Таможенный союз трех

Таможенный союз трех

Комиссия таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на своем очередном заседании рассмотрела и одобрила ряд документов, которые будут вынесены для принятия и одобрения на высший совет таможенного союза на уровне глав государств (27 ноября) и глав правительств (11 декабря). Об этапах формирования таможенного союза корреспондент "Промышленного еженедельника" беседует с директором Правового департамента Комиссии таможенного союза Натальей Слюсарь.

- Наталья Борисовна, двадцатый век ознаменовался в том числе появлением таких экономических интеграций, как таможенные союзы. Что, на ваш взгляд, дает создание таможенного союза Беларуси, Казахстана и России?
- Все большее увеличение количества таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции на международной арене свидетельствует о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет участникам выступать единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле таможенный союз Беларуси, Казахстана и России не является исключением.

- И все-таки: какие цели прежде всего ставят перед собой участники этого союза?
- Формирование таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, как известно, направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса стран-участников путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
- гарантирование устойчивого развития экономик, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
- создание условий для формирования общего экономичя6еского пространства;
- создание условий для активного выхода государств-членов на мировой рынок.

В этих целях в рамках таможенного союза создается единая таможенная территория государств-участников, формируется однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

К настоящему времени в рамках таможенного союза сделаны значительные шаги к реализации упомянутых выше целей: принято большое количество международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, продолжаются переговоры о дальнейших перспективах развития таможенного союза на самом высшем политическом уровне. Как известно, в завершающей стадии находится разработка Таможенного кодекса таможенного союза, который будет соответствовать самым современным международным стандартам, в первую очередь, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур; достигнуты большие успехи в формировании Единого таможенного тарифа.

Наметился значительный прогресс в сфере технического регулирования, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории; ведутся переговоры о возможном расширении таможенного союза, причем не только за счет стран-участников ЕврАзЭС: в перспективе, не исключено вступление в таможенный союз государств, не входящих в данную международную организацию.
Хотелось бы отметить, что все стороны занимают активную позицию по вопросам дальнейшего развития и функционирования таможенного союза.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана должен быть сформирован к январю будущего года - то есть, на год раньше, чем планировалось. А с середины 2011 года он начнет работу в полном объеме. Иначе говоря, таможенный контроль на внутренних границах между государствами-членами Союза перестанет существовать, он будет вынесен на внешнюю границу единого таможенного пространства. Российские специалисты вместе с коллегами из Казахстана и Беларуси провели очень сложную, тяжелую работу - практически все необходимые международно-правовые документы готовы.

Один из главных пунктов, по которым стороны договорились к сегодняшнему дню - определение общих тарифных ставок на товары. Это серьезное продвижение вперед. Но открытым пока остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Во многом эту преграду должен помочь преодолеть четко прописанный Таможенный кодекс и соответствующий международный договор.

- Насколько успешна такая консолидированная таможенная политика?
- Успешность функционирования таможенного союза подкрепляется статистическими данными. Дополнительный прирост ВВП России за первые пять лет функционирования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19%, за 10 лет - в 31%. Общий прирост экономической активности в результате создания таможенного союза оценивается, соответственно, в $480 млрд и $770 млрд, из которых более 70% приходится на Россию. Данная положительная тенденция позволяет сделать вывод, что положительный эффект от интеграции намного превзойдет материальные и иные затраты, понесенные государствами в целях формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Следующим шагом интеграции может быть создание единого рынка, когда свободно перемещаться могут не только товары, но и капитал, и рабочие силы. Высший тип международной интеграции - экономический союз, яркий пример которого - Евросоюз. На подобном этапе объединения возникает необходимость в создании специальных институтов, которым национальные правительства уступают часть государственных функций. Они принимают решения относительно основных направлений экономической политики участников и даже по вопросам текущей международной политики.

Таким образом, дальние перспективы экономического объединения России, Беларуси и Казахстана, да и остальных стран ЕврАзЭС, понятны. Ближайшие - введение в действие Таможенного союза и вступление во Всемирную торговую организацию.

- И Россия, и Казахстан, и Беларусь являются членами и других международных организаций. В чем преимущество объединения этих трех государств в рамках таможенного союза может необходимо продолжать сотрудничество в ранее сформированных организациях?
- Для Белоруссии, Казахстана и России формирование полноценного таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. Как уже было сказано, таможенный союз положительно влияет на экономические процессы, происходящие в государствах-участниках: увеличивают товарооборот между странами, поддерживают экономики государств, компенсируют потери и снижение экономической активности во время экономических кризисов. Безусловно, таможенный союз делает наши государства сильнее в политическом и экономическом плане. Это своего рода экономический блок, наряду с ЕС и другими государствами. Он позволяет экономикам государств-участников (их хозяйствующим субъектам) быть более конкурентоспособными, что, возможно, в дальнейшем позволит Сторонам, их предпринимателям составить конкуренцию ЕС и другим государствам, в том числе и Китаю. Но неправильным было бы назвать создание таможенного союза «контрмерой», ведь он создается, в первую очередь, для усиления экономик государств-участников, а не как средство давления или негативного влияния на экономики других государств. То есть, современный механизм здоровой экономической конкуренции. Таможенный союз - результат усиливающейся во всем мире тенденции к экономической интеграции.

Как уже было сказано, таможенный союз ни в коем случае не преследует цель давления на экономики других государств. Тем более, неприемлемо воспринимать таможенный союз как средство «энергетического и экономического шантажа». Совершенно неясно, каким образом можно использовать таможенный союз как средство вышеупомянутого шантажа. Путь, цели и механизмы создания таможенного союза не являются уникальными. Средства достижения поставленных целей идентичны средствам, которые используются в рамках других таможенных союзов. К тому же, таможенный союз не является изолированным, закрытым объединением: вступить в него может любое государство, разделяющее цели и принципы его деятельности. Таможенный союз в своей деятельности учитывает опыт экономических интеграций других государств, а также с должным вниманием рассматривает предложения других государств по поводу своей деятельности.

- Как обстоит дело с возможным присоединением таможенного союза к ВТО, о возможности чего было объявлено еще летом?
- Действительно, 9 июня 2009 года на Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества (высшем органе таможенного союза) премьер-министры России, Казахстана и Беларуси изъявили намерение вступать во Всемирную торговую организацию не по отдельности, а единым фронтом - в форме трёхстороннего таможенного союза. Стоит отметить, что таких прецедентов вступления в ВТО таможенным союзом было немало.

Решение таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является целесообразным по следующим причинам. В первую очередь, следует подчеркнуть, что разработка нормативной базы деятельности таможенного союза осуществляется с учетом и в соответствии с требованиями, установленными в рамках ВТО, как этого требует Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 года. К тому же, как известно, Россия достигла наибольших успехов в согласовании вопросов по вступлению в ВТО. Это позволит Беларуси и Казахстану воспользоваться опытом Российской Федерации и тем самым ускорить процесс приведения в соответствие свое законодательство с требованиями положений «пакета ВТО».

Сотрудничество в рамках таможенного союза будет этому только способствовать. Таможенный союз, как результат высокой степени экономической интеграции государств, безусловно, усилит позиции Сторон, что позволит им присоединиться к ВТО на более выгодных условиях. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что данное решение является выгодным и перспективным для всех государств - членов таможенного союза.

- Как представляется возможным соблюдать экономические интересы каждого государства в рамках таможенного союза?
- В государствах - участниках таможенного союза экономики находятся на разных стадиях развития. Однако в настоящее время экономические преобразования интенсивно осуществляются на территориях всех трех государств, и говорить о «слабости» экономик партнеров России по таможенному союзу, безусловно, не приходится. Таможенный союз предоставляет участникам возможность взаимодействовать на взаимовыгодных, исключающих какую-либо дискриминацию началах.

Согласно решению Межгоссовета, таможенный союз формируется в три этапа: предварительный - до 1 января 2010 года, первый - до 1 июля 2010 года и второй - до 1 июля 2011 года.

На предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного регулирования, а также формируется единая система мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на единой таможенной территории. До 1 января 2010 года должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и установления санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе таможенного союза.

Стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 года этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.

С июля будущего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования ТС. Замечу, что проект кодекса разрабатывается по самым современным международным стандартам в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур и будет представлять собой совершенный документ прямого действия.

Таким образом, появление единой таможенной территории означает свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Поскольку мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой, кризисные явления в ней будет сказываться еще долго. Поэтому региональный ТС - это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.

- Каков механизм разрешения споров в рамках таможенного союза?
- Механизмы разрешения споров и разногласий успешно разрабатываются в рамках таможенного союза. Разрешению возникающих разногласий способствуют такие процедуры, как консультации и переговоры на высшем политическом уровне, привлечение экспертных групп и т.д. Одним из главных инструментов урегулирования споров является Суд ЕврАзЭС. Он наделен компетенцией по рассмотрению споров между государствами-членами таможенного союза, а также между ними и Комиссией таможенного союза. Суд вправе давать толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза. Он также рассматривает дела об оспаривании решений и действий органов таможенного союза и т.д. Достижение консенсуса по многим важным и проблематичным вопросам является безусловным доказательством эффективности данных процедур.

- В настоящее время весьма несовершенным остается механизм таможенного администрирования в рамках СНГ, в чем преимущество таможенного союза перед другими международными формированиями?
- В рамках таможенного союза по этому вопросу принято несколько фундаментальных актов по таможенному контролю, создающих единый, унифицированный и эффективный механизм его осуществления: Соглашение о порядке декларирования товаров, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза; Соглашение о вида таможенных процедур и таможенных режимов; Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Эти документы направлены на повышение эффективности и результативности таможенного контроля. Особенно это актуально при переносе таможенных границ государств на внешние границы таможенного союза. При разработке данных соглашений был учтен как национальный, так и зарубежный опыт регулирования отношений по таможенному контролю. К тому же активно разрабатываются акты, служащие правовой и организационной основой для осуществления сотрудничества и обмена опытом и информацией (в том числе оперативной) между таможенными службами государств-участников таможенного союза, что позволит более эффективно противодействовать контрабанде, в том числе и нелегальному пересечению таможенной границы таможенного союза наркотических средств.

- В рамках таможенного союза будут решаться вопросы по ряду направлений и таможенное дело, торговой политики, развитие промышленного сотрудничества, как проводится в настоящее время работа по согласованию данных процессов?
- Процесс разрешения данных проблем в рамках таможенного союза осуществляется достаточно успешно. Этому способствует продуктивная работа специально сформированных постоянно действующих профильных групп экспертов, специализирующихся на следующих направлениях: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение. Экспертная работа дала свои результаты. Так, уже в ноябре текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного совета на уровне глав государств - намечено утверждение важнейших документов, являющихся основой договорно-правовой базы формируемого союза: Единого таможенного тарифа, Таможенного кодекса, международных договоров в сфере технического регулирования, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории. С июля следующего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования таможенного союза.

Но и на данный момент в рамках таможенного союза уже существуют несколько международных соглашений в этих сферах: Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании; Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров; выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. Утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа.

Таким образом, можно сделать вывод, что к настоящему моменту сделаны значительные шаги в регулировании данных вопросов..

16.11.2009

Независимая межотраслевая газета "Промышленный еженедельник"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое