«ОЖИДАНИЕ ТРАМВАЯ – ЛИСТИК О ПРИЁМЕ В ВЮЗИ – ВЫПУСК ИЗ МГЮА». АДВОКАТ РУБЕН МАРКАРЬЯН И ЕГО СЛУЧАЙНЫЙ ПУТЬ В ПРАВО

«ОЖИДАНИЕ ТРАМВАЯ – ЛИСТИК О ПРИЁМЕ В ВЮЗИ – ВЫПУСК ИЗ МГЮА». АДВОКАТ РУБЕН МАРКАРЬЯН И ЕГО СЛУЧАЙНЫЙ ПУТЬ В ПРАВО

«В высшей степени нравственно и умилительно, когда адвокат употребляет свой труд и талант на защиту несчастных; это друг человечества». Эти слова принадлежат Ф.М. Достоевскому, взяты из Дневника писателя февраля 1876 года, в одной из глав которого он написал нечто об адвокатах, нечто о талантах вообще и в особенности. На моем счету десятки интервью с высококвалифицированными российскими юристами и адвокатами. И могу сказать, что ни в одном из них я ни разу не затрагивала тему социальной роли и общественного долга адвоката. Профессия адвоката напрямую связана с социальной сферой и подразумевает защиту прав и свобод людей, некомпетентных в юридической области. И это благородная задача. Помогать тем, кто не имеет возможности обратиться за юридической помощью, а равно работать на благо общества.

Герой моего сегодняшнего интервью – Рубен Валерьевич Маркарьян, известный российский адвокат-писатель, член адвокатских палат Москвы и Берлина, Заместитель Президента Гильдии российских адвокатов, член Общественного Совета при Министерстве юстиции России, профессор кафедры адвокатуры РААН главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», кандидат юридических наук. Р.В. Маркарьян принимал участие в ряде громких судебных процессов и является лицом популярных телепроектов «Суд присяжных» и «Окончательный вердикт», а также является автором учебного пособия для студентов и практикующих адвокатов «Суд присяжных: Особенности процесса и секреты успешного выступления в прениях». Богатейшая биография и адвокатская практика Рубена Валерьевича, ошеломляет. Однако на проведение сегодняшнего интервью меня вдохновил не послужной список этого человека, а его нравственность, благожелательность и талант. Адвокат и литератор в одном лице, создавший ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» — социальный проект, дискуссионный ресурс, где любой человек имеет возможность абсолютно бесплатно получить квалифицированные ответы на интересующие правовые вопросы.

Буду преданна своей стилистике и начну наше интервью с традиционного вопроса: что Вас привело в право и насколько легким или сложным был этот путь?

Маркарьян Р.В.: «Путь в право был случайным. Стоял на остановке трамвая молодой лейтенант Маркарьян, ехал на утренний подъем личного состава в комендантский (ныне Преображенский) полк Москвы. Трамвая долго не было, а на дворе зависли 90-е. Подумал, что пора менять профессию, ибо не выжить молодому лейтенанту, выпускнику престижных военных ВУЗов, если не получить дополнительного образования. А тут на водосточной трубе висит сиротливо объявление «Прием абитуриентов в ВЮЗИ». Вот так, сорвав телефончик с водосточной трубы, позвонил, записался, ходил сдавать экзамены. Довольно забавно было в те годы, профессия юриста мало кого прельщала, все гоняли на машинах, носили оружие и малиновые пиджаки, но я как-то внутренне захотел получить диплом юриста. И получил. Правда, пришлось 6 лет учиться. Но, как оказалось, не зря. Если коротко «Ожидание трамвая-листик о приеме в ВЮЗИ-выпуск из МГЮА»».

Когда Вы поняли, что Вам нравится писать, и Вы стали пишущим адвокатом?

Маркарьян Р.В.: «Писать надо тогда, когда не можешь не писать. Это Толстой сказал. Когда почувствовал, что не могу не писать, тогда и начали рождаться книжки. До этого были статьи, заметки и блоги разные. Сейчас вот на последнем вышедшем адвокатском романе «Кортик фон Шираха» получил приятный подарок к 9 Мая, кто-там из бывших нацистов в Германии решил подать в суд из-за моего романа на издателя. Лучшего пиара писателю и не придумать».

Вы давно и активно пишите, выступаете в СМИ, кроме того, исправно ведете свои социальные сети, что, кстати, сильно отличает Вас от многих коллег, которые не так давно начали это делать. Социальные сети, что это для Вас: хобби, необходимость, возможность выразить свое мнение и поделиться своими мыслями, или что-то еще?

Маркарьян Р.В.: «Социальные сети – это новый способ коммуникации. Я туда пришел довольно поздно, но не жалею об этом. Если бы я знал, что такое социальные сети, я бы не получил опыта работы и не создал свое электронное СМИ. Хотя, сэкономил бы денег существенно, потому что, создавая свое электронное СМИ, ты тратишь деньги на то, на что уже потратился Цукерберг».

Вы ведете преподавательскую деятельность – много общаетесь со студентами и с преподавательским составом, знакомы с состоянием современной системы юридического образования в России «из первых рук», если так можно сказать. Какие, на Ваш взгляд, действия необходимо было бы предпринять, чтобы повысить уровень подготовки студентов российских юридических вузов?

Маркарьян Р.В.: «Чтобы повысить уровень подготовки студентов юридических ВУЗов, нужно повысить качество среднего образования и больше давать гуманитарных предметов в школе. Чтобы гуманитарии шли в гуманитарные ВУЗы. Надо читать в школе Толстого и Достоевского, надо изучать религию и философию: от Сократа и Аристотеля, до Евангелие и Декарта и далее. Чтобы юрист получал специальные знания, уже имея фундаментальные понятия о справедливости. Не надо забывать, что юстиция – это справедливость, а не просто слово такое для юристов».

Интересно услышать Ваше мнение по поводу современных методов преподавания – онлайн обучение, онлайн курсы, онлайн тренинги, особенно в юридической сфере?

Маркарьян Р.В.: «Онлайн обучение – это реальность. Просто надо привыкнуть. Я учился заочно. Когда приезжал сдавать сессии, преподаватели говорили, Вас, товарищ надо водить к «очникам», показывать, как пример, чтобы они поняли, как надо учиться на расстоянии. Эх, если б тогда в 90-х были такие возможности онлайн обучения!!!»

Дресс-код адвоката отдельный разговор, но вопрос именно к Вам. Почему Вы так любите галстук-бабочку, ну кроме того, что его сложно испачкать, когда ешь или пьешь?

Маркарьян Р.В.: «Бабочка-галстук – это однозначно выделяет адвоката из толпы. Судья не перепутает человека в бабочке от его клиента. Подчеркивает индивидуальность и принадлежность к определенной касте (адвокатов). Раз уж нам не повезло и у нас нет формы. У судьи есть. У прокурора есть. У нас – нет. А судебное заседание – это треугольник. Там есть монументальная черная фигура судьи на вершине, там есть сине-васильковый цвет мундира прокурора с золотыми пуговицами (кстати, по учению Гете «О цвете», самый привлекающий к себе цвет) в одном углу, и в другом углу треугольника разномастное что-то такое адвокатское, то ли в костюме, то ли в джинсах. Я уже 20 лет поднимаю вопрос о мантии, даже заказал дизайн и изучили ребята-дизайнеры цвет. Предложили цвет тяжелого красного вина для адвокатской мантии, чтобы гармонировал с черной мантией судьи и выигрывал перед синим прокурором. Но… Адвокаты против формы. Как показал опрос ФПА. Ну, и еще одно преимущество у бабочки, она не мешает, когда ты бумагами шевелишь на столе перед судьей. Стоя, галстук свисает и мешает смотреть на стол с материалами дела, в полусогнутом состоянии. Кто был в суде, поймет».

Много Вашего времени было посвящено телевизионным шоу. По Вашему мнению, что они дали людям, которые их смотрели, кроме развлечения? Как Вы думаете, оставили ли они интеллектуальный след и необходимо ли, на Ваш взгляд, продолжать подобные телешоу сейчас, и какие темы они должны затрагивать?

Маркарьян Р.В.: «Судебные шоу однозначно полезны. Мне неоднократно об этом говорили и простые люди, и коллеги (да-да) и даже судьи! Насчет продолжать – так они никуда не делись, просто федеральные каналы заменили их на более простые вещи. А отснятые серии того же «Суда присяжных» (почти 2000 серий) идут на «НТВ ПРАВО», по ним студенты учатся. Мы же старались как можно ближе к УПК РФ вести процесс, потому это шоу скорее не развлекательное, а просветительское. Но, главное, мне пишут письма поклонники проекта до сих пор. Причем, не восторженные, а благодарные. «Я начал смотреть ваше шоу, когда мне было 13 лет, а сейчас я выпустился из Юридического ВУЗа и иду в адвокаты». Понимаете? Я своим участием в телепроекте, кому-то подал пример, хорошо учиться, поступить в юридический, стать адвокатом. Это может даже главнее, чем мое участие в конкретном судебном споре по конкретному клиенту. Потому что этот 13-ти летний мальчик, начавший смотреть юридическое шоу вместе с дедушкой, когда-то может стать Гавриилом Державиным и осуществить судебную реформу в России».

Вы довольно активный человек в цифровой среде, с этим связана Ваша научная и профессиональная деятельность. По Вашему мнению, будет ли право в целом и профессия адвоката, в частности, в ближайшее время претерпевать изменения в связи с глобальной цифровизацией, и если да, то в чем, на Ваш взгляд, будут проявляться эти изменения? К чему готовиться профессии?

Маркарьян Р.В.: «Профессия корпоративного юриста умрет однозначно. Цифровые алгоритмы заменят юристов в банках, что уже происходит. Арбитраж уже ведется по документам без участия сторон. Так что, если кто жаждет судебных баталий, должен переквалифицироваться из бизнес-юриста в семейного, уголовного, трудового юриста. Такова цифровая правда. Цифра не заменит судебного юриста, который имеет дело с эмоциями. А какие эмоции в кучах строительных КС-1, КС-2? Или расчетах процентов по кредиту?»

Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания проекта «ЗАКОНИЯ»? Какие цели Вы перед собой ставили, начиная этот проект и достигли ли Вы этих целей?

Маркарьян Р.В.: «Проект «ЗАКОНИЯ» начинался случайно, как и мой путь в юриспруденцию. Я был участником (дольщиком) редакции журнала «Человек и закон» и членом Редколлегии, замом главного редактора. Предложил в 2008 году новым участникам перейти активно в интернет. Они отказались. А я тогда сам начал, ибо понимал перспективность. Цель достичь тиража в тысячу посетителей в день, конечно, ставил. Но через три года их было в тридцать раз больше, а подписчиков на новости с тех пор – более 200 тысяч. Этого точно не ожидал. Собственно, в 2010 году не я пришел в Минюст России, а мне оттуда позвонили и предложили заключить договор о мониторинге правоприменения. С тех пор уж 10 лет мы сотрудничаем с Минюстом, а я ежемесячно готовлю в Минюст отчет».

Если не секрет, какое количество людей трудится над данным проектом, и как формировалась его основная команда?

Маркарьян Р.В.: «ЗАКОНИЯ – не новостной ресурс, а дискуссионный. Каждый может стать участником. А значит, трудится над проектом тот, кто участвует в дискуссии. Конечно, есть редакция и редакционный совет. Причем в редакционный совет входят очень известные люди-юристы, из высшего руководства Минюста и адвокатуры, нотариата, профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов и общественных структур».

В последнее время немалое количество инфо-сайтов посвящается именно праву. В чем положительное отличие проекта «ЗАКОНИЯ» от этих сайтов, и в чем его практическая польза не только для юристов, но и для обычных людей?

Маркарьян Р.В.: «Польза ЗАКОНИИ для обычных людей очевидна – это квалифицированные ответы на интересующие вопросы. Бесплатно. К сожалению, мы видим, что наша посещаемость упала в последние годы не из-за того, что людям стали неинтересны бесплатные ответы на правовые вопросы, а потому что слова «бесплатные консультации юриста» стали объектом торговли в Интернете. Все поисковые запросы покупаются на электронном аукционе и когда человек пишет в поисковой строке «бесплатная юридическая помощь», он уже попадает на рекламные акции фирм, не имеющих отношения к юриспруденции, которые «отлавливают потенциальных клиентов».

Последнее время создается большое количество сайтов по онлайн подбору юристов и адвокатов. Насколько, на Ваш взгляд, это направление перспективно? Можно или нельзя доверять таким сервисам?

Маркарьян Р.В.: «Подбор юриста через интернет – лотерея. Это равно относится к сантехникам, врачам и пиарщикам. Я бы обращал внимание не на слова, а на регалии, если уж приходится выбирать через Интернет. Внимательно рассмотрел бы дипломы и благодарности. Причем, не дипломы о рейтинге, а именно конкретные благодарности и награды. У меня такими завешены все стены в офисе. Когда клиент (среди которых очень даже есть значимые персоны) спрашивает: тебе что подарить на День рождения? Я всегда говорю – свою благодарность в рамочке. Потому что там – правда. А рейтинг… Как-то лет двадцать назад мне предложили статуэтку на одном мероприятии рейтинговом. Сказали прайс такой-то. Выйти на сцену – столько-то. Получить отдельную номинацию, столько-то. Я отказался. Для адвоката трудно найти критерии для рейтинга, уж не годовой доход точно и не количество дел. Можно выиграть одно арбитражное дело и заработать миллионы долларов. Можно провести сотни уголовных процессов и выиграть 25 процентов, что в 25 раз выше официальной статистики оправдательных приговоров. Это рейтинг?»

Вы частый гость в СМИ, и в одном из выступлений Вы обсудили со своим оппонентом, как оградить людей от психологов-шарлатанов. Как Вы думаете, возможно ли оградить людей и от адвокатов-шарлатанов?

Маркарьян Р.В.: «Как и против обычных шарлатанов, так и против юристов-шарлатанов – надо быть внимательным. Но, думаю, есть разница – если человек имеет дело с адвокатом, то шансов нарваться на шарлатана почти нет- все-таки до вас его уже проверили соответствующие квалификационные комиссии и экзамены. А вот насчет юристов из интернета – только по рекомендации, с улицы приходить к таким – лотерея типа Спортлото: 1-36».

Еще один немаловажный для меня вопрос, который напрашивается в связи с наличием у Вас огромного именно управленческого опыта – это сфера Law firm management – управление юридической фирмой, как бизнесом. Насколько, на Ваш взгляд, данное направление является актуальным на российском рынке правового консалтинга, и ожидается ли в ближайшее время его активное развитие в России?

Маркарьян Р.В.: «Управление персоналом – проблема в любом бизнесе. В России адвокатура – не бизнес. Хотя, по сути, бизнес. Реформа, затеянная Минюстом, пока тормозится. Когда объявят о юридическом бизнесе официально, тогда можно будет говорить. А пока непонятно. Есть юридические фирмы, живущие по законам бизнеса. Есть адвокаты, у которых, по сути, монополия, но это не бизнес. И те и те зарабатывают деньги. Только бизнес-юристы не связаны кодексом профессиональной этики адвоката и могут ворваться в больницу к пострадавшим от авиакатастрофы раздавать визитки. А адвокат не может. К тому же, адвокат – не работник, он партнер по определению. А как управлять партнером? У меня есть ноу-хау, но делиться им – нарушить партнерское соглашение» (улыбается).

Так как Вы являетесь практикующим уголовным адвокатом, не могу не задать Вам вопрос – каковы тенденции развития Российского законодательства применительно к бизнесу в России, безопасности его ведения и обеспечения защиты прав его собственников?

Маркарьян Р.В.: «Я практикующий адвокат не только в уголовной специфике. Я начинал, как бизнес-адвокат, за плечами (или за спиной) тысячи арбитражных споров. Просто в бизнес-среду пришла полиция. Пришлось переквалифицироваться. Тенденции в бизнесе такие – когда наверху примут решение оставить бизнес в покое, тогда оттуда уйдет полиция. Как только она уйдет, можно говорить о безопасности бизнеса. Ну и еще главное условие. Суд должен быть независимым. Пусть со своими недостатками будет конкретный судья. Иванов, Петров, Сидоров. Но судья не должен быть с одинаковой фамилией – Басманный, Таганский, Солнцевский».

Что бы Вы могли посоветовать порталу «Теория Права», что бы он был полезен людям, и востребован среди профессионалов? Так сказать, ценный совет от Рубена Маркарьяна

Маркарьян Р.В.: «Трудно быть полезным одновременно врачам и пациентам. Потому могу пожелать только удачи в поисках!»

Хобби – для кого-то это увлечение, для кого-то бизнес, или даже призвание. Почему-то многие люди часто путают эти понятия несмотря на то, что они совершенно не пересекаются. И прошу заметить, каждое из них служит своей цели. Несмотря на мою основную юридическую профессию и многолетнюю практику, мне, как основателю и автору собственного юридического проекта хорошо знакомо, что такое ценность и значимость «своего детища», сколько времени и сил ты отдаешь своему делу. В завершение сегодняшнего интервью с адвокатом Р.В. Маркарьяном я решила задать, пожалуй, главный из интересующих меня вопросов.

Рубен Валерьевич, прочитав Вашу биографию первое, о чем мне захотелось Вас спросить – насколько значимое место проект «ЗАКОНИЯ» занимает в Вашей жизни? «ЗАКОНИЯ» – это хобби, очередной бизнес, социальный проект, или это часть Вашей жизни?

Маркарьян Р.В.: «ЗАКОНИЯ – конечно часть жизни. Бизнес-проектом назвать СМИ, не ориентированное на извлечение дохода, весьма трудно.  Да и хобби это не назовешь. Это не час в день, сидя в подвале своего дома, выпиливая лобзиком. Это ежеминутное общение редколлегии в мессенджерах, это отслеживание комментариев, это направление дискуссий. Это скорее работа про-боно, больше социальный проект, в который ты попал случайно и не можешь выйти, потому что не хочешь, так как он стал частью твоей жизни».

 

 

16.05.2020

Автор проекта «ТЕОРИЯ ПРАВА» Булатова Евгения

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое