 6 класс – не слишком подходящий вариант. Нужны специальные программы по приему этих детей в российские техникумы и колледжи, говорят эксперты.
Эксперт по социальной политике Вера Лекарева поддерживает законодательную инициативу: обучение детей мигрантов – нагрузка на бюджет России. Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов назвал проект глупым и призвал возродить интернационализм хотя бы в школах.
В США, например, благотворительные фонды перестали дарить игрушки детям, если родители не подтверждают документально законность своего пребывания на территории государства. Принцип Франции: дети мигрантов должны учиться, но не за казенный счет.
Какой образовательный рычаг нужен в России в отношении детей мигрантов: адаптация или сегрегация?
Вера Александровна Лекарева, юрист, действительный советник РФ II класса, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и их прав:
«Закон о детях мигрантов» касается не детей, а их родителей
Дети не должны становиться заложниками политических амбиций взрослых. Поправки к закону «Об образовании» надо читать внимательно. Они ни в коем случае не направлены против детей иностранных граждан, они направлены на защиту интересов коренного населения РФ, граждан РФ, которые законопослушно платят налоги.
Россия провела политику открытых дверей, у нас нашли убежище миллионы людей, которые нуждались в защите, это правильно. И миллионы иммигрантов трудятся, получили регистрацию, платят налоги. Но у нас есть огромное количество нелегальных мигрантов, которые поддерживают теневую экономику, разрушающую экономику РФ, и из-за этого у нас буксуют реформы. Поэтому задача законодательная состояла в следующем, чтобы, во-первых, вывести из тени нелегальный бизнес, чтобы иммигрант точно знал, что нахождение вне правил, вне закона на территории РФ для него обязательно обернется неприятностями.
Я хочу напомнить, что не только Журавлев внес законопроект, касающийся иммигрантов и их семей. Ирина Яровая предлагает ограничить иммигрантов в допуске к торговле, «Справедливая Россия» предлагает ограничить работу эмигрантов в системе ЖКХ. То есть по чуть-чуть каждый законодатель видит проблему. Мы бы хотели, чтобы и дальше была комплексная системная работа в этом отношении.
Конечно, должен быть миграционный фильтр. Вот говорят, что западные страны уже буксуют, получили проблему. Они получили проблему не с нелегальными мигрантами, у них очень жестко стоит фильтр. Но с другой стороны, никто не может ответить на вопрос, почему гражданин РФ, коренное население РФ, должно быть заведомо в более непривилегированном положении, в более ухудшенном состоянии, чем приезжие нелегальные мигранты. Порядок навести нужно на всей российской территории, не только в Москве, не только за пределами Садового кольца.
Мигрант, приезжая, допустим, во Францию, встает на учет в органы, делает заявку на обучение детей, месяц проверяется его законность нахождения на территории и разрешения на работу, данные о здоровье и т.д. Потом тестируются дети, и в зависимости от уровня их развития их направляют в догоняющие классы для индивидуального обучения или в общие классы. Мы не готовы к этому. У нас есть классы, где дети не говорят по-русски совсем, и в результате наше образование топчется на месте, учитель не может вести программу в соответствии с требованиями, потому что должен сначала научить детей мигрантов говорить на русском. Это неправильно. Ребенок не должен страдать, чувствует себя униженным в такой ситуации. Для этого и нужны догоняющие классы.
И последнее. Нелегалы, которые в рабовладельческой схеме труда, где их эксплуатируют, где они унижены, они оторваны от социальных выплат, от медицинской помощи, превращаются в непонятных существ агрессивных, потому что им не на что рассчитывать. Поэтому посредника в миграционных потоках надо убрать, а также обязательно нужно поставить ситуацию таким образом, чтобы работодатель был заинтересован в рабочей силе гражданина РФ. Но об этом уже нужно говорить о системной реформе всего миграционного законодательства.
Никто не собирается завтра выгнать из детских садов всех детей нелегальных мигрантов. Речь идет об их родителях. Если они находятся на территории РФ, обязаны исполнять наши законы.
Константин Петрович Краковский - правозащитник, доцент Международного института госслужбы при президенте РФ, доцент МГЮА, кандидат юридических наук:
Условия образования детей иностранцев определяются возможностями страны
Есть разные поколения прав человека, и вот те, которые называются гражданскими и политическими, эти базовые права, они почти для всех одинаковые. Так вот, если говорить о нарушении этих прав, нехорошо, когда государство вторгается в дом, читает письма, слушает телефонные разговоры, унижает граждан и т.д. Это личные права, и здесь от государства скорее требуется невмешательство.
Другое направление права – социально-экономическое. Это те, соблюдение которых требует от государства больших усилий. Государство богатое и сильное может себе позволить много дать не только своим гражданам, но и не гражданам. Если государство «не может дать всем», в этом случае в первую очередь оно должно гарантировать права для своих граждан.
Когда речь идет о школах, детских садах и т.д., речь идет о тотальных и экономических правах. Здесь государство может установить своеобразный порядок, как, скажем, предоставление жилья Герою Советского Союза, Герою труда и т.д., – длинная-длинная очередь, и каждый знает свою «ступеньку». Нет серьезного нарушения, если государство восстановит режим очередности и при приеме в детские сады или школы. Тем более, вчера буквально премьер озвучил цифры: стоят в очереди в детские сады 500 тысяч граждан РФ, полмиллиона мам, и поэтому государство должно позаботиться в первую очередь об этих людях, об этих детях, а потом уже и об остальных, если оно сможет.
Государство устанавливает для себя и для граждан определенные законодательные режимы. Раньше в аэропорту курили, а теперь нельзя. Если государство в законе скажет, что при таких-то условиях мы будем принимать детей-иностранцев в детские сады, это не унизительно, это сопрягается с другими обязанностями, в частности, уплаты налогов. Работаешь, платишь налоги, и из этих средств мы содержим детские сады, школы для твоих детей. Я сотрудник ВУЗа, у нас одни студенты учатся бесплатно, другие за деньги, никаких нарушений прав нет.
Андрей Николаевич Демидов, Межрегиональный профсоюз работников народного образования:
Право на образование принадлежит не только гражданам России, это право человека
Очень разный процент, это зависит от района, мы знаем, что в каких-то районах больше иностранных лиц, а в каких-то меньше. В среднем в пределах 15-20-25%. Что касается права на образование, я думаю, что здесь смешиваются несколько понятий, врядли это на пользу самому образованию, да и обществу в целом.
Депутаты предлагают: дети тех, кто не платит налоги, не должны получать бесплатное образование в России. Речь идет об иностранцах. Но можно задать вопрос: а российские граждане, многие из которых также работают в теневом секторе экономики, они имеют право своих детей отправить в школу? Если они не платят налоги, то нам придется и этим российским гражданам отказать в таком праве. Это во-первых.
А во-вторых есть правовой момент в сфере международного конституционного права. Право на образование принадлежит не только гражданам России, это право человека. Международные обязательства РФ не допускают ограничения права на доступ к образованию по каким-то национальным или иным мотивам. В данном случае, мне кажется, выдвигается национальный мотив, что может для нас означать определенные проблемы.
У меня спрашивают: может так сложится, что если процент иностранцев в классе будет больше 10, то русские школьники заговорят с акцентом? Дагестанцы – это мигранты? Это граждане нашей страны, но они могут говорить с акцентом и не говорить с акцентом, это зависит от того, насколько серьезно родители относятся к задаче интеграции своих детей в общество.
Мой опыт говорит о том, что, как правило, к старшим классам дети нерусской национальности, не говорю мигранты, потому что мне это понятие не очень ясно, они не испытывают особых проблем именно с русским языком. Другое дело, что многие дети, к сожалению, и русские, и не русские, сейчас испытывают отчетливые проблемы с выражением своих мыслей посредством языка, и об этом говорят очень многие специалисты. Но какой-то большой разницы между детьми, которые растут в нерусских семьях и детьми из русских семей, я, откровенно говоря, не заметил. Я работаю в старших классах, и я ее не вижу.
В младших классах новое поколение людей, которое приезжает в Москву, там есть проблемы с русским языком. От коллег, которые работают в начальной школе, я это слышал. Проблема решается не тем, чтобы изгнать этих детей из школы (не очень понятно, куда), тогда уже надо депортировать и детей, и родителей. Дети, которые не учатся в школе, но, тем не менее, пребывают в стране, оказываются в некоем культурном и социальном гетто, и последствия вряд ли будут хорошими.
Когда люди, приехавшие в страну, отказываются от интеграции – это плохо в любой стране. Наверное, такие люди есть, но сказать, что это основная модель поведения иностранцев, я не могу. Подчеркну, что, как правило, трудовые мигранты не привозят свои семьи, потому что они пребывают в стране временно, те же таджикские гастарбайтеры. Давайте разделять тех, кто приехал с целью постоянного проживания, и тех, кто приехал заработать деньги и уедет назад.
Вячеслав Голенев, юрист:
Право на образование детей иностранцев ограничивает право на образование детей россиян
Право на обучение в российских школах детей иностранных граждан за счет средств федерального и регионального упирается в законодательное, конституционное определение общих вопросов национальной и миграционной политики в РФ.
Есть два основных направления в миграционной политике: политика плавильного котла, когда дети приезжих начинают обучаться в школах по единому культурному стандарту. Так делалось в Америке до 90хгг на протяжении более чем двух веков. И есть политика мультикультурализма – интегрирование мигрантов и их и детей в общество, не затрагивая вопросы культурной, национальной самоидентификации. Здесь мы можем посмотреть на современную Европу, на ту же Германию. Надо констатировать факт, что западные лидеры признали: политика интеграции взрослых на работе, а детей в школах провалилась. В Германии подрастает уже третье поколение турецких, арабских мигрантов, но проблема национальной напряженности из Германии никуда не уходит, если почитать западную прессу.
Россия находится на стадии, когда только первое поколение иностранцев в ней живет и второе подрастает. И мы уже вынуждены в этом отношении ставить вопрос: адаптация и сегрегация?
Нужно понимать, что адаптация на основе мультикультурализма может в будущем привести к потере общего единого национального кода, в том числе о нем и говорил Владимир Путин в предвыборных выступлениях. Ежели мы говорим о том, что право на образование детей гарантировано – его никто и не отбирает по законопроекту Алексея Журавлева. Но, естественно, российский бюджет как таковой не может охватывать абсолютно все категории граждан.
Право на образование детей иностранцев ограничивает право на образование детей россиян, которым приходится стоять в очередях в детские сады. Получается, что приоритет дается детям мигрантов, что недопустимо для нашей страны.
А касательного вопросов правового урегулирования национальной миграционной политики, по моему мнению, политика мультикультурализма, когда мы пытаемся за свой счет как культурно, так и финансово интегрировать мигрантов в наше общество, может привести к последствиям, аналогичным ситуации в Германии и Франции.
17.10.2013
Комментарии