КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ СПАРТАК, ГЛАДИАТОР, БРОСИВШИЙ ВЫЗОВ РИМУ?
Гладиатор, ставший военачальником, он в течение трех лет бросал вызов Риму, став во главе восстания рабов, прежде чем умереть с оружием в руках. Спартак, историческая фигура, о которой мы почти ничего не знаем, кроме того, что он действительно существовал. С течением времени он превратился в символ стремления к свободе.
Его физическое существование доказано. Спартак был свободнорожденным фракийцем, одно время служившим в римской армии, затем дезертировавшим из нее. В результате при неясных обстоятельствах он был схвачен и продан в Рим в рабство, а затем стал гладиатором. Римский историк Луций Анней Флор пишет, что Спартак стал «из фракийца-стипендиария солдатом, из солдата – дезертиром, затем – разбойником, а потом благодаря физической силе – гладиатором». Из школы гладиаторов он сбежал в 73 г. до н.э. и сразу же взялся за оружие.
Вместе с ним бегут его спутница (фракийская жрица бога Диониса) и около 70 товарищей, гладиаторов, вооруженных, кто чем придется, Покидая Капую, им удается захватить несколько повозок с оружием. Затем Спартак и его товарищи укрываются на горе Везувий и совершают набеги на близлежащие поселения, чтобы выжить. К небольшой группе быстро присоединяются беглые рабы, бедные рабочие или мелкие крестьяне без собственности, и Спартак оказывается во главе целой армии в несколько десятков тысяч воинов (по оценкам историков, от 40 000 до 70 000 человек). Бывший гладиатор, ставший военачальником, бросает вызов Риму и начинает третье по счету в истории Римской империи восстание рабов, которое получит название «Восстание Спартака».
До этого в Империи уже было два крупных восстания рабов, жестоко подавленных. Рим к тому времени, благодаря военным завоеваниям, достиг такой степени могущества, что со всего Средиземноморья на Апеннины стекалось беспрецедентное количество рабов, управлять и контролировать которых становилось все труднее.
Легко понять, почему Спартак стал легендой: за три года пока длилось восстание, ему удалось несколько раз победить прекрасно подготовленные и обученные римские войска! На борьбу со Спартаком Сенат отправил двух самых выдающихся военачальников – Помпея и Красса.
Спартак был разбит в 71 году до н.э. в битве при реке Силаре, где он пал в бою против армии Марка Лициния Красса. Детали известны благодаря историку Аппиану, который пишет: «Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его». Его тело так и не было найдено.
В отместку за это восстание 6 000 рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги.
С течением времени Спартак становится символом борьбы против рабства и угнетения. К примеру, Вольтер в своем «Философском словаре» пишет: «Следует признать, что из всех войн война Спартака является самой справедливой и, возможно, единственной справедливой».
Постепенно гладиатор становится одним из величайших героев человечества, защитником прав человека. Особенно он будет воспет советской властью. Его именем называют футбольные и хоккейные клубы…
Но еще в 1861 году Маркс писал Энгельсу: «Чтобы расслабиться, я читал о римских гражданских войнах Аппиана, Спартак – самый великий из людей древности, великий полководец, благородный характер, поистине представитель античного пролетариата».
И до настоящего времени Спартак является одним из самых великих и почитаемых героев древности, которому посвящены многие книги, фильмы и сериалы.
В то же время некоторые историки отмечают, что Спартак был идеализирован в первую очередь самими римлянами. Для них было легче объяснить, что рабы неоднократно смогли победить римскую армию, поскольку их возглавлял гениальный военачальник, чем признать, что они сами очень плохо сражались. По мнению, к примеру, известного историка Жана-Ноэля Кастори, три крупнейших восстания рабов и спартаковское, в частности, иллюстрируют серьезный сбой римской рабовладельческой системы. Тем не менее, исключительный характер восстания Спартака по истечению веков стал символом стремления к свободе.
05.07.2024
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии