«Тайная Конституция» или почему главный закон страны пришлось ждать почти 100 лет

«Тайная Конституция» или почему главный закон страны пришлось ждать почти 100 лет

Мало кто знает, что свою самую первую Конституцию Россия могла получить почти на 100 лет раньше, еще в 1820г. Однако, появившись как тайный документ тайной комиссии, она так и не была опубликована, и даже само слово «конституция» тогда не произносилось законотворцами и считалось «опасным». Сегодня мы рассказываем о том, что долгое время оставалось неизвестным даже для историков-профессионалов.

Попытки реформировать остов государственного устройства предпринимали многие правители. Еще любимая бабка Александра I Екатерина Великая созвала специальную Уложенную Комиссию для модернизации уже тогда устаревшего Соборного Уложения. Но переработка закона так и не состоялась, и Соборное Уложение, принятое еще в 1649г. царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра I, вплоть до 1917г. оставалось, по сути, единственным официальным «главным законом государства».

Однако как великий реформатор, в «команде» которого работали выдающиеся

Император Александр I
чиновники и государственные деятели, проявил себя император Александр I. И пришедшаяся на период его правления Отечественная война 1812г. во многом поспособствовала укреплению убеждения царя в необходимости решительных и глубоких изменений в стране. Александр не мог не видеть реакции, которую произвела на русский народ победа над Наполеоном: многие простые люди во время победоносных походов на запад, впервые оказавшись за границей, смогли оценить неприятную разницу между своей жизнью - жизнью победителей - и тем, как живут европейцы. Стали чаще звучать фразы о том, что мы одолели иностранного тирана, но, вернувшись на Родину, снова попали под гнет тирании.

Конечно, власть панически боялась повторения пугачевского восстания, но не меньше ее пугали и назревшие перемены. Возможно, поэтому во второй половине своего царствования Александр I метался между либерализмом, строго-консервативной и даже реакционной политикой, которая получила название

Емельян Пугачев
«аракчеевщина». Парадокс истории заключается в том, что и младший брат Александра, Николай I, правил страной, опасаясь повторения другого, столь же резонансного восстания - декабристов. 

Одной из печальных для народа традиций в законотворческой деятельности русских царей стала апробация каких-либо радикальных нововведений на своих западных территориях, прежде всего, в Прибалтике, Финляндии и Польше. Таким образом, нередко случалось, что народ единой страны жил по разным законам, и одной части империи жилось значительно лучше и свободнее, чем другой.

Так, в 1809г. после присоединения Финляндии к России и образования Великого княжества Финляндского, Александр I торжественно заявил о том, что на новой территории будет сохранена старая Конституция и другие основные законы. В Польше Александр ввел конституцию в 1815г. По ней российский император оставался верховным правителем территории, однако его наместником должен был быть поляк. Также создавался двухпалатный сейм (местный орган сословного представительства), который решал большинство основных вопросов управления. Официально утверждалась свобода слова и свобода печати, польский язык объявлялся языком администрации, и, что особенно важно для поляков, католическая Церковь становилась «предметом особенного попечения правительства, без какого-либо нарушения свободы других вероисповеданий». О таких привилегиях и свободе остальная часть империи могла только мечтать.

Начало работы над первой Конституцией Российской империи можно датировать только 15 марта 1818г. – именно тогда Александр I, выступая на открытии Польского сейма, впервые заявил о своем намерении.

Судя по документам, император долгое время вынашивал идею о создании именно российской Конституции и считал Польскую конституционную хартию подходящим экспериментом и своеобразным первым этапом на пути к более масштабным преобразованиям во всей стране. В своей мартовской речи царь говорил, что в течение многих лет хотел установить в России «законно-свободные» порядки и подчеркивал, что конституционные нововведения не несут никаких опасностей, а, наоборот, будут «содействовать утверждению истинного благосостояния народов». 

Сложно описать реакцию значительной части дворян, прочитавших это царское обращение в газетах. Конечно, ближайшее окружение императора было прекрасно осведомлено о его политических намерениях и даже поддерживало их, но для дворянства, видевшего в царе, прежде всего, «охранителя» и «защитника» порядков их дедов и прадедов, такое выступление было настоящим шоком и никак не соотносилось с их представлением о государственном устройстве и власти!

Отсутствие единства по вопросу о Конституции и вынудило Александра создать

«тайную» комиссию, которая уже с весны 1818г. начала работать над проектом будущего главного закона империи. Возглавил комиссию крупный государственный деятель своего времени, реформатор и друг царя Н. Н. Новосильцов, по имени которого впоследствии и был назван проект. Вести работу над документом законотворцы были вынуждены в Польше. Во-первых, этого требовал вопрос конспирации, а, во-вторых, там было необходимо находиться самому Новосильцову,  который являлся представителем царя в Совете, управлявшем Польским царством.
 
Иностранные державы, и, в первую очередь, Австрия и Пруссии, через своих послов, делали все, чтобы как можно больше разузнать о готовящемся в Российской империи законе. Так, осенью 1819г. прусский консул Шмидт смог раздобыть предварительный вариант Конституции, который был составлен при участии самого Александра I, и переправил его на Запад как приложение к своему донесению - «Краткому обзору Конституционной хартии Российской Империи» («Précis de la charte constitutionelle pour l’Empire russe»). Вскоре после этого в парижском журнале «Le Constitutionnel» впервые появилось упоминание о готовящейся в России реформе.
 
Судя по донесению Шмидта, Александр I «с величайшим нетерпением» ожидал окончательного варианта Конституции и потому дал своим подчиненным задание представить текст закона уже через 2 месяца. Однако чиновники Российской империи не слишком отличались усердием, и к назначенному сроку царь увидел лишь переведенный и несколько отредактированный вариант все того же исходного французского акта на 2-х страницах под оправдывающим скудный объем заглавием: «Краткое изложение основ».
 
Пожалуй, самым инновационным пунктом Основ стал принцип разделения властей, согласно которому за императором закреплялась лишь роль главы исполнительной власти, а законодательная - переходила в руки общероссийского сейма из 2-х палат. В парламент могли избираться представители из разных слоев населения (а не только дворяне как раньше), но путь туда для обычных крестьян, все же, был закрыт. Также документ предписывал федеративное деление России на 10 наместничеств (административно-территориальных единиц, объединявших в себе несколько губерний). Верховным органом административного управления назначался Государственный Совет. В Основах были также прописаны буржуазные свободы, независимость суда и другие демократические принципы, которые, к слову, появились совсем недавно в современной России.
 
Окончательный же текст Конституции на 2-х языках (французском и русском) был составлен в 1820г. При этом по-французски название документа звучало как «La charte constitutionelle de l’empire de Russie» (Конституционная хартия Российской Империи), а в русском варианте слово «конституция» не упоминалось вовсе, и закон именовался как «Государственная уставная грамота Российской империи». Казалось, что Александр боялся того, что в заглавии на русском языке будет встречаться «опасное» слово.
 
Главное отличие законченной Конституции от ее «Краткого изложения» заключалось в том, что законодательная власть должна была принадлежать уже не только сейму, но и императору, что, несомненно, расширяло власть  царствующей особы. Однако сейм имел право заблокировать любое самовольное решение царя, что все же ограничивало прежде абсолютную власть монарха. Царь также оставался главой исполнительной власти. Государство делилось на 12 наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Повторялись основные политические свободы, подтверждалась независимость суда. 
 
Для введения своей Конституции Александр даже подготовил специальный Манифест. По Уставной грамоте, Россия должна была стать конституционной монархии прогрессивного типа, что дало бы серьезный толчок развитию государства и определило бы его лицо на многие годы вперед.
 
Но великой реформе Александра I не суждено было осуществиться. Потерпел неудачу, принеся массу недовольства со стороны дворян, царская инициатива об упразднении крепостничества, когда император, тайно готовя соответствующий Манифест, пытался убедить дворян добровольно отпустить на волю своих крестьян. С другой стороны, в начале 20-х гг. произошло сразу несколько громких революций в Западной Европе, активное участие в которых принимали многие русские и иностранные военные, известные общественные деятели. Все эти события внутри страны и в мире в сочетании с подготовленными Александром радикальными реформами могли подтолкнуть к восстанию и русский народ. Понимая это, император забросил идею о принятии Конституции.
 
Почти 10 лет документы хранились в Польше и только во время польского восстания 1830-1831гг. были найдены и опубликованы в западных газетах. Однако значительная часть архива автора проекта Новосильцова была утеряна. Русскому народу пришлось ждать принятия Конституции еще 98 лет, до 1918г.

 

16.03.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Похожие статьи

Юрлиц поделят

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Какая непростая история оказывается у российской Конституции.. и насколько непростой был Александр I.. Интересно, что представляла из себя Финляндия до присоединения к России.. (жаль, что знаем мы историю лишь в узких рамках школьного учебника)..
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 10.10.2011 21:58
  • Мало кто знает, что свою самую первую Конституцию Россия могла получить почти на 100 лет раньше, еще в 1820г. Однако, появившись как тайный документ тайной комиссии, она так и не была опубликована, и даже само слово
    Дальше...
    Написал Редактор новостей (news_red) 16.03.2011 13:54
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации. Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации.
    Вектор обсуждения задал Министр Юстиции РФ Александр Коновалов, который заявил: «Нам важно понять и определить, каким должно быть сегодня право, как оно должно вмешиваться в нашу жизнь, и какими должны быть мы в отношении к этому праву».
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...