Стране нужны юристы целевой подготовки. – Виктор Блажеев, ректор МГЮА им. О. Кутафина (ВИДЕО)
В Московскую Государственную Юридическую Академию, которая вместе с пятью филиалами насчитывает 17 000 студентов, как и в другие правовые ВУЗы, совсем скоро хлынет поток документов вчерашних школьников. Как сегодня абитуриент выбирает, где учиться, во сколько вузов одновременно он может послать документы, почему ЕГЭ тормозит поступление «нужного» вузу студента, каких юристов не хватает стране? Обо всем, что волнует сегодня ректора МГЮА им. Кутафина, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Виктора Блажеева, его расспросил главный редактор портала «Закония» Рубен Маркарьян.
«Требуются профессионально ориентированные абитуриенты…»
- Начнем с новой системы итоговых тестов ЕГЭ. Помогает ли она вузам получать именно того студента, который может и хочет здесь учиться? Имеется в виду по своему уровню знаний, а не по результату «лотерейного» тестирования…
- Первые опыты, это мое личное суждение, говорят о том, что ЕГЭ не является идеальной формой проверки знаний, особенно у нас, гуманитариев. Потому что у нас есть дисциплины, которые по тестам проверить абсолютно невозможно, и сейчас это широко обсуждается. К примеру, как историю можно в тесте проверить? Ведь, нас, в конце концов, интересуют не жесткие знания дат конкретных, хотя это тоже важно. Нас, в первую очередь, интересует, насколько при ответе человек сумеет выстроить причинно-следственные связи, что в праве является основополагающим. Теория доказывания вся строится на них, а это основа основ и в уголовном процессе, и в гражданском, и в любой юридической деятельности. Конечно, тест может выявить знания дат, событий и так далее. Нам кажется, что этого мало для юридических дисциплин.
- То есть на экзамене важно понять, как абитуриент рассуждает?
- Возьмем обществознание. Там нет ответов однозначных, как и у нас в праве. И логика на самом деле есть разная – логика математика и логика юриста. У меня товарищ математик, так он не понимает нашей логики, потому что она зависит от конкретных жизненных ситуаций. Я ему пытаюсь объяснить, что в праве каждый случай своеобразный. В нем разные обстоятельства, и в одной жизненной ситуации они отличаются от обстоятельств в другой. И надо очень тщательно разбираться.
- Это переменные, а не константы в формуле…
- Ну да! Он говорит: «У нас все проще, дважды два всегда четыре». А я говорю, что у нас не всегда. Возможны и варианты. Поэтому, с моей точки зрения, ЕГЭ необходим в какой-то форме, но это не должно быть то испытание, на основании которого "автоматом" абитуриент зачисляется в число студентов. Мне кажется, здесь нужна дополнительная система проверки.
- А она есть в МГЮА?
- Специальным постановлением Правительства при наличии определенных критериев для некоторых вузов допустимо дополнительное вступительное испытание. Мы его проводили прошлом году и планируем в этом. 26 февраля премьер-министр подписал распоряжение, в соответствии с которым нам в числе одиннадцати вузов страны разрешено принимать дополнительный экзамен.
- Это собеседование?
- Именно экзамен – обществознание. Он установлен в качестве профильного Правилами приема для всех юридических вузов. Сейчас это определяется в централизованном порядке, поэтому мы будем принимать обществознание в письменном виде. Но у нас экзамен комплексный: сначала абитуриент письменно отвечает, а затем мы с ним беседуем, и он защищает свой ответ и его вариант. Это дает возможность не только посмотреть, как он умеет излагать мысль, но понять, как он умеет говорить, и насколько убедительно. Это как раз дает возможность из большого количества желающих, причем с одинаковым порой результатом ЕГЭ, отобрать в студенты того, кто действительно способен. И вторая вещь, которую мы при этом решаем, – это вопрос мотивированности. Эта система дает возможность (в прошлом году ЕГЭ можно было подавать документы вообще в неограниченное количество вузов, в этом – все-таки по правилам количество ограничили: не более пяти и трех внутри) вот этот разброс исключить. Из-за него теряется профессиональная ориентированность. Каждый из нас каким-то образом приходил к профессии юриста, понимая на каком-то жизненном этапе, что именно это ему нужно. И он к этому стремился. Когда я поступал в юридический вуз, для меня не существовало педагогических специальностей. И уж точно инженерных.
- Если человек заявляет, что хочет стать юристом, и параллельно посылает документы на физмат…
- Это случайный человек, и ему все равно, где и чем заниматься. Система заранее провоцирует его на эту ситуацию. Это изначально тезис неверный. А дополнительный экзамен устраняет эту ситуацию. К нам в МГЮА мало просто «забросить» документы, а надо еще и прийти и сдать дополнительный экзамен. Обычно на него приходит тот, кто твердо хочет стать юристом.
Коньюнктура. Почем ее едят
- По поводу массы возможностей получения юридического образования. Насколько я знаю, у нас вузов, которые дают юридическое образование, было около 1000…
-Тысяча двести одиннадцать вузов и филиалов, которые готовят юристов.
- На портале «ЗАКОНИЯ», помимо Вашей электронной приемной и прочего, располагается и Ассоциация юридических вузов, в которую их входят две сотни. Но не тысяча двести. Вопросы для сегодняшнего интервью отчасти готовились на основе тех, которые приходят от пользователей портала. И я обратил внимание, что некоторые пишут: «Юристов готовится много. Тем не менее, квалифицированных юридических кадров мало, а потребность в них большая». Чем определен критерий, что мало квалифицированных кадров?
- Вопрос очень сложный. Казалось бы, на фоне того количества вузов, о которых мы говорили, проблемы юридических кадров не должно существовать. Более 700 тысяч юристов ежегодно выбрасывается на рынок труда, понятно, что они должны бы заполнить все те ниши, вакансии, которые существуют. Но на самом деле, качество юридического образования – это наш бич. Это те девяностые, когда открывали юридические вузы, факультеты везде… И сейчас мы сталкиваемся с этой проблемой. На мой взгляд, она сводится к следующему: к большому количеству юридических факультетов в непрофильных вузах, которые не имеют никакого отношения к юриспруденции.
- Конъюнктура. Общество просит, ему дают.
- И банальное зарабатывание денег. ВУЗу можно, имея несколько бюджетных мест, набрать любое количество «платников». Таким образом многие технические вузы, что греха таить, решали и решают свои финансовые проблемы. Но дать солидное юридическое образование так невозможно, для этого нужно иметь соответствующую базу. Эта проблема остается очень актуальной. И еще есть негосударственные вузы, среди которых немало хороших, но большинство своей основной целью опять-таки ставят деньги. И из-за этого, в общем-то, большое количество выпускников-юристов не готово к серьезной работе. Об этом говорят и в Ассоциации юристов, говорят работодатели, правоохранительные органы, частный бизнес. Понятно, никто не считал, какое количество юристов стране необходимо. Сейчас этот процесс складывается в известной степени спонтанно. Но, тем не менее, мы на себе ощущаем, что потребность в хороших юристах велика. Это мы чувствуем и по тем договорам целевой подготовки, которые у нас есть с различными ведомствами, в частности с Генеральной прокуратурой (85 человек ежегодно), Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Росреестром (50 человек ежегодно). Значит, рынок требует. И все наши выпускники не имеют проблем с трудоустройством.
- Во всех отраслях?
- Да. Сейчас Академия – это огромный механизм, причем мы переходим от подготовки юристов по отраслям к их подготовке для определенных направлений деятельности. У нас есть Институты прокуратуры, международного частного права, адвокатуры, банковского права, появился Институт энергетического права.
- А причина его появления?
- Та же востребованность рынком. Это совместный проект с Ассоциацией юристов России. Там есть Комиссия по энергетическому праву, и проект в известной степени поддержан Министерством энергетики. Один из замов министра энергетики, Азбукин, – между прочим, наш выпускник – возглавит Попечительский совет нашего института. Сейчас существует колоссальная проблема с реформированием всего энергетического комплекса, и в связи с этим возникает потребность в специалистах, которые будут этим заниматься. Это и нормативные акты, и регулирование всех многообразных отношений, которые возникают, определенная правоприменительная практика, международный аспект сотрудничества. И вот специалисты в этой области будут готовиться в нашем новом институте. В этом году планируем сделать первый набор.
31.05.2010
Позднее
-
комментировать
Минобрнауки РФ не выполнило поручение Президента РФ
В 2010г. Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ разработать проект, позволяющий российским студентам учиться в ведущих мировых вузах. Тогда инициатором стал Клуб выпускников Гарвардского университета, некоммерческая организация, созданная в России в 2004г., которая занимается разработкой и продвижением проектов в сфере образования и науки, а также обеспечивает связь российских вузов с Гарвардским университетом.
12.09.2011 -
87 комментариев
В случае отчисления студенты МФТИ-участники ЕГЭ должны иметь право на восстановление в вузе
Студенты Московского физико-технического института (МФТИ), которых ждет возможное отчисление из вуза, должны иметь право восстановиться в нем. Такое мнение на конференции министров образования стран СНГ в Душанбе высказал журналистам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Ранее глава ведомства пообещал, что студентов, которые выдавали себя за школьников 11-х классов при сдаче ЕГЭ по математике, отчислят из вузов.
22.06.2011 -
комментировать
МГЮА помогает детским домам Подмосковья
Студенты МГЮА имени О.Е. Кутафина не первый год ведут шефство над детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами. По убеждению инициаторов благотворительного движения вуза «Открытое сердце», такие ребята нуждаются в специальном обучении, внимании, заботе.
25.10.2010 -
комментировать
Фурсенко призывает провести чистку университетов
В выступлении на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что нужно очистить сферу высшего образования, оставив только лидирующие сильные университеты.17.09.2010
Ранее
-
комментировать
В стране будет новый спортивный университет
Правительством Российской Федерацией под председательством В.В. Путина 10 июня 2009 года было принято распоряжение № 774-р о создании Российского международного олимпийского университета.
17.06.2009
Автономное некоммерческое образовательное учреждение создается для подготовки высококвалифицированных кадров, а так же развития инфраструктуры для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и дальнейшего формирования олимпийского наследия. -
комментировать
Зарубежные новости
Отчисленный студент выигрывает $1.72 млн.Студентка-стоматолог университета Мичиган, отчисленная с третьего курса по причине неуспеваемости, выиграла иск на сумму $1.72 млн. против четырех профессоров факультета.30.03.2009 -
комментировать
Российская академия образования: уроки основ религии не станут в школах обязательными
Российская академия образования сегодня официально опровергла информацию, прошедшую в ряде СМИ, о том, что в пятницу, 13 марта, РАО передаст на утверждение в правительство РФ новый стандарт общего образования, в который не включены разделы, связанные с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения и преподаванием основ культуры ведущих конфессий России. Как подчеркнул Фельдштейн, "это не соответствует действительности, поскольку согласно принятой правительством РФ процедуре, утверждение федерального образовательного стандарта осуществляется Минобрнауки России по результатам широкого общественного обсуждения и профессиональной экспертизы".
12.03.2009 -
комментировать
Студенческие отряды будут строить в Сочи олимпийскую дорогу
СОЧИ, 12 мар - РИА Новости, Татьяна Страхова. Компания ОАО "РЖД" намерена привлечь студенческие отряды к строительству олимпийской железнодорожной инфраструктуры в Сочи, сообщил начальник сочинской дирекции капитальной реконструкции и строительства объектов РЖД Евгений Солнцев.
12.03.2009 -
1 комментарий
Московский университет
В составе московского университета действуют учебно-научные, научно-исследовательские, вспомогательные, обслуживающие и административно-управленческие подразделения. Структурные подразделения московского университета могут наделяться по доверенности ректора полностью или частично правомочиями юридического лица. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются Положением, утвержденным Ученым советом Университета.
18.12.2008 -
комментировать
Хочешь прилично зарабатывать? Иди учиться в колледж!
На Всероссийской итоговой конференции "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики" было решено создать ресурсные центры на базе бывших училищ и начать обучать в них нужным для страны профессиям
17.12.2008
Комментарии на форуме