23 СЕНТЯБРЯ 1910 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ХОРХЕ ЧАВЕС ПОГИБ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОГО ПЕРЕЛЕТА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ
За несколько секунд до приземления крылья его «Блерио XI» отрываются. Через несколько дней он скончается от полученных травм.
Трудно поверить, но чуть более века назад самолеты еще не могли перелететь Альпы. То, что сейчас кажется скачком блохи, в те времена было гигантским скачком. Первого, кто сыграет в эту чехарду через альпийский массив, зовут Хорхе Чавес. Это 23-летний юноша, сын богатого перуанского банкира, уехавшего из своей страны в Париж. Хорхе получил лицензию пилота всего за семь месяцев до своего... рокового подвига.
Итак, в феврале 1910 года Чавес получает лицензию международного пилота за номером 32. Он сразу же начинает принимать участие в различных соревнованиях на самолете «Фарман». В августе 1910 года он решает принять участие в перелете через Альпы, организованном Миланским международным авиасалоном. Маршрут таков: вылез из Брига (Швейцария) – посадка в Милане (Италия). Пока еще ни одному самолету не удавалось покорить альпийское небо. Надо сказать, что на тот момент рекорд высоты составлял 1 290 метров. Очень-очень далеко от 4 807 метров Монблана! Однако речь о пролете над ним не идет, организаторы планируют перелет через перевал Симплон на высоте чуть более 2 010 метров. Кроме высоты, пилотам также предстоит столкнуться с сильным ветром: самолеты будут не лететь, а буквально ползти со скоростью 80 км/час. Но это настоящий вызов, и молодой Чавес, ужасно волнующийся, намерен победить.
Плетеное сиденье
19 августа он находит время для проведения наземной разведки. Успокоившись, Хорхе на следующий день регистрируется в качестве участника и для полета выбирает «Блерио XI», немного его модифицируя. Ничего общего с Airbus A380: всего «Блерио» весит 412 кг. При длине 8 метров и размахе крыльев 7,20 м он выглядит как слегка увеличенная модель Airbus. Летит самолетик с ошеломляющей скоростью – 90 км/час! В теории максимальная высота, на которую он может подняться, составляет 4 000 метров. Поскольку ни кабина, ни лобовое стекло не защищают пилота, Хорхе заказывает стеганую одежду, наполненную асбестом, обшитую изнутри плотной китайской бумагой, а снаружи водонепроницаемым шелком. Пилот сидит в кресле, сплетенном из ветвей ивы, конечно же без всяких ремней безопасности, а на шее у него висит барометр, чтобы определять высоту. С собой у него также есть компас, тахометр для определения скорости и карты.
8 сентября Хорхе получает заказанный самолет и испытывает его над Парижем, побивая мировой рекорд, поднявшись на высоту 2 652 метра. Он пишет: «Холод очень, очень сильный. Я нахожусь на высоте 2 500 метров. Еще несколько тактов двигателя, и я побью рекорд Морана. Я чувствую, как заледенел кончик носа; на мгновение мне становится страшно, потому что я никогда не летал на воздушном шаре и не знаю, каково это на быть на такой высоте. Может быть, нужно было взять с собой кислородный баллон? Вспомнив, что, когда Моран поднялся на 2 500 метров, у него пошла кровь из носа, я поднял руку. Это была не кровь! Это был легкий насморк, усиливавшийся при поднятии на высоту. Конечно, в самолет проникал поток воздуха. Уф! Наконец, я успокаиваюсь. Я тоже счастлив, потому что мой барометр показывает, что я поднялся на 2 600 метров. Я побил рекорд! Ровно через 36 минут с того времени, как я покинул поверхность Земли и поднялся в огромную синеву, которая уже является моим другом, я, увы, почти не вижу дворец Короля-Солнца»1.
Листок в плену у ветра
В начале сентября Хорхе узнает, что он является одним из пяти кандидатов, выбранных для участия в мероприятии. Вместе с ним, каждый на своем самолете, будут лететь итальянец, француз, американец и немец. Старт намечен на 16 сентября, но в этот день дует слишком сильный ветер, который может просто разбросать самолетики в разные стороны. Откладывается. В субботу, 17 сентября, порывы ветра остаются все еще слишком сильными. Наконец, в воскресенье, 18 сентября, погода идеальна для полетов, но кантон Вале (Швейцария) запрещает полеты над своей территорией до 16:00, чтобы не нарушать жителям наслаждаться воскресным отдыхом. В понедельник, 19 сентября, погода не очень хорошая, но Чавес, который не в силах больше ждать, рискует взлететь в 6:10 утра. Он единственный, кто осмеливается противостоять стихиям.
Вскоре он минует перевал Симплон, пролетая на высоте 2 500 метров. Но неожиданно сильный ветер начинает раскачивать его самолет, как корзинку для салата, заставляя его развернуться. Позже он скажет ответственному за эти гонки: «Этот ветер сначала сбросил меня примерно на 60 метров с той высоты, на которой я находился, и, признаюсь, мне пришлось изо всех сил держаться за штурвал, чтобы не рухнуть в бездну. Затем воздушный поток поднял меня примерно на 100 метров к заснеженной вершине Кальтвассера. В этот момент, посреди ужасного вихря, я потерял контроль над самолетом. Мой Блерио был просто листком, который поднимался и опускался по прихоти ветра. Я думал, что заблудился. И все же отчаянным усилием мне удалось повернуть налево и выбраться из рокового воздушного потока. Ну, остальное вы знаете».
Во власти стихии
Первая попытка не остужает его пыл. Напротив. Кое-кто из его соперников снимается с соревнования, но только не он. 23 сентября Хорхе предпринимает вторую попытку, несмотря на прогноз сильного ветра на Симплоне. Первые километры полет проходит без сбоев. Хорхе следует за цветными ориентирами, установленными на земле. Настоящие трудности начинаются, когда он преодолевает перевал Фургген. Уже на смертном одре, он находит в себе силы рассказать репортеру эту историю: «Внезапно я почувствовал, что самолет полностью находится во власти ветра. Это, черт возьми, были настоящие удары молотом, я почувствовал себя пойманным ветром. Меня бросало то вверх, то вниз. Мне показалось, что я подпрыгиваю, как мяч. Я делал прыжки на 50, на 60 метров. Ах! Если бы барометр мог все это записать, вы бы увидели, какие зигзаги я совершал! Ветер внезапно бросал меня к земле, а через мгновение снова поднимал, чтобы бросить в небо... Вот где я едва справлялся с самолетом. Мне казалось, что ветер уносит меня, и самолет вдруг потеряет управление. Я перемещал балансиры, пытаясь раскрутиться, выбраться из этих вихрей. Это была ужасная и упорная борьба». Сражение, в котором молодой летчик все же вышел победителем. После еще нескольких схваток со стихией Чавес чудом перелетает на итальянскую сторону целым и невредимым. Он планирует самолет в деревню Домодоссола, где должен дозаправить свой «Блерио».
Да, он сделал это! Он пересек Альпы. До приземления его моноплана остается лишь 20 метров. Больше ничего не может случиться. Уже агонизируя, он скажет: «Я очень хорошо спускался, спускался постепенно, немного в планирующем полете, немного с помощью двигателя, чтобы меня не утащил дующий ветер... Совершал нормальную посадку. Я, счастливый, почти касался земли... После этого не помню. Я не понимал, что происходит. Я думаю об этом, но ничего не могу вспомнить. Я вижу себя в кабине в нескольких метрах от земли… и ничего больше».
20 метров от цели
Его «Блерио» еле летит, он выдохся. Воздушные вихри так сильно его потрепали, что крылья только чудесным образом держатся за кабину. И за несколько секунд до приземления они ломаются! Зрители видят, как крылья внезапно отлетают назад, в результате чего самолет резко падает на землю. Все спешат к нему. Летчик застрял в обломках, он серьезно ранен, но находится в сознании. Его доставляют в ближайшую больницу.
Все думают, что все обойдется, поскольку, судя по всему, у него сломаны в нескольких местах только ноги. Основные органы не повреждены. Он может разговаривать, дает интервью, но его состояние быстро ухудшается, и врачи уже ничего не могут с этим поделать. Через четыре дня покоритель Альп умирает. Остановка сердца, говорят врачи. Так вот покидает этот мир молодой летчик, совершивший один из величайших подвигов в авиации. В следующий раз, когда вы бросите утомленный взгляд на альпийские вершины, виднеющиеся под вашим Airbus, вспомните об этом смельчаке, сражавшимся со стихией...
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
1 - Имеется в виду Версаль.
23.09.2024
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии