Откуда у папы Римского светская власть?
Происхождение и легитимность власти - вечный вопрос. Он занимал умы многих историков, политических мыслителей и юристов. В данном контексте особенно интересна фигура папы Римского, которого средневековая юридическая традиция наделила светской властью, но довольно неожиданным способом.
Нет никаких сомнений в легитимности духовной власти: еще в эпоху становления христианства возникли 5 его патриаршеств - Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия и Иерусалим. Эти крупнейшие духовные центры древности составили так называемую «пентархию». Однако Рим среди них полуофициально занимал несколько более выигрышное положение, что объяснялось представлением о примате Престола апостола Петра - старшего из апостолов - над остальными патриархами. И хотя юридически патриархи считались равными друг другу, некоторые оказались «равнее». Ситуация еще более обострилась после того, как территории 3-х из 5-ти патриаршеств - Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского - были оккупированы арабами. Отныне влиятельными центрами христианства выступали только Рим и Константинополь. Но в отличие от восточного собрата по служению, в значительной степени ориентированному на императора и подчиненному так или иначе светской власти Византии, папы Римские пошли иным путем.
До VIII века обстановка на Западе Европы не была спокойной. Старое римское общество было разрушено. Начиная с V века Италия и другие страны стали объектом захватнических притязаний всех возможных варварских племен, но папство было не в силах сдерживать агрессию варваров. С конца VI века в Италии поселились грубые и отсталые лангобарды (т. е. «длиннобородые»). Они были адептами еретического течения в христианстве и поэтому всячески притесняли пап и ограничивали по возможности их власть. Во время очередного витка конфликта с лангобардами папа обратился к фактическому правителю франкского государства Пипину. Сначала он, а потом и Карл Великий, разбили лангобардов и защитили папство. А апофеозом установившихся тесных отношений между франками и папством стала торжественная коронация Карла императором в 800г. в Риме. Отныне папа Римский становился значимой политической фигурой.
Примерно к этому времени относится документ, навсегда переписавший историю власти на Западе. Исследователи точно не знают времени его создания, и споры о датировке, видимо, никогда не прекратятся, что нисколько не снижает его значимости. Это так называемый «Константинов дар».
В этом документе приводится описание события, в действительности не происходившего. Будто бы император Константин, который признал христианство официальной религией Римской Империи, страдал слепотой. Увлеченный новым религиозным учением, он решил принять крещение, и когда папа Сильвестр совершил необходимый обряд, недуг императора моментально излечился. Пораженный чудодейственным действием таинства крещения, Константин признал ничтожность собственной светской власти и передал все права на управление Западной частью Империи папе Сильвестру, перенеся свою столицу на Восток в Константинополь. Как знак полного превосходства папской власти над императорской, Константин отдал в полное ведение Сильвестра Рим и всю Италию, а также - что особенно важно для средневекового политического сознания - императорские инсигнии, ведь на Западе считалось невозможным существование двух равнозначных «комплектов» императорских знаков отличия. Так в «Константиновом даре» была отражена столь выгодная для папства позиция превосходства духовной власти над светской. Разумеется, развивая содержание «Дара», средневековые теоретики власти пришли к выводу, что только столь возвышенная духовная власть имеет право управлять государствами - папа стал светским государем.
К IX веку в своих претензиях на главенство в западном мире папы начали ссылаться на этот документ. В ожесточенной борьбе за инвеституру с императорами Священной Римской империи, когда определялась дальнейшая жизнь всего западного мира, «Константинов дар» стал главным доводом папской пропаганды. К XIII веку папство победило.
Ситуация изменилась к первой половине XV века. Первое серьезное опровержение «Константинова дара» привел великий средневековый философ и богослов кардинал Николай Кузанский. Важна не только грандиозность самой фигуры критика, но и обстановка, в которой он выступил: соответствующий трактат Кузанского был приурочен к одному из самых внушительных церковных Соборов в Базеле. В условиях определенного кризиса Церкви и стремления многих западных иерархов идти на сближение с Восточной Церковью, которой угрожали турки, богослов заявил о необходимости восстановления церковной иерархии наподобие древней «пентархии», что противоречило идее о полном примате Рима над остальными патриархами. За могучей фигурой Кузанца теперь могли уверенно себя чувствовать остальные критики.
Главным из них стал гуманист Лоренцо Валла. Сторонник учения Эпикура, хитрый и политически беспринципный, Валла, находившийся на службе у неаполитанского короля - врага папы, - написал в 1440г. эпохальное «Рассуждение о подложности Константинова дара». Как ученый-филолог, Валла показал, что «Константинов дар» не мог быть создан во времена императора Константина, а является позднейшей подделкой. Труд Валлы - один из первых примеров профессионального филологического анализа и текстологической критики источников. Но даже столь убедительное доказательство ложности «Дара» не могло изменить сложившуюся ситуацию: папство уже не могло отказаться от светской власти. Традицию смогла нарушить только Реформация, и только в XIX веке Ватикан официально признал «Константинов дар» фальшивкой.
31.05.2011
Комментарии