ФАС и бизнес

ФАС и бизнес

Представители крупного и среднего бизнеса признают, что влияние антимонопольного законодательства на их деятельность становится все более ощутимым. Рассмотрим, почему и как это происходит.

Тревожная тенденция


Последнее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит публичную политику в сфере адвокатирования антимонопольного законодательства. Наряду с этим растет число проводимых проверок и, как следствие, количество дел, возбуждаемых антимонопольными органами за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В подтверждение приведем некоторые статистические данные о деятельности ФАС России. Так, в 2009г. антимонопольными органами возбуждено 9664 дела, что более чем на 32% превышает количество дел, возбужденных в 2008г. (6541 решение). В том же 2009г. антимонопольными органами принято 6864 решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства, что почти на 42% больше, чем в 2008г. (3993 решения) (1).

Большинство выявляемых антимонопольными органами нарушений связано со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках (ст.10 Закона № 135-ФЗ), в том числе путем установления (поддержания) монопольно высокой цены, навязывания контрагенту невыгодных условий договора, создания дискриминационных условий и пр.

Следует отметить, что доля дел, возбужденных антимонопольными органами в 2009г. за злоупотребление доминирующим положением, составила 24,9% (2411 дел) от общего количества дел. Согласно информации ФАС России количество нарушений ст.10 Закона № 135-ФЗ в период с 2008 по 2010г. возросло в целом в 1,7 раза (2).

Со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в 2009г. максимальный удельный вес нарушений составили нарушения ст.15 Закона № 135-ФЗ. Запреты, устанавливаемые данной статьей, включают в себя в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленного порядка и пр. Доля дел, возбужденных антимонопольными органами в 2009г. за нарушение ст.15 Закона № 135-ФЗ, составила 27,4% (2650 дел).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что каждое второе дело возбуждается антимонопольными органами либо в отношении занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, либо в отношении государственного органа, а общее количество таких дел стремительно возрастает.

Складывающаяся в настоящее время ситуация в области соблюдения требований антимонопольного законодательства вызывает озабоченность как со стороны лиц, обязанных их выполнять, так и со стороны ФАС России, являющейся согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Просматривающийся в деятельности антимонопольных органов тренд по ужесточению ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в совокупности с увеличением общего количества возбуждаемых дел вынуждает обратить внимание на то обстоятельство, что задачами антимонопольных органов являются не только выявление нарушений и привлечение к ответственности, но и предупреждение таких нарушений. Это прямо закреплено в п.4 ст.22 Закона № 135-ФЗ. Однако указанные механизмы в антимонопольном законодательстве в настоящее время отсутствуют.

Предостережения…


В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть в Законе № 135-ФЗ дополнительные процедуры превентивного реагирования антимонопольных органов на поведение доминирующих хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, которые способствовали бы эффективному и быстрому изменению ситуации на рынке и, как следствие, недопущению ограничения конкуренции.

Первые шаги в этом направлении уже осуществляются ФАС России в рамках недавно анонсированного так называемого третьего антимонопольного пакета, (3) предусматривающего внесение изменений и дополнений в Закон № 135-ФЗ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.

Так, ФАС России предлагает дополнить полномочия антимонопольных органов, закрепленные в ст.23 Закона № 135-ФЗ, правом направлять в письменной форме за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Однако анализ предлагаемой нормы выявил наличие в ней нескольких проблемных аспектов.

Во-первых, третий антимонопольный пакет, равно как и действующий Закон № 135-ФЗ, не дают легального определения понятию «публичное заявление», что, безусловно, будет создавать сложность в процессе правоприменения новых положений.

Во-вторых, не совсем ясно, сможет ли антимонопольный орган выдать предостережение в случае, если соответствующее решение принято коллегиальным органом управления юридического лица либо управляющей компанией.

В-третьих, не очевидно, насколько будет правомерна выдача такого предостережения, если должностное лицо, публично заявившее о планируемом поведении, не обладало полномочиями на осуществление такого действия?

Принимая во внимание, что вслед за выдачей антимонопольным органом предостережения может последовать реакция финансовых рынков, которая особенно чувствительна в отношении публичных компаний, а также учитывая, что в рассматриваемой ситуации собственно нарушение в понимании антимонопольного законодательства еще не допущено, представляется целесообразным внести ряд уточнений в предлагаемый ФАС России институт предостережения.

В частности, в рамках третьего антимонопольного пакета предлагается придать институту предостережения о недопущении нарушения антимонопольного законодательства следующие основные признаки:

1) возможность направления предостережения любому лицу, к которому применимо антимонопольное законодательство, в том числе федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъектов Российской Федерации и органу местного самоуправления;
2) в качестве оснований для направления предостережения установить наличие достаточных и предварительно подтвержденных антимонопольным органом сведений о готовящихся (планируемых) действиях лица при условии, что такие действия могут привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) установить в качестве источников получения таких сведений результаты проверок, результаты анализа состояния конкуренции на товарных рынках, материалы государственных органов, заявления юридических или физических лиц, сообщения средств массовой информации;
4) закрепить обязательные требования к содержанию предостережения и четкую процедуру принятия решения о его направлении;
5) в законе должно быть определено, что предостережение носит рекомендательный характер, так как нарушение фактически не было допущено.

… и предложения


Кроме того, на наш взгляд, в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что, собственно, и является одной из целей Закона № 135-ФЗ, закрепленной в ст.1, в рамках третьего антимонопольного пакета целесообразно предусмотреть дополнительный институт рекомендаций о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, то есть когда уже имеется факт антиконкурентного поведения.

Представляется, что институт рекомендаций должен иметь ограниченную сферу применения и использоваться в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, за нарушение запретов, предусмотренных частью ст.10 Закона № 135-ФЗ, так как оценочный характер данных запретов не всегда позволяет дать объективную оценку их поведению на товарном рынке посредством однозначной идентификации таких действий с установленными запретами. Более того, хозяйствующие субъекты, в действиях которых усматриваются нарушения ч.1 ст.10 Закона № 135-ФЗ, могут не осознавать в момент их совершения противоправного характера таких действий в силу отсутствия информации об их доминирующем положении и о распространении на них установленных запретов, так как такое положение нередко устанавливается антимонопольным органом на стадии подготовки к антимонопольному разбирательству уже после допущения хозяйствующим субъектом антиконкурентного поведения.

Предлагается, чтобы институт рекомендаций обладал следующими основными признаками:

1) рекомендация выдается в письменной форме за подписью руководителя либо заместителя руководителя антимонопольного органа;
2) рекомендация должна быть выдана занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту во всех случаях выявления антимонопольным органом признаков нарушения ч.1 ст.10 Закон № 135-ФЗ, являясь, по сути, обязательной стадией, предшествующей возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) рекомендация должна содержать требование о прекращении антиконкурентного поведения, об устранении причин и условий, способствовавших нарушению, о принятии мер для устранения последствий нарушения с указанием конкретных действий, которые должен совершить хозяйствующий субъект, а также разумного срока для их выполнения;
4) рекомендация подлежит обязательному рассмотрению занимающим доминирующе положение хозяйствующим субъектом с последующим уведомлением антимонопольного органа о ее исполнении;
5) при выполнении рекомендаций в установленный срок дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, а в случае невыполнения - антимонопольный орган вправе возбудить дело и рассмотреть его в установленном порядке.

Включение в антимонопольное законодательство института рекомендаций должно способствовать существенному сокращению временных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, своевременному, в максимально короткие сроки, прекращению нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов и эффективному устранению неблагоприятных последствий для конкуренции, что в совокупности будет иметь благоприятный эффект как для обеспечения стабильности гражданского оборота, так и для экономики в целом.

1. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (2009 год).
2. «ФАС России «Основные итоги работы 2010 года. Задачи на 2011 год» - http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31524.html.
3. www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50689.html.


Андрей Рего,
к. ю. н., директор департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС»,
Сергей Войченко,
руководитель проектов департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС»

26.07.2011

эж-Юрист

 в избранное

Похожие статьи

Откровенная ложь или не совсем честный поступок...
Заказ товара через Интернет магазин. Что нужно знать
Особенности рыбалки в Москве
Частный детектив
Момент наступления авторства на КОНТЕНТ.
Юридическая помощь - бесплатно?
Электронная коммерция: то, что вы отправили e-mail, еще ничего не доказывает
Памятка покупателю
Оказание медицинских услуг по полису ОМС
Нота министерства иностранных дел Германии от 21 июня 1941 года

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Московские адвокаты сегодня. В шутку и всерьез Московские адвокаты сегодня. В шутку и всерьез
    Одним из наиболее впечатляющих итогов ноябрьской 1864 г. судебной реформы можно по праву считать создание новой профессиональной самоуправляемой группы присяжных поверенных, позже ставшей основой мощной...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...