Проблема РФ при вступлении в ВТО - контрафактная продукция.
Термин «контрафактная продукция» рассматривается в законах РФ «Об авторских правах и смежных правах» и «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Если коротко, то контрафактная продукция нарушает исключительные права правообладателей. То есть владелец торговой марки или создатель брэнда, а также правообладатель не получает никакой материальной и моральной выгоды от использования (несанкционированного) своих отличительных знаков на упаковке, или произведений.
За последнее время на рынке РФ появилось большое количество низкокачественных контрафактных изделий.
Согласно данным исследования Еврокомиссии в конце 2006 года, Россия занимает второе место среди производителей подделок. Впереди планеты всей — Китай. В одной группе с нами по объему производства контрафакта «числятся» Чили, Турция и Украина. В докладе Еврокомиссии отмечается, что усилия, предпринимаемые правительствами этих стран для защиты прав интеллектуальной собственности, пока недостаточны.
Эксперты бьют тревогу, что такая ситуация отрицательно сказывается на шансах по вступлению России в ВТО. Так как в результате проникновения товаров недобросовестных производителей на потребительские рынки формируется теневой сектор экономики, дискредитируется авторитет предпринимателей, компании и потребители несут материальные, моральные потери.
На первых позициях рейтинга контрафактной продукции значатся видео-, аудиопроизведения, парфюмерия и бытовая химия, продукты, алкоголь и медикаменты.
ДИСКИ
За первое полугодие 2008 года "пираты" реализацией контрафактной продукции нанесли экономике России ущерб в 7,5 миллиардов рублей.
По данным Cnews, 20.06.2008 в Москве, в результате проведенной спецоперации была изъята крупная партия контрафактной аудио- и видеопродукции - на сумму более 100 миллионов рублей.
Пиратские диски есть дома почти у каждого. Кто-то купил их по незнанию, кто-то потому что дешево. Сейчас многих людей не устраивает качество, которое есть на большинстве контрафактных дисков, многие скачивают нужное через Интернет. Но, несмотря на то, что прибыли сократились, пираты все равно до сих пор получают большой доход от продаж ворованной продукции и, чтобы защитить свой бизнес, готовы на многое.
ЛЕКАРСТВА
Если в сегменте видеопродукции доля контрафакта хоть немного, но снизилась за последние несколько лет, то мировой показатель контрафактных лекарств стабильно держится на уровне 15%. Такой же уровень наблюдается и в России.
По различным оценкам, теневые доходы от реализации фальсифицированных фармацевтических препаратов составляют 300 - 350 млн. долларов в год. Эксперты указывают на то, что более 20 процентов представленных сегодня на рынке лекарств - фальсификаты.
КОСМЕТИКА
Доля «серой» косметики и парфюмерии в России, по разным оценкам, сегодня составляет от 30 до 70%. Основные ее «поставщики» — Турция и ОАЭ, сообщает журнал Pakkograff. По разным экспертным оценкам, ежегодные убытки российского рынка парфюмерно-косметической продукции составляют от $0,62 млрд до $3 млрд (на российском потребительском рынке около половины товаров является контрафактными). Вместе с тем, на данном рынке существует устойчивая тенденция к сокращению доли контрафактной продукции. Максимальная доля контрафактной продукции приходится на сегмент парфюмерии: в Москве около 80% всей продаваемой парфюмерии имеет сомнительное происхождение.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
По данным Минпромэнерго (сейчас Минпромторг), общий объем контрафактной и контрабандной продукции только в легкой промышленности на российском рынке в 2005г. составил почти 780 млрд рублей. Это более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта.
Специалисты подчеркивают, что контрабанда и контрафакт стали буквально бедой для легкой промышленности. Выгоду от торговли подделками можно сравнить с доходами от продажи наркотиков и оружия: чистая прибыль может составлять до 1 000%. Действительно, куда выгоднее продать за $500–600 поддельный свитер D & G или джинсы VERSACE с себестоимостью не более $50, чем оригинальную продукцию с магазинной наценкой около 10%.
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Алкогольная продукция — самый «убийственный» вид фальсификата и контрафакта.
Совсем недавно, 12 марта 2009 в Хакасии изъяли крупную партию контрафактного спирта. Общая масса найденного контрафакта составила 2,5 тонны. По данным ИА "Интерфакс" на 2008 год около трети алкогольной продукции в России является нелегальной. А по информации Национального фонда защиты потребителей, от так называемой «паленой» водки в России ежегодно погибает от 40 до 50 тысяч человек. Если представить, то это целое муниципальное образование!
По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов, в США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.
Проблема контрафакта была затронута даже на саммите стран «Группы восьми» в 2006 году: учитывая значительные объемы мировой торговли пиратской и контрафактной продукцией, главы стран договорились продолжать развивать сотрудничество с целью существенно сократить мировую торговлю пиратской и контрафактной продукцией , а также эффективно бороться против транснациональных сетей, способствующих данной торговле.
Конечно, в нашей стране тоже есть рычаги уменьшения контрафактного давления на рынок и потребителя, например, социально-экономические. Вот далеко не полный перечень надзорных органов, в чьи обязанности входит выявление контрафакта — Роспатент (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), Федеральная таможенная служба, МВД, Госторгинспекция, налоговые органы, Минкультуры и Минпромторг. Также, выявлению случаев контрафакта способствуют совместные рейды Госторгинспекции и милиции.
Но вопрос в том, как долго еще придется страдать российскому потребителю от пагубного влияния на здоровье контрафактной продукции, особенно алкоголя и лекарств, а предпринимателям от недополучения прибыли и работы впустую, и будут ли эффективными, принимаемые на сегодняшний день властями меры по борьбе с данной проблемой.
01.04.2009
FdnjСтойчева Евгения
Комментарии