Откуда у папы Римского светская власть?

Откуда у папы Римского светская власть?


Происхождение и легитимность власти - вечный вопрос. Он занимал умы многих историков, политических мыслителей и юристов. В данном контексте особенно интересна фигура папы Римского, которого средневековая юридическая традиция наделила светской властью, но довольно неожиданным способом.

Нет никаких сомнений в легитимности духовной власти: еще в эпоху становления христианства возникли 5 его патриаршеств - Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия и Иерусалим. Эти крупнейшие духовные центры древности составили так называемую «пентархию». Однако Рим среди них полуофициально занимал несколько более выигрышное положение, что объяснялось представлением о примате Престола апостола Петра - старшего из апостолов - над остальными патриархами. И хотя юридически патриархи считались равными друг другу, некоторые оказались «равнее». Ситуация еще более обострилась после того, как территории 3-х из 5-ти патриаршеств - Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского - были оккупированы арабами. Отныне влиятельными центрами христианства выступали только Рим и Константинополь. Но в отличие от восточного собрата по служению, в значительной степени ориентированному на императора и подчиненному так или иначе светской власти Византии, папы Римские пошли иным путем.

До VIII века обстановка на Западе Европы не была спокойной. Старое римское общество было разрушено. Начиная с V века Италия и другие страны стали объектом захватнических притязаний всех возможных варварских племен, но папство было не в силах сдерживать агрессию варваров. С конца VI века в Италии поселились грубые и отсталые лангобарды (т. е. «длиннобородые»). Они были адептами еретического течения в христианстве и поэтому всячески притесняли пап и ограничивали по возможности их власть. Во время очередного витка конфликта с лангобардами папа обратился к фактическому правителю франкского государства Пипину. Сначала он, а потом и Карл Великий, разбили лангобардов и защитили папство. А апофеозом установившихся тесных отношений между франками и папством стала торжественная коронация Карла императором в 800г. в Риме. Отныне папа Римский становился значимой политической фигурой.

Примерно к этому времени относится документ, навсегда переписавший историю власти на Западе. Исследователи точно не знают времени его создания, и споры о датировке, видимо, никогда не прекратятся, что нисколько не снижает его значимости. Это так называемый «Константинов дар».

В этом документе приводится описание события, в действительности не происходившего. Будто бы император Константин, который признал христианство официальной религией Римской Империи, страдал слепотой. Увлеченный новым религиозным учением, он решил принять крещение, и когда папа Сильвестр совершил необходимый обряд, недуг императора моментально излечился. Пораженный чудодейственным действием таинства крещения, Константин признал ничтожность собственной светской власти и передал все права на управление Западной частью Империи папе Сильвестру, перенеся свою столицу на Восток в Константинополь. Как знак полного превосходства папской власти над императорской, Константин отдал в полное ведение Сильвестра Рим и всю Италию, а также - что особенно важно для средневекового политического сознания - императорские инсигнии, ведь на Западе считалось невозможным существование двух равнозначных «комплектов» императорских знаков отличия. Так в «Константиновом даре» была отражена столь выгодная для папства позиция превосходства духовной власти над светской. Разумеется, развивая содержание «Дара», средневековые теоретики власти пришли к выводу, что только столь возвышенная духовная власть имеет право управлять государствами - папа стал светским государем.

К IX веку в своих претензиях на главенство в западном мире папы начали ссылаться на этот документ. В ожесточенной борьбе за инвеституру с императорами Священной Римской империи, когда определялась дальнейшая жизнь всего западного мира, «Константинов дар» стал главным доводом папской пропаганды. К XIII веку папство победило.

Ситуация изменилась к первой половине XV века. Первое серьезное опровержение «Константинова дара» привел великий средневековый философ и богослов кардинал Николай Кузанский. Важна не только грандиозность самой фигуры критика, но и обстановка, в которой он выступил: соответствующий трактат Кузанского был приурочен к одному из самых внушительных церковных Соборов в Базеле. В условиях определенного кризиса Церкви и стремления многих западных иерархов идти на сближение с Восточной Церковью, которой угрожали турки, богослов заявил о необходимости восстановления церковной иерархии наподобие древней «пентархии», что противоречило идее о полном примате Рима над остальными патриархами. За могучей фигурой Кузанца теперь могли уверенно себя чувствовать остальные критики.

Главным из них стал гуманист Лоренцо Валла. Сторонник учения Эпикура, хитрый и политически беспринципный, Валла, находившийся на службе у неаполитанского короля - врага папы, - написал в 1440г. эпохальное «Рассуждение о подложности Константинова дара». Как ученый-филолог, Валла показал, что «Константинов дар» не мог быть создан во времена императора Константина, а является позднейшей подделкой. Труд Валлы - один из первых примеров профессионального филологического анализа и текстологической критики источников. Но даже столь убедительное доказательство ложности «Дара» не могло изменить сложившуюся ситуацию: папство уже не могло отказаться от светской власти. Традицию смогла нарушить только Реформация, и только в XIX веке Ватикан официально признал «Константинов дар» фальшивкой.

31.05.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Похожие статьи

Коррупция в России – не преступление, а историческое наследие
История человека, которого приговорили к сожжению из-за червивого сыра
Правда о Пакте Молотова-Риббентропа
Воспитатель императора
Как Сталин расстреливал своих генералов
Великая война или Кризис Европы
История слепого старика, перед которым пал Константинополь
К 150-летию Великой реформы: правда об отмене крепостного права в России (факты, документы, фото)
Викторианская эпоха: Взлеты и Падения «народного» монарха
Сын за отца не отвечает

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое