Израиль: Тора или светский суд?

Израиль: Тора или светский суд?

В Иерусалиме продолжается работа всемирной конференции по еврейскому религиозному праву, на которую съехались сотни даянов (религиозных судей) со всего мира. В работе конференции принимают участие министр юстиции Яаков Неэман, министр внутренних дел Эли Ишай, министр Мешулам Наари, главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер, главный раввин армии Рафи Перец.

В числе прочего, на обсуждение конференции будет представлена программа введения еврейского религиозного права в израильское судопроизводство, подготовленная главным раввином Кирьят-Оно, членом верховного раввината и доктором юриспруденции равом Рацоном Аруси. Программа включает ряд юридических нововведений – таких, как обязательная проверка новых законопроектов на соответствие нормам еврейского права, обязанность ссылаться на нормы еврейского права в каждом постановлении Верховного суда, регулярные курсы по религиозному праву для светских судей и т.п.
Рав Аруси заявляет, что, коль скоро Государство Израиль является еврейским государством, то его суды должны учитывать нормы еврейского права (законы Торы).
«Мы должны решить – еврейское это государство или нет. Я не собираюсь проверять каждого, кто обращается в суд, на соблюдение кашрута и субботы, но еврейское государство должно, как минимум, принимать в расчет еврейские законы», - заявил рав Аруси.
Министр юстиции Яаков Неэман еще в прошлом году спровоцировал бурю обсуждений, заявив, что «законы Торы являются обязательными в Государстве Израиль».

Наша справка:
В настоящее время израильская судебная система в своей основе имеет британскую прецедентную светскую систему права, которая существовала в Палестине еще во времена Британского мандата. Некоторые аспекты права, например, земельное, имеет в своей основе еще более раннюю систему османского права, она действует еще с тех времен, когда все жители Палестины были «турецкими подданными». Равинатские суды, руководствующиеся галахическими законами, в Израиле имеют в основном юрисдикцию в области семейного права (если и муж, и жена являются евреями по Галахе, т.е. если их матери – еврейки). В этой сфере, а также в некоторых вопросах, касающихся собственности, они производят судопроизводство во всем мире (их решения не перекрывают решения судов этих стран и их исполнение является там добровольным для обращающихся в них).
В криминальной сфере в Израиле равинатские суды не правомочны принимать решения. Министр Неэман выразил желание распространить влияние равинатских судов на вопросы собственности и даже криминальные вопросы, создав тем самым альтернативную систему, когда каждый гражданин страны может сам решать, в какой суд ему обратиться – светский или религиозный. Необходимо отметить, что в большинстве из указанных случаев Галаха предлагает гораздо более строгие приговоры, чем светская система.

Елена Ситникова,
собкор «ЗАКОНИИ» в Израиле

16.12.2010

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое