52 года назад проведена операция «Эйхман»
Наверное, в современной истории не было более знаменитой спецоперации, чем захват израильским «Моссадом» в Буэнос-Айресе легендарного нацистского палача и преступника Адольфа Эйхмана, де-факто руководившего «окончательным решением еврейского вопроса».
В 1945 г. Эйхман умудрился скрыться из поля видимости спецслужб союзников. Он попал в плен к американцам, но назвался солдатом кавалерийской дивизии СС и потому был отпущен. Чуть позже, через легендарную «крысиную тропу» (Германия—Италия—Южная Америка) он смог уехать в Аргентину, где на несколько лет его следы затерялись. Он сменил имя (теперь его звали Рикардо Клемент), устроился на незаметную работу, и только в 1958г. ЦРУ сообщило западногерманскому правительству, что разведчикам, наконец, удалось выйти на след преступника. Однако пока более точной информации о его местонахождении не было.
Огромное значение в успехе операции по захвату Эйхмана сыграл адвокат Лотар Герман. Этот немецкий еврей, несмотря на то, что был женат на чистокровной немке, в годы Третьего Рейха подвергся репрессиям и потому имел личные счеты с нацистами. После войны он переехал в Аргентину, где в числе прочих дел занимался поиском беглых преступников, которые получили возможность обосноваться в Южной Америке благодаря симпатии к Гитлеру аргентинского президента Хуана Перона. Информацию о бежавшем Эйхмана собирали по нескольким каналам и постоянно сверяли с его досье.
Однажды к Лотару Герману пришла его дочь и рассказала, что познакомилась с молодым человеком по имени Николас Эйхман, который хвастался достижениями своего отца на службе Гитлеру. Герман заинтересовался этой информацией, проверил ее и понял, что новый знакомый его дочери — сын Адольфа Эйхмана. Затем «Моссад» выяснил, что после прибытия в Аргентину бывшая жена Эйхмана вторично вышла замуж за некоего Рикардо Клемента. За домом, где жили Эйхманы, была установлена слежка. 21 марта 1960г. пара была окончательно опознана: в этот день в их доме проходил праздник; сотрудники спецслужб установили, что именно 21 марта Эйхманы должны были отмечать 25-летие своей свадьбы.
Интересно, что разведке удалось выследить в Аргентине еще одного знаменитого преступника — доктора Йозефа Менгеле, известного как «Ангел смерти», ставившего чудовищные эксперименты на людях в Освенциме. Но захватить обоих палачей было слишком рискованно: в Аргентине беглые нацисты составили собственную разветвленную сеть, и провал одной из операций означал, что больше, вероятно, никогда уже не удастся найти ни Эйхмана, ни Менгеле.
Активная фаза подготовки спецоперации пришлась на апрель 1960г. Поскольку в те годы у Израиля и Аргентины не было постоянного воздушного сообщения, то захват преступника было решено приурочить к официальному визиту израильской делегации в Буэнос-Айрес. В конце апреля сотрудники «Моссада» по отдельности прибыли в столицу Аргентины. По замыслу их руководства, надо было захватить Эйхмана 11 мая, а 20 мая вместе с официальной делегацией переправить его в Тель-Авив (для осуществления этого плана пришлось посвятить в его суть авиакомпанию-перевозчика).
11 мая 1960г. прямо на улице города сотрудники «Моссада» схватили Эйхмана и втащили в машину. Вся операция заняла меньше 20 секунд.
После этого Эйхмана несколько дней держали на вилле под Буэнос-Айресом. Надо сказать, что он почти сразу же назвал себя, уже понимая неизбежность правосудия. «Моссад» держал преступника под постоянной охраной, один из сотрудников был обязан постоянно находиться в одной комнате с Эйхманом и, более того, не спускать с него глаз в буквальном смысле слова. Разумеется, самой главной задачей было не допустить насилия в отношении Эйхмана, поскольку легко себе представить ненависть израильтян к человеку, лично ответственному за убийство миллионов их сограждан. Повар, готовившая еду для Эйхмана, с трудом сдерживала себя от того, чтобы не добавить в пищу яд.
20 мая Эйхмана накачали наркотиками и переодели в костюм летчика. На таможне сотрудники «Моссад» предъявили за него документы на имя Рафаэля Арнона. За несколько дней до этого была инсценирована псевдо-автокатастрофа с участием человека с таким именем. 20 мая его как будто выписали из больницы с указанием, что «пациент может перенести полет под наблюдением врача». Накачаный наркотиками Эйхман не мог ничего сказать, и пограничники пропустили израильтян.
22 мая на заседании парламента — Кнессета — премьер-министр Израиля официально заявил, что Адольф Эйхман находится в Израиле и вскоре будет отдан под суд. Разумеется, в Аргентине об этом было известно уже давно: бывшие нацисты пытались найти одного из своих главарей, но поиски не дали результатов. Паника, вызванная исчезновением Эйхмана, заставила многих нацистов уехать из Аргентины. В их числе был и Йозеф Менгеле, который бежал в Бразилию и умер там своей смертью в 1979г.
Суд над Эйхманом был показательным и проходил по всем законам демократического государства, хотя итоговое решение было легко предугадать. Однако традиция, заложенная еще Нюрнбергским процессом, требовала, чтобы подсудимый имел все возможности защищаться, ведь, в конце концов, далеко не все обвиняемые даже в Нюрнберге были осуждены на казнь или пожизненное заключение. Но Эйхман не особенно защищался. Многочисленные свидетели, в том числе из тех, кто пережил Холокост, рассказали об ужасах пыток и казней в лагерях смерти и дали показания, что Эйхман лично контролировал «решение еврейского вопроса». 15 декабря 1961г. ему зачитали смертный приговор. Надо заметить, что еще в 1954г. Кнессет отменил казнь, но для данного случая все же было сделано исключение (которое и остается таковым до сих пор). Эйхман был повешен в ночь с 31 мая на 1 июня 1962г. После казни его тело был сожжено, а прах развеян над Средиземным морем за пределами территориальных вод Израиля.
Автор: Ованес Акопян
На фото: Адольф Эйхман; Йозеф Менгеле
19.03.2012
Комментарии