"Законная" смерть во время следствия

"Законная" смерть во время следствия

Президентский законопроект «О полиции» не сможет остановить произвол сотрудников органов внутренних дел. И дело не только в том, что проект нуждается в существенной переработке.
 
Порядок проведения доследственных проверок в России установлен законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Он был принят в далеком 1995 году и пережил пятнадцать правок. Но вопросы к нему все равно остались.
 
Например, в законе нет никаких ограничений, касающихся здоровья людей, в отношении которых проводятся оперативные мероприятия. Такие мероприятия бывают гласные и негласные. К первым относится опрос человека милиционером, ко вторым – прослушивание телефонов и слежка. Возможно даже искусственное создание ситуации, при которой человек совершает преступление.
 
При чтении закона об оперативно-розыскной деятельности, складывается впечатление, что любые мероприятия подобного рода могут проводиться силовиками в отношении любого человека. Исключение — граждане с иммунитетом от слежки и "прослушки". Это высшие должностные лица государства, судьи, депутаты, прокуроры и адвокаты.
 
Потому оперативники уверены: если у человека нет иммунитета, то он без ограничений может быть объектом любого оперативного мероприятия. Мало кто задумывается, что некоторые мероприятия могут привести к нервным потрясениям и, как следствие, нанести вред жизни или здоровью людей. Невнимание к возможным последствиям оперативно-розыскной деятельности может сделать сами мероприятия незаконными, а их результаты не станут доказательствами. Больше того, если с человеком что-то серьезное случится, то это уже уголовная статья о превышении полномочий для самих экспериментаторов.
 
Вот один из таких примеров, с которым долго разбирались разные суды, вплоть до Европейского суда по правам человека. Был проведен эксперимент милиции, якобы необходимый для изобличения одного человека. Эксперимент включал фиктивное сообщение об убийстве, с описанием трупа и деталей расправы.
 
Но никто не задавался при планировании вопросом, выдержит ли сердце престарелой матери ложное извещение о смерти сына? А оно не выдержало.
 
Допустимо ли ставить жизнь матери под угрозу во имя изобличения только предполагаемого преступника исключительно потому, что так проще милиции? Обязательно ли при планировании оперативно-розыскных мероприятий учитывать состояние здоровья "посторонних объектов" операции?
 
Да — в силу закона. Это закреплено в Конституции, где сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. Это право гарантируется государством, включая все его органы. Конституция не делает исключения для оперативных органов силовых структур.
 
А действующие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан декларируют, что граждане "обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья". Термин "неотъемлемое право" означает, что это право в отличие от некоторых других конституционных прав не может быть ограничено из соображений целесообразности наравне с другим неотъемлемым правом человека — "правом на жизнь".
 
Отсюда получаются два явных запрета при проведении розыскных операций. Это запрет на нанесение любого ущерба здоровью граждан, даже если они в чем-то подозреваются. И запрет даже на допуск появления такого ущерба.
 
Какие же оперативные мероприятия можно проводить с больными людьми и кто должен это определять? В законе об ОРД ответа на этот вопрос нет. Но можно обратиться к уголовно-процессуальному закону. Известно, что не со всяким больным подозреваемым и обвиняемым можно вести следственные действия, в УПК есть даже возможность приостановить расследование из-за болезни обвиняемого.
 
Вопрос решается врачами или судебно-медицинскими экспертами.
 
Можно ли проводить оперативный эксперимент по взятке в отношении человека с тремя инфарктами? Любой врач скажет, что такое "мероприятие" может привести к смерти или сердечному приступу. Именно врач должен решать вопрос о допустимости эксперимента со здоровьем подозреваемого еще на стадии подготовки к оперативному эксперименту.
 
А как же узнать о состоянии здоровья человека? Для этого есть отлично известные милиции оперативно-розыскные мероприятия. Если человек занимается в спортзале, а в районной поликлинике нет сведений о его заболеваниях серьезней ОРЗ, то, вероятно, объект здоров. А если человеку под восемьдесят лет, то надо исходить из того, что он наверняка болен. Изучая здоровье подозреваемых, милиции придется чуть-чуть больше поработать, навести справки, иначе закон не может быть соблюден.
 
Исходя из написанного, в Закон об ОРД необходимо внести уточнения, которые бы обезопасили здоровье и жизнь граждан. И в первую очередь речь идет о контрольных закупках и оперативных экспериментах. Очевидно, что независимо от результатов операции стрессовая нагрузка неизбежна, причем она практически одинакова и для уличенного, и для того, кто проверку выдержал успешно.
 
В противном случае никакие законодательные инициативы нас от милицейского произвола не спасут.

02.11.2010

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое