Выйти из сумрака: Должен ли пешеход нести равную ответственность с водителем при ДТП? - 17.03.2016

Выйти из сумрака: Должен ли пешеход нести равную ответственность с водителем при ДТП? - 17.03.2016

Выступая на Госсовете по безопасности дорожного движения в Ярославле, президент Владимир Путин потребовал принятия законодательных мер, направленных на снижение числа погибших и пострадавших при ДТП. К слову, в мае прошлого года президентом было дано поручение правительству разработать комплекс средств по снижению смертности от ДТП, и даже «в августе правительство утвердило соответствующий план мероприятий, в котором в том числе было намечено внести в Госдуму 13 законопроектов. Однако все сроки были нарушены, в Госдуме сейчас всего один законопроект, остальные еще проходят согласование в правительстве». Но разноса министрам, не выполнившим президентского поручения, на Госсовете не произошло.

Основную вину за смертность на дорогах участники Госсовета возложили на водителей. Вывод: сократить «аварийную» статистику можно двумя параллельными мерами: ужесточать наказания автовладельцев за нарушения ПДД и воспитывать в обществе культуру вождения.

Господин президент отметил, что, помимо прочего, «нужно повысить ответственность водителей за нарушения правил на пешеходных переходах». Об ответственности пешеходов за нарушения правил на «зебрах» не говорилось. Между тем, по статистике МВД, почти 16,5 тыс. ДТП с начала 2015г. года случилось по вине пешеходов. Это половина из прозвучавшего в ходе Госсовета количества случающихся в среднем за год ДТП. Значит, ответственность за безопасность на дороге должна лежать и на пешеходе.

С 1 июля 2015г. для повышения видимости в темное время суток при движении через проезжую часть или по обочине вне населенного пункта пешеходы обязаны носить светоотражающие элементы. Такое постановление было подготовлено МВД после анализа случаев ДТП с участием пешеходов. В конце года глава Госавтоинспекции России Виктор Нилов сообщил, что законодательное требование обязательного использования пешеходами фликеров, «к сожалению, пока не работает». А многие ли из нас хотя бы один раз прочли п.4 Правил дорожного движения (ПДД) РФ «Обязанности пешеходов»?

Пешеход «всегда прав» и никому не обязан, поэтому спокойно переходит дорогу в капюшоне, не глядя по сторонам, с «музыкой» в ушах, а то и печатая sms в телефоне. Но даже если пешеход при плохом освещении на переходе выскакивает перед капотом из-за соседней машины, практически не оставляя шанса избежать наезда, инспектор запишет: виноват водитель. Сбитый нарушитель ПДД тут же «превращается» в гражданина со всем комплексом прав.

Общественная палата РФ предлагает в два раза увеличить штрафы для пешеходов, нарушающих правила дорожного движения (ПДД): с 500–1500 руб. до 1000–3000 руб. В комитете Госдумы по транспорту заявили о готовности поддержать инициативу.

Ппредседатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев за равенство участников движения перед законом, но сомневается в исполнимости идеи: «Оформить протокол на пешехода практически нереально: он всегда может сказать, что забыл паспорт дома». Но как штрафовать людей, «которых никто не обучал правильному поведению на дорогах», спрашивает директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. С ним согласен координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: пока ПДД не начнут преподавать в школах, говорить о повышении штрафов совершенно бессмысленно. «Шансы быть оштрафованным у пешехода стремятся к нулю: это настолько муторная процедура, что инспекторам проще выписывать "пешеходные" штрафы автомобилистам», уверен вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

Какие меры сделают дисциплинированными «безлошадных» участников движения и помогут снизить количество аварий с трагическим исходом, как требует президент?

Мнения экспертов

Владимир Соколов,
глава Межрегионального движения «Союз пешеходов»:

Пешеход самый незащищенный участник дорожного движения

Жестче наказания для пешехода, чем сейчас есть, просто не бывает. Пешеход наказывается смертью или же тяжелыми травмами, потому что он совершенно не защищен на дороге. Вы представьте себе, у нас в прошлом году было сбито 61 тыс. пешеходов, из них примерно 30-33% по вине самих пешеходов, остальные  по вине водителей, в частности, на пешеходных переходах. Какое может быть наказание, если пешеходы просто погибли, а остальные травмированы? Каждый седьмой, пострадавший в ДТП, остается инвалидом. Какое еще наказание нужно? Какое ужесточение?

Вы поймите, что сумма штрафа никак не влияет на законопослушность. Если пешеходного перехода нет вообще, пешеход вынужден переходить дорогу там, где он находится.., или если пешеходный переход невидим на дороге. У нас получается так: на пешеходных переходах было сбито 34 из 100 пешеходов, по вине водителя 90%. И за что наказывать пешехода? За то, что он выбрал пешеходный переход в соответствии с ПДД, и был уверен, что он защищен на нем законом?

А водители не хотят, иногда не могут остановиться перед пешеходным переходом. Главная проблема, как мы выяснили после многих исследований и анализов, в том, что скорость, не запрещенная на дорогах городов, под нашими окнами, это 80 км в ч. Чтобы остановиться автомобилю на такой скорости, нужно 60 м на сухой дороге, в дождь это до 100 м. А от водителя до пешехода гораздо меньшее расстояние. За 30-40 м. пешеход виден, когда он выходит на переход. А за столбами, за кустами пешехода еще дольше не видно. А если припаркован автомобиль за 5 м от пешеходного перехода, машина стоит, вроде бы соблюдает ПДД, а пешеход невиден, он выходит на дорогу, а там несется машина, которую и пешеход не видит.  А остановиться на лету не только машина не может, но и пешеход. Если он занес ногу и делает шаг вперед, то он не может уже отскочить назад. И поэтому часто получается так, что водитель уже не может затормозить, потому что он должен тормозить, чтобы не сбить пешехода за 60 м. при такой скорости, а увидел он его за 30-40 м. За 1 с. автомобиль 22 м проехал, а чтобы перенести ногу с педали газа на педаль тормоза, нужно 1,2 с., это статистика. Получается, .28 м. автомобиль пролетел, осталось 10 м. или 5 м. до пешехода, и что происходит? К сожалению, часто летальный исход.

Антон Цветков,
зампред Общественного совета при ГУ МВД России по ЦФО и Москве, председатель Наблюдательного совета общероссийской общественной организации «Офицеры России»:

Пешеходы должны внимательнее относиться к своей безопасности

Мою идею повысить штрафы для пешеходов вдвое в целом все поддержали, но пока воз и ныне там, к сожалению. Конечно, повышение штрафа не решит проблему моментально, пешеходы не перестанут переходить дорогу в неположенном месте, мы прекрасно понимаем реальную обстановку. У нас было несколько предложений. Первое, повысить штраф. Второе, разрешить фиксировать переход в неположенном месте общественным объединениям правоохранительной направленности, дружинам, внештатным сотрудникам полиции, подчеркиваю, не накладывать сам штраф, а фиксировать само событие и предоставлять эти материалы в полицию для принятия решения. Просто полиции некогда этим вопросом заниматься, они постояли на нерегулируемом перекрестке один день, и следующие 364 дня никто им не занимается. И если мы позволим людям, которые объединились для улучшения общественной безопасности на своей территории, на улице, в районе,  фиксировать такие моменты и привлекать в полиции в дальнейшем к ответственности, это было бы совсем неплохо. Это первое.

Второй момент, который тоже очень важен: конечно же, мы с вами одним законопроектом не решим, нужны параллельно технические решения. Буквально вчера в эфире одного федерального канала я услышал историю, которая произошла в начале февраля. Молодая девушка переходила улицу по пешеходному переходу в Солнечногорске, и ее сбил автомобиль насмерть. Какие тут нужны законы? Конечно же, здесь решение технического характера должно быть. Необходимо на пешеходные переходы, где быстро и много едут автомобили, ставить светофор, включаемый пешеходом. Кнопочку нажал,  загорелся зеленый сигнал, и ты пошел, и водитель издалека видит красный свет. А там, где высокий скоростной режим, неплохо работают лежачие полицейские, они позволяют снизить скорость автомобиля. Далее, это ограждения для пешеходов, нужно, чтобы человеку неудобно было перелезать в неположенном месте. У нас же как, даже если подземный переход есть, люди не доходят до него 300-500 м. и бегут через дорогу.

Пешеходы должны внимательнее относиться к своей безопасности, потому что если они идут по пешеходному переходу, это не значит, что не нужно смотреть сначала налево, потом направо. Иногда люди принципиально отворачиваются, эта вечная болезнь  - капюшоны, наушники, от этого очень много людей тоже сбивают.

Для решения проблемы достаточно много комплексных мер необходимо внедрять. Дорожные знаки должны быть современные, светоотражающие с подсветкой. В Москве очень хорошие знаки сейчас ставятся, которые будут издалека видны, это безусловно будет эффективно. А вот мера, которую предлагали, и вроде уже внедрили, но я еще не видел, о светоотражающих материалах, которые должны носить на себе пешеходы, - в Европе это нормально. Я согласен с тем, что на ранцах надо носить детям светотражайки, но говорить о том, чтобы всем надевать специальные костюмы светоотражающие, я бы не стал.

У любого наказания, и для  пешеходов в том числе, должно быть 2 момента: неотвратимость и адекватность. Именно не строго, а адекватно надо наказывать. Если посмотреть на размер штрафа, для кого-то 500 руб. большие деньги, а для кого-то и 5 тыс. руб. не деньги. А вот исправительные общественные работы были бы адекватны для всех. Кто бы ты ни был, вот тебе метла в руки и пошел мести улицы в своем районе.

Наталья Агре,
президент экспертного центра «Движение без опасности»:

Перевоспитывать нерадивых пешеходов нужно на личном примере

К сожалению, неадекватное поведение пешеходов на дороге - это проявление отсутствия определенного знания, образования у граждан. Люди услышали из СМИ, что увеличилась ответственность водителей за не пропускание пешехода, и теперь находятся в ощущении, что теперь им все должны.

Где кроются возможные риски? Часто в среде подростков, они переходят дорогу с капюшоном на голове и с наушниками в ушах. Люди в возрасте - еще одна объективная проблема, которой нужно заниматься. Помимо законодательных решений, необходимы действия ответственных пешеходов, которые могут делать замечания таким людям.

Мне кажется, сейчас как раз пришло время перестать надеяться и на Госавтоинспекцию, и на тех, кто планирует организацию движения города. Это, конечно, входит в их обязанности, но наша общая социальная функция в данном случае - помогать беспечным пешеходам вставать на правильный путь, хотя бы указывая им на то, что они подают неправильный пример подрастающему поколению. Я думаю, ни один из взрослых не захочет взять на себя ответственность показать пример ребенку, что, игнорируя правила и других участников дорожного движения, можно переходить улицу.

21.03.2016

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования за счет ЗАО "СГ "УралСиб". Принимая такое решение, суд исходил из того, что истец, будучи арендатором поврежденного автомобиля, вправе был обратиться в арбитражный суд с настоящим иском, а ответственность за причиненный вред наступает для владельца транспортного средства, виновного в ДТП. Учитывая, что полуприцеп BLUMHARDT BCONSAL 40.24Е. двигался не самостоятельно, а при помощи автомобиля KENWORD Т2000, действия водителя которого привели к причинению вреда, суд, руководствуясь статьей 931 ГК РФ и положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила N 263), пришел к выводу о наступлении обязанности ЗАО "СГ "УралСиб" по выплате страхового возмещения.

    Решение данного вопроса можно найти на:
    http://onlinejurist.net/zashhitit-svoi-prava-v-sude/
    Написал joismax 28.04.2016 18:47
  • Жестче наказания для пешехода, чем сейчас есть, просто не бывает. Пешеход наказывается смертью или же тяжелыми травмами, потому что он совершенно не защищен на дороге. Вы представьте себе, у нас в прошлом году было сбито 61 тыс. пешеходов, из них примерно 30-33% по вине самих пешеходов, остальные по вине водителей, в частности, на пешеходных переходах. Какое может быть наказание, если пешеходы просто погибли, а остальные травмированы? Каждый седьмой, пострадавший в ДТП, остается инвалидом. Какое еще наказание нужно? Какое ужесточение?

    Вы поймите, что сумма штрафа никак не влияет на законопослушность. Если пешеходного перехода нет вообще, пешеход вынужден переходить дорогу там, где он находится.., или если пешеходный переход невидим на дороге. У нас получается так: на пешеходных переходах было сбито 34 из 100 пешеходов, по вине водителя 90%. И за что наказывать пешехода? За то, что он выбрал пешеходный переход в соответствии с ПДД, и был уверен, что он защищен на нем законом?

    А водители не хотят, иногда не могут остановиться перед пешеходным переходом. Главная проблема, как мы выяснили после многих исследований и анализов, в том, что скорость, незапрещенная на дорогах городов, под нашими окнами, это 80 км в ч. Чтобы остановиться автомобилю на такой скорости, нужно 60 м на сухой дороге, в дождь это до 100 м. А от водителя до пешехода гораздо меньшее расстояние. За 30-40 м. пешеход виден, когда он выходит на переход. А за столбами, за кустами пешехода еще дольше не видно. А если припаркован автомобиль за 5 м от пешеходного перехода, машина стоит, вроде бы соблюдает ПДД, а пешеход невиден, он выходит на дорогу, а там несется машина, которую и пешеход не видит. А остановиться на лету не только машина не может, но и пешеход. Если он занес ногу и делает шаг вперед, то он не может уже отскочить назад. И поэтому часто получается так, что водитель уже не может затормозить, потому что он должен тормозить, чтобы не сбить пешехода за 60 м. при такой скорости, а увидел он его за 30-40 м. За 1 с. автомобиль 22 м проехал, а чтобы перенести ногу с педали газа на педаль тормоза, нужно 1,2 с., это статистика. Получается, .28 м. автомобиль пролетел, осталось 10 м. или 5 м. до пешехода, и что происходит? К сожалению, часто летальный исход.


    Дальше...
    Написал Соколов Владимир (Bладимир Соколов) 21.03.2016 11:18
  • Мою идею повысить штрафы для пешеходов вдвое в целом все поддержали, но пока воз и ныне там, к сожалению. Конечно, повышение штрафа не решит проблему моментально, пешеходы не перестанут переходить дорогу в неположенном месте, мы прекрасно понимаем реальную обстановку. У нас было несколько предложений. Первое, повысить штраф. Второе, разрешить фиксировать переход в неположенном месте общественным объединениям правоохранительной направленности, дружинам, внештатным сотрудникам полиции, подчеркиваю, не накладывать сам штраф, а фиксировать само событие и предоставлять эти материалы в полицию для принятия решения. Просто полиции некогда этим вопросом заниматься, они постояли на нерегулируемом перекрестке один день, и следующие 364 дня никто им не занимается. И если мы позволим людям, которые объединились для улучшения общественной безопасности на своей территории, на улице, в районе, фиксировать такие моменты и привлекать в полиции в дальнейшем к ответственности, это было бы совсем неплохо. Это первое.

    Второй момент, который тоже очень важен: конечно же, мы с вами одним законопроектом не решим, нужны параллельно технические решения. Буквально вчера в эфире одного федерального канала я услышал историю, которая произошла в начале февраля. Молодая девушка переходила улицу по пешеходному переходу в Солнечногорске, и ее сбил автомобиль насмерть. Какие тут нужны законы? Конечно же, здесь решение технического характера должно быть. Необходимо на пешеходные переходы, где быстро и много едут автомобили, ставить светофор, включаемый пешеходом. Кнопочку нажал, загорелся зеленый сигнал, и ты пошел, и водитель издалека видит красный свет. А там, где высокий скоростной режим, неплохо работают лежачие полицейские, они позволяют снизить скорость автомобиля. Далее, это ограждения для пешеходов, нужно, чтобы человеку неудобно было перелезать в неположенном месте. У нас же как, даже если подземный переход есть, люди не доходят до него 300-500 м. и бегут через дорогу.

    Пешеходы должны внимательнее относиться к своей безопасности, потому что если они идут по пешеходному переходу, это не значит, что не нужно смотреть сначала налево, потом направо. Иногда люди принципиально отворачиваются, эта вечная болезнь - капюшоны, наушники, от этого очень много людей тоже сбивают.

    Для решения проблемы достаточно много комплексных мер необходимо внедрять. Дорожные знаки должны быть современные, светоотражающие с подсветкой. В Москве очень хорошие знаки сейчас ставятся, которые будут издалека видны, это безусловно будет эффективно. А вот мера, которую предлагали, и вроде уже внедрили, но я еще не видел, о светоотражающих материалах, которые должны носить на себе пешеходы, - в Европе это нормально. Я согласен с тем, что на ранцах надо носить детям светотражайки, но говорить о том, чтобы всем надевать специальные костюмы светоотражающие, я бы не стал.

    У любого наказания, и для пешеходов в том числе, должно быть 2 момента: неотвратимость и адекватность. Именно не строго, а адекватно надо наказывать. Если посмотреть на размер штрафа, для кого-то 500 руб. большие деньги, а для кого-то и 5 тыс. руб. не деньги. А вот исправительные общественные работы были бы адекватны для всех. Кто бы ты ни был, вот тебе метла в руки и пошел мести улицы в своем районе.


    Дальше...
    Написал Цветков Антон (Антон Цветков) 21.03.2016 10:46
  • Мы уже 10 лет занимаемся темой безопасности дорожного движения, и все социальные компании в области воспитания и пешеходов, и пассажиров, о травматировании детских автокресел, о подходе к управлению автомобилем, это как раз наших рук дело.

    К сожалению, неадекватное поведение пешеходов на дороге это проявление отсутствия определенного знания, образования. Люди где-то услышали, что увеличилась ответственность водителей за непропускание пешехода, и люди находятся в ощущении того, что теперь им все должны. Это страшно, это происходит часто в среде подростков, они переходят дорогу с капюшоном на голове и с наушниками в ушах. Также это касается и людей в возрасте, и это объективная проблема, которой нужно заниматься. Работа с этой проблемой должна идти обоюдно, в первую очередь, со стороны тех же самых ответственных пешеходов, которые могут делать замечания таким людям. Мне кажется, сейчас как раз пришло время перестать надеется и на Госавтоинспекцию и на тех, кто планирует города, это конечно входит в их обязанности, но наша социальная функция в данном случае помогать таким людям вставать на правильный путь, хотя бы указывая им на то, что они показывают неправильный пример подрастающему поколению. Я думаю, ни один из взрослых людей не захочет взять на себя ответственность показать пример ребенку, что вот так, игнорируя правила и других участников дорожного движения, надо переходить улицу.


    Дальше...
    Написал Агре Наталья (Наталья Агре) 21.03.2016 10:15
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ
    Глава ведомства ответил на вопрос главного редактора ЭСМИ "ЗАКОНИЯ" Рубена Маркарьяна о закреплении принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...