«Оплошность юриста страшнее ошибки хирурга». – Игорь Мацкевич, проректор по научной работе МГЮА им. Кутафина

«Оплошность юриста страшнее ошибки хирурга». – Игорь Мацкевич, проректор по научной работе МГЮА им. Кутафина

Как оценить успешность карьеры юриста? Кто виноват в «бедах» российского образования? Что общего у Гитлера с Наполеоном? Почему Войнович забыл «важную» фамилию? Об этом и, главное, о векторе пути для современного правозащитника доктор юридических наук, профессор Игорь Михайлович Мацкевич рассказал в интервью порталу «Закония» в ходе одного из самых значительных мероприятий Московской юридической академии – Дня юридической карьеры-2010.

- В ежегодные Дни карьеры в Вашем ВУЗе масса гостей, подготовки, расстановки, напряжения сил, расписание насмарку, – зачем Академии все эта суета?
- Нет никакой суеты. Занятия не просто отменены, а перенесены. И в День юридической карьеры добросовестные студенты могут напрямую встретиться с работодателями, определиться, где хотели бы работать или уже точно не хотели бы, поучаствовать в конференции. А нерадивые студенты могут отдохнуть.
- А проректор?
- А проректор делает свою работу. В юридическом вузе мы «живем» для того, чтобы воспитать себе смену. Это наше будущее. Без мероприятий, подобных Дню карьеры, воспитание смены невозможно. Я глубоко убежден, что единственно лишь обучая студентов, только передавая знания, вырастить хорошего специалиста невозможно. Сегодня мы как раз воспитываем специалистов.
- А ведь Вам придется их воспитывать и из сегодняшних абитуриентов. Вы довольны их подготовкой к получению от вас знаний?
- Конечно, нет. Я не знаю никого, кто был бы доволен их подготовкой. Уровень преподавания в средней школе упал на порядок. Ну, а с другой стороны, что мы хотели, убивая школьное образование все 90-е годы? Разрушая детские сады, очередь в которые теперь длится по пять лет, а занимать ее надо сразу после рождения ребенка. Мы сами все это сделали. И когда мне говорят: «Наплодили юридические вузы безобразные, куда юристы смотрели…», – хочется ответить: «А юристы это все и делали».
Во всех своих бедах виноваты мы сами. Мы сами молчали, когда продавали детские сады, когда вводили в школе переход на тестирование для «проверки знаний»… Я в целом не против тестирования, но не может же оно быть единственным критерием объема полученных знаний! Мы губим возможность детей совершенствоваться, мы сами их отучаем от этого.
- Мой младший ребенок в третьем классе. Домой приносит листочки с номерами и окошками-клеточками, в которые она ставит галочки. Спрашиваю: «Что это делали?» – «Не знаю». «А тут что спрашивали?» – «Не помню»…
- Ну да, да! О чем и речь. Эта теория внедряется массово с начальной школы, а в итоге в вузы приходят ребята-недоучки… Вспомним, что юрист – исторически обязательно образованный человек, это слова-синонимы. А наши абитуриенты путают Гитлера с Наполеоном, либо уверены, что они оба вместе воевали против СССР. И это массовое явление! Молодые люди вообще не ориентируются в истории. Причем, я вас уверяю, если спросить абитуриента, что было всего лишь 20 лет назад, вам никто не расскажет про распад СССР: ни причины не назовут, ни кто участвовал – ничего. Ельцина уже не вспомнят, Горбачева... Это системный кризис нашего образования. И за время обучения студента в вузе изменить эту ситуацию невозможно.
- А у «них»?
- Часто то же самое. Вот в США школа никакая, это известно. После школы ученик идет в колледж. Там пытаются нивелировать практически полное отсутствие знаний как итог школьного «обучения». Потом ребята поступают в вуз, в бакалавриат, потом длительная магистерская процедура. У них люди учатся до тридцати лет практически. Западное общество тратит на обучение огромное количество времени. Вряд ли мы можем позволить себе такую роскошь. У нас обучение заканчивается в двадцать два. Чтобы к тридцати годам человек мог уже себя реализовать. Почему, скажем, нынешнее поколение ученых, политиков, в том числе руководство наше, довольно молодое? Потому что у прежнего общества был резерв. Сейчас мы этого резерва лишаемся.
Большинство стран как раз нынче уходят от этой тестовой системы: Германия, Франция, Англия, Китай. А мы туда лезем. Ну не учимся на ошибках других! Будем учиться на собственных…
- Так все равно ж приходится шагать по этому, указанному сверху, пути…
- Ну, естественно. Хотя нужно отдать должное нашему профессорско-преподавательскому составу – очень многие не идут на поводу. И Кутафин по этому поводу никогда не молчал, и мы не молчим. Всегда критикуем эту систему, систему абсолютно ненужного копирования Запада с его Болонским процессом.
- Говорят, что это нужно затем, чтобы наши ребята могли ехать учиться за границу, так как наши дипломы там не признаются…
- Не верьте. Наши дипломы за рубежом признаются, но их статус надо доказывать. Так ведь и мы этого требуем от иностранцев! Наш диплом специалиста приравнивается к бакалавру. Но чтобы он признавался на несколько другом уровне, нужен просто пакет межправительственных соглашений. Это не тот вопрос, который нужно радикально решать, меняя всю систему образования, это вопрос переговоров. Наши выпускники работают в Англии, США, ЮАР без всякого Болонского процесса. Переход на двухуровневую систему должен быть аккуратным, а не через колено. Когда просто все сносится-ломается.
- Как Речник?..
- Ну, Речник… Это вообще сложная ситуация. Я бы даже комментировать ее не стал. Мне рассказывали, как там люди участвовали в строительстве в свое время. Когда я попросил показать документы, я был в шоке. Там просто не было никаких документов! Но, спрашивается, когда все это строилось – куда смотрела власть? На самом деле, проблема в другом. Если вы приедете в Германию и увидите дом, то его юридическую историю при желании можно будет просмотреть с тысяча четыреста какого-нибудь года. У нас вы зачастую вообще бумаг не найдете.
- Почему так?
- Просто у нас юриспруденция в этом смысле не успела развиться. Только начала, как настал семнадцатый год. Партия большевиков посчитала, что юристы не нужны. И если вы помните, то все юридические заведения были закрыты и стали вновь открываться только в тридцатых годах.
- Чтобы сажать потом людей уже на «законных» основаниях…
- Да. И не только… Что выгодно чиновнику, то – право. И сегодня отсутствие юридического опыта сказывается во всем. Среди юристов, за редчайшим исключением, нельзя встретить человека, который скажет: «не могу это сделать, это незаконно». Начнется: «Как это незаконно? Ну, так давай думать, давай искать». У нас юрист – как будто дама легкого поведения. А это в принципе неправильно. Юрист должен не «обслуживать», а помогать по закону. И не выпячивать себя.
…А вот, к слову, вспомнилось. Войнович в повести «Иванькиада» (а его-то вообще трудно уличить в любви к советской власти), описывает историю из своей жизни. Он купил квартиру в кооперативе, внес пай, тут начались гонения на него, и квартиру не давали. И тогда он самовольно туда вселился. Прокуратура по заданию «сверху» приготовила дело, вызвала. Он пришел к помощнику прокурора. Она говорит: «Вы незаконно вселились, мы вас перед Новым годом выселим на улицу». Он: «Почему незаконно?». И показывает решение общего собрания кооператива о том, что «эта квартира выделяется Войновичу». Помощник при нем снимает трубку, звонит куда-то и говорит: «При всем к Вам уважении, нарушению закона я потакать не буду. Выселение Войновича незаконно». Что примечательно: всех своих друзей и врагов Войнович всегда описывал под реальными фамилиями. А тут фамилию помощника прокурора не привел. Как так?! А не отложилось, потому что она своей фамилией перед ним не гремела. Просто выполнила свою задачу – помогла в рамках закона. И это все было в советское время! Система права, как сказал уже, вот начала складываться, но, к сожалению, так и не успела… И не научились юристы, не выпячивая себя, делать свой труд.
- В связи с этим для Вас взлет карьеры – это громкое имя? солидные деньги…?

- И то, и другое. Но не только это. Многое должно быть вместе. И большой доход, и влияние в профессиональной среде, и ученики, и школа, и так далее... У нас все ребята, которые когда-то, в самом начале, участвовали в Днях карьеры (мы ведь только предоставляем площадку под мероприятие, а это серьезный опыт для ребят, потому что они же все сами делают), сейчас кто работает замначальника управления, скажем, в Роснефти и получает отличные деньги, кто состоялся как ученый, кто-то в других солидных компаниях хорошую, твердую позицию занял. Так для чего нужна юристу успешная карьера? Чтобы в первую очередь иметь больше возможностей помогать людям.
- Одно дело желание… Помнится, депутат Госдумы РФ с юридическим образованием Виктор Похмелкин во время выступления на конференции Дня карьеры сказал, что путь успешного юриста – это путь «против течения»…
- Отчасти согласен. Решения принимаются властью. А власть зачастую принимает их вопреки интересам конкретного гражданина. Отстаивать эти интересы должен юрист. Вот и получается, что юрист должен не соглашаться с такими решениями.
- Выходит, у нас государство против человека?!
- Не само государство, а его чиновники. И даже между распоряжением самого Президента и его выполнением у нас (и не только у нас) проходит очень много времени, и за период следования в конечную точку суть его нередко уже искажена. Вопросы правоприменения – это самые сложные вопросы в сфере юриспруденции, особенно в нашей стране. Но есть и много примеров нарушения прав человека в любой другой стране. И меня всегда коробит, когда политиков называют правозащитниками, а юристов, которые как раз занимаются исключительно защитой прав граждан, называют… как угодно, называют, но не правозащитниками.
- Если сравнивать специальность юриста с другими профессиями, Вы бы на чем остановились?
- Медицина. Только если хирург ошибается, он сразу убивает человека. Если ошибается юрист, он калечит человеку всю его оставшуюся жизнь.

 

20.04.2010

Информационно- правовой портал "Закония"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

  • Все начиналось с римского права... – Ректор МГЮА Виктор Блажеев комментировать Все начиналось с римского права... – Ректор МГЮА Виктор Блажеев

    Школьные приятели называли его Следователем, а он видел себя в образе идеального сыщика из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Понимание, что полковником Знаменским он не станет, обрушилось во время институтской практики при первом же выезде на место преступления… Приходилось ли об этом жалеть? И как частные события определяют нашу судьбу?
    Размышлениями о выборе профессионального пути с главным редактором Информационно-правового портала «Закония» Рубеном Маркарьяном делится ректор Московской Государственной Юридической Академии, заслуженный юрист России, судья Спортивного арбитражного суда, профессор, кандидат юридических наук Виктор Блажеев.
     

    15.03.2010
  • Нет ноутбукам — подключаем мозги комментировать Нет ноутбукам — подключаем мозги

    Профессора юридического факультета запрещают студентам пользоваться на занятиях ноутбуками. Будущие адвокаты должны учиться дискутировать, убеждать, правильно излагать свои мысли, а не просто конспектировать.  

    12.01.2010
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации. Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации.
    Вектор обсуждения задал Министр Юстиции РФ Александр Коновалов, который заявил: «Нам важно понять и определить, каким должно быть сегодня право, как оно должно вмешиваться в нашу жизнь, и какими должны быть мы в отношении к этому праву».
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...