Сын за отца не отвечает
В октябре 1990г. в г. Нальчике состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства», в ходе которой было отмечено, что «политика русского царизма в этом регионе была завоевательной, колонизаторской, сопряженной с покорением, геноцидом и изгнанием большей части адыгского народа и части других народов за пределы Родины» (1). Значительное внимание обсуждению этого вопроса уделялось и в последующие годы. О правомерности оценки давно минувших событий с точки зрения действующего сегодня законодательства рассказывается в статье.
Требования этноса к России
В настоящее время отдельные организации на Северном Кавказе периодически озвучивают требование о юридическом признании Россией факта геноцида в отношении черкесов (адыгов), который произошел в XIX веке в период Кавказских войн. Сама история подобных требований насчитывает не один год. Так, в апреле 1990г. в ауле Кошехабль прошел I Кошехабльский форум «История – достояние народа», в рекомендациях которого было определено, что «царизм проводил политику геноцида по отношению к адыгским народам в XIX века» (2).
В октябре 2006г. адыгские (черкесские) организации России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии и Сирии обратились к Председателю Европарламента с просьбой признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством в XVIII – начале XX веков, ссылаясь на общепризнанные нормы международного права, в том числе на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г. и Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968г. (3).
В 2007г. черкесы США в своем Обращении к Президенту В.В. Путину и Парламенту РФ потребовали «всестороннего и внимательного рассмотрения вопроса признания геноцида черкесов на официальном уровне и реабилитации нашего этноса в соответствии с международным правом» (4). го В 2008г. состоялся чрезвычайный съезд черкесского народа, делегаты которого предложили вспомнить о проблемах черкесов, которые подвергались геноциду со стороны царского режима: 97% адыгов были уничтожены либо депортированы в Турцию (5).
В марте 2010г. в Грузии состоялась международная конференция «Скрытые нации, непрекращающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», участники которой обратились в Парламент Грузии с просьбой признать геноцид черкесов, совершенный Российским государством во второй половине XIX века, когда в результате столетней Кавказской войны часть проживавших в царской России черкесов была физически уничтожена, а значительная часть была вынуждена эмигрировать.
Сегодня адыгская общественность, в частности Черкесский конгресс Адыгеи, вновь ставит перед Российской Федерацией вопрос о том, чтобы на государственном уровне была дана официальная оценка событий того времени, то есть чтобы Россия признала факт геноцида черкесского народа. А Ассоциация черкесских организаций требует не только признания факта геноцида, но и устранение его последствий, то есть оказание помощи черкесам, проживающим за рубежом, в переселении на историческую родину.
Вопрос о геноциде черкесов (адыгов) в настоящее время приобретает определенное значение в связи с тем, что на территории, где предполагается проведение Сочинской Олимпиады, в результате имперской политики царской России в XIX веке погибли сотни тысяч черкесов. Можно предположить, что этот факт, соответствующим образом интерпретированный, может быть использован в качестве предлога для отказа некоторых стран от участия в Олимпиаде. В свете актуализации проблемы 14 февраля 2011г. в Общественной Палате РФ состоялся круглый стол на тему «Кавказ. Проблемы понимания истории», на котором в числе прочих, были затронуты вопросы, касающиеся выселения черкесского народа и событий периода Кавказской войны XIX века.
Правомерно ли требование о признании Российской Федерацией геноцида черкесов (адыгов)? Несет ли Российская Федерация ответственность за действия царской России на Кавказе? Должна ли Российская Федерация признавать геноцид черкесов?
Позиции «народа в изгнании»
Изучение этой проблемы показало, что среди черкесских организаций, поднимающих вопрос о признании Россией геноцида, существует несколько позиций. Одна из них, отраженная в Резолюции конференции в Тбилиси по черкесскому геноциду, заключается в требовании признать, что «черкесы – народ, подвергшийся геноциду, потерявший свою независимость вследствие колонизации, массовых преступлений, массовых депортаций и этнических чисток. Черкесы и сегодня страдают от непрекращающегося геноцида и являются народом в изгнании», «черкесы добиваются восстановления исторической справедливости и осуждения исторической колониальной политики Российской империи и сегодняшней политики Российской Федерации, направленной против интересов черкесского народа на их родине и в диаспоре» (6).
Другая позиция выражена кандидатом исторических наук, ведущим сотрудником Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Самиром Хотко, который подчеркивает, что «речь идет только о том, чтобы российское общество признало трагедию черкесского этноса, всех этносов северо-западного Кавказа, и перевернуло эту трагическую страницу черкесской истории» (7).
Но что делать, если предлагаемые для обсуждения и осуждения события произошли в далеком прошлом? Как судить о них по нашим современным законам, исходя из позиций современной морали и нынешних норм межнационального и межгосударственного общения? Как по статьям современного Уголовного кодекса судить человека, жившего более 100 лет назад? (8)
Без обратной силы
В современном российском уголовном праве действует принцип, согласно которому к совершенному преступлению применяется тот уголовный закон, который действовал в момент совершения преступления. Это положение закреплено в ст.9 УК РФ: «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления» (9). Это означает, что действие закона не распространяется на преступления, совершенные до его вступления в силу.
Для того чтобы определить, какой закон необходимо применить в том или другом случае, требуется установить:
а) время совершения преступления;
б) время действия соответствующего закона.
Как мы видим, действие уголовного закона ограничено определенными временными рамками. Уголовный закон начинает применяться после его вступления в силу и действует вплоть до его отмены или замены новым законодательным актом. Действие закона также может прекращаться вследствие истечения срока его действия, который был изначально предусмотрен в самом законе, либо обстоятельств, обусловивших его принятие (10).
В соответствии с Конституцией РФ, закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип нашел свое закрепление и в ст.10 УК РФ. Уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, является закон, который определяет в качестве преступления деяние, ранее не признававшееся преступлением (11).
Что есть геноцид
Впервые геноцид был назван преступлением в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 96 (I) от 11 декабря 1946г., которая установила, что «геноцид с точки зрения международного права является преступлением» (12), нарушающим нормы международного права. Однако использованный в речах обвинителей на Нюрнбергском процессе термин «геноцид» не мог быть применен ни в одном приговоре, так как на тот период подобная юридическая норма в действовавшем международном праве отсутствовала. Чтобы ликвидировать этот пробел, была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г. В Конвенции впервые дано юридическое определение состава геноцида как преступления и закреплено, что это «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую» (13).
Несмотря на то что СССР подписал данную Конвенцию в 1949г., а ратифицировал ее в 1954-м, впервые в российском уголовном законодательстве норма, предусматривающая ответственность за геноцид, появилась в УК РФ 1996г., который в качестве одной из задач уголовного закона определял обеспечение мира и безопасности человечества. В соответствии со ст.357 УК РФ геноцид определен как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что данный Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР. Ст.31 указанного закона, устанавливает, что международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для РФ.
Присоединившись к Конвенции 1948г., СССР, а впоследствии – Российская Федерация как правопреемница СССР, взял на себя обязательства принимать меры предупреждения против совершения геноцида и карать за его совершение. Однако ни Советская власть, ни СССР, ни Российская Федерация не брали на себя обязательств, как до появления данной Конвенции, так и в последующие годы после ее подписания и ратификации, дать колониальной политике, проводимой царской Россией на Кавказе, юридическую оценку, влекущую за собой определенные правовые последствия в виде реабилитации.
Русский царизм не русский народ
Пример добровольного признания государством факта жестокого отношения к своим гражданам, безусловно, имеется. Россия на протяжении многих лет принимает меры к восстановлению исторической справедливости в отношении народов, подвергнутых необоснованным репрессиям. Так, в соответствии с Декларацией Верховного Совета СССР от 14.11.1989 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» (14), в 1991г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в соответствии с которым были признаны репрессированными народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения (15) и установлено их право на реабилитацию, то есть на признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством (16).
В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями были названы различные меры принуждения, примененные государством по политическим мотивам, такие как лишение жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями (17).
Однако согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 № 135-О-П действие этого Закона распространяется только на граждан РФ и иных перечисленных в законе лиц, которые подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации начиная с 25 октября 1917г. (18). Значит, применить данный закон к гражданам, идентифицирующим себя как черкесы (адыги), не представляется возможным.
Кроме того, еще в 1990г. в выводах и рекомендациях Всесоюзной научной конференции «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства» указывалось, что «участники конференции признают методологическую несостоятельность и политическую опасность отождествления русского царизма с русским народом и считают необходимым проводить в исследованиях четкое разграничение между ними. В равной мере необходимо руководствоваться этими же критериями при интерпретации и оценке идейных позиций и движущих сил борьбы народов» (19).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российская Федерация не может признать уничтожение черкесов в XIX веке геноцидом.
(1) Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24–26 октября 1990 г. – Нальчик, 1994. С. 260.
(2) Материалы I Кошехабльского форума «История – достояние народа» – Майкоп, 1991. С. 263.
(3) http://www.inosmi.ru/caucasus/20100324/158790392.html
(4) http://circassiangenocide.org/tree/48/show/531/
(5) Черкесам нужен свой субъект // Коммерсантъ. 2008. № 213/П (4030) – [Электронный ресурс] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1077868
(6) http://circassiangenocide.org/tree/48/show/563/
(7) http://www.zihia.net/index.php?newsid=1236
(8) Епифанцев А.А. Неизвестная Кавказская война. Был ли геноцид адыгов? – М.: ИПЦ «Маска», 2010. С. 138–139.
(9) УК РФ – М.: Проспект, Кно-Рус, 2011.
(10) Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. А.С. Михлина. – М., 2004. С. 36.
(11) Уголовное право России. Общая часть / под ред.Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. – М.: Омега-Л, 2009. С. 66.
(12) Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 96 (I) от 11 декабря 1964 г. [Электронный ресурс] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/53/IMG/NR003553.pdf?OpenElement
(13) Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г
(14) Декларация ВС СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».
(15) Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».
(16) Там же.
(17) Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
(18) Определение КC РФ от 19.02.2009 № 135-О-П.
(19) «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства» // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24–26 октября 1990 г. – Нальчик, 1994. С. 260–261.
Мария Решняк,
к. ю. н., доцент,
г. Москва
29.08.2011
Комментарии