Как Молот спас Европу
Сейчас, когда европейская политика интеграции близка к провалу, становится понятно, что подходящих условий для ее осуществления в Европе так и не было создано. Не будем забывать, что объединение невозможно без взаимного уважения: призыв мусульман Швейцарии запретить изображение креста на национальном флаге, что будто бы оскорбляет их религиозные чувства, и реакция на это предложение — лишнее тому доказательство.
Но еще более важным фактором неудач современной политики стало то, что европейские страны, изначально мононациональные и моноконфессиональные, не смогли начать игру по «новым правилам» в силу своей исторической специфики. А корни конфронтации с «чужими» уходят в далекие времена, когда о Евросоюзе еще не было речи. 10 октября 732 г. в сражении под Пуатье франкское войско под предводительством майордома Карла, прозванного Мартеллом («Молотом»), остановило арабское нашествие и тем самым спасло Европу от завоевания.
В начале VIIIв. на территории современной Испании существовало слабое государство вестготов — варваров, которые первыми захватили Рим. Лишенное прочной центральной власти, вестготское королевство было легкой добычей для возможных завоевателей. Ими стали арабы. К этому времени держава Омейядов достигла удивительного могущества и включала огромные владения в Азии и на севере Африки. Однако этого им показалось мало. В 711г. началось вторжение Омейядов на Пиренейский полуостров: вестготы были не в силах противостоять хорошо организованной и прекрасно вооруженной арабской армии. Вскоре весь полуостров оказался в подчинении халифов, после чего они обратили взор на соседние земли, казавшиеся не менее лакомой добычей.
Государство франков тоже было лишено крепкой центральной власти. После смерти легендарного Хлодвига его наследники долгие годы продолжали распри, тем самым только подтачивая свои силы. К началу VIII века территория современной Франции была разделена между 4 королевствами, правители которых были родственниками. Однако реальную власть эти государи, прозванные «длинноволосыми», поскольку внушительная шевелюра казалась в то время обязательным атрибутом власти, уже давно потеряли. Она перешла к управляющим королевскими поместьями и двором, которых именовали майордомами. Одним из наиболее влиятельных из них стал Карл, власть которого была столь велика, что его называли «практически королем». Его внук Карл Великий, наконец, получит возможность править самостоятельно, не бросая полные скорби взоры на «длинноволосый» трон.
10 октября Карл встретил мавров у города Пуатье. К этому времени арабы уже овладели югом Франции. В случае успеха в генеральном сражении войска Омейядов имели все шансы на полное завоевание франкских королевств. Более того, учитывая слабость других европейских держав того времени, которые не смогли бы даже создать видимость сопротивления, на повестке дня было будущее всей Европы. В ходе сражения блестяще проявила себя франкская пехота, которая выстояла и не обратилась в бегство при отчаянных атаках блестящей арабской кавалерии.
Продолжительные бои, которые не приносили долгое время успеха ни одной из сторон, закончились, как это часто бывает, внезапно: по рядам мавров разнесся слух, что отряды Карла Мартелла зашли в тыл и готовы захватить обозы и разграбить лагерь. Эта внезапная атака, спровоцировавшая панику, заставила многих арабских всадников спешно повернуть назад — они обратились в бегство. На следующий день стало понятно, что арабы покинули окрестности Пуатье и направились обратно — в Испанию.
Эта победа означала многое в европейской и мировой истории. Считается, что после поражения при Пуатье держава Омейядов потеряла свое влияние и максимально приблизилась к закату. Уже в середине VIII в. на смену Омейядам пришли Аббасиды, но в Испании сложился независимый Кордовский халифат. Теперь владения мавров в Европе ограничивались лишь Пиренейским полуостровом, население которого через некоторое время начнет бороться за свою независимость — так начнется длительная Реконкиста, завершившаяся лишь в конце XV в. полным изгнанием мавров из Испании.
Европа будет спасена от иноземных захватчиков, а династия Карла Мартелла станет основоположницей возрожденной Западной Империи. Но взирая на современное положение вещей, невольно задаешься вопросом: нужны ли были эти усилия?
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
18.10.2011
Комментарии