Дистанционная продажа товаров
В настоящее время объем дистанционной торговли на одного человека в России является одним из самых низких в Европе. В 2007г. он составлял 12 евро (для сравнения: в Великобритании – 434 евро, в Германии – 243). Однако рынок постоянно развивается, появляется все больше покупателей, приобретающих товары дистанционным способом, и все больше недобросовестных продавцов. В связи с этим рядовому покупателю нужно быть начеку, чтобы не стать жертвой мошенников. А для этого необходимо знать, какие возможности для защиты прав предоставляет законодательство РФ покупателям, прибегающим к дистанционному способу приобретения товаров.
Отношения по дистанционной торговле регулируются Законом «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Согласно действующему законодательству договор считается заключенным с момента выдачи товарного или кассового чека, подтверждающего факт оплаты товара, или с момента получения продавцом согласия покупателя приобрести товар.
Целесообразно сразу согласовать сроки доставки. В противном случае товар будет доставлен в разумный срок, то есть тогда, когда продавец сочтет удобным для себя осуществить доставку. Впрочем, если срок не установлен в момент заключения договора, покупатель может уведомить продавца о необходимости доставки товара, и в таком случае в течение 7 дней с момента такого уведомления товар должен быть доставлен.
Однако что делать, если доставленный товар не подошел? Вот что говорит закон. До момента доставки товара, а так же в течение 7 дней после нее покупатель имеет право вернуть товар. Все расходы на возврат товара несет покупатель. Такие расходы включают почтовую пересылку товара продавцу или вызов курьера продавца на дом. При этом оплата услуг курьера должна рассчитываться по среднерыночной стоимости, продавец не имеет права излишне завысить цену. Деньги за вычетом расходов на транспортировку товара обратно к продавцу должны быть возвращены в течение 10 дней.
Чтобы продавец принял товар назад, необходимо, чтобы последний сохранил товарный вид, потребительские свойства. Кроме того, в наличии должен быть документ, подтверждающий факт и условия покупки товара, например товарный чек. Впрочем, если документа нет, можно ссылаться и на другие доказательства, например показания свидетелей.
Если покупателя не удовлетворило качество товара, можно требовать соразмерного уменьшения цены, замены на полностью идентичный товар или на товар другой марки, а можно вернуть товар продавцу за его счет и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Все расходы по возврату денежных средств покупателю (например, комиссия, взимаемая банком за перевод денежных средств на счет покупателя) несет продавец.
Однако для предъявления претензий по качеству необходимо, чтобы не истек гарантийный срок, установленный продавцом. Если недостатки товара легко обнаружимы, покупатель должен уведомить продавца о наличии недостатков в течение 20 дней.
Если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, то претензии по качеству принимаются только в том случае, если обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Если гарантийный срок не установлен, возврат можно осуществить в течение двух лет.
Если из-за некачественного товара покупателю или его имуществу был причинен ущерб, покупатель имеет право получить компенсацию не только имущественного, но и морального вреда.
Как видим, у покупателей есть масса оснований, по которым можно отказаться от купленного товара. Но на практике это право не так легко реализовать. И связано это вот с чем. Во-первых, покупатель может доставить товар продавцу самостоятельно. Однако зачастую не известно ни полное фирменное наименование компании продавца, ни местонахождение офиса или склада. Во-вторых, можно передать товар представителю продавца, например курьеру, который приедет и заберет покупку. Однако в этом случае продавец может просто не направить курьера. Именно по этой причине к выбору интернет-магазина нужно подходить очень ответственно.
Подводя итог, стоит отметить, что закон довольно подробно регулирует отношения по дистанционной купле-продаже и предоставляет покупателю массу возможностей защитить свои законные права и интересы. Поэтому смело получайте удовольствие от шоппинга, не выходя из дома, но не теряйте бдительность при выборе продавца.
25.12.2008
Комментарии