Полиция нас сбережет?

Полиция нас сбережет?

На всенародное обсуждение вынесен проект Федерального закона «О полиции». Инициатор инновации настолько уверен в ее значимости для общества, что заложил дату вступления Закона в силу - 1 января 2011 года. Комментарии о нововведениях дает экс-судья Верховного Суда РФ, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Государственного университета – «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, Никита Александрович Колоколов.

— Многим памятны строки из стихотворения В.В. Маяковского «Розовые лица, револьвер желт, моя милиция меня бережет!» С тех пор минуло почти столетие… Объявлено переименование органов внутренних дел! Грядет ли что-то действительно новое или, как обычно это бывает в нашем Отечестве, далее смены вывесок дело не пойдет?

— Юридическую деятельность я начал в советской милиции. Поскольку трудился в МВД Молдовы, то за несколько лет до распада СССР довелось «примерить» образ полицейского. Смею заверить читателей – разницы никакой. Не исключено, что очередной новатор, формируя положительный образ служителя правопорядка, пойдет еще дальше, например, пожелает вернуться к такому патриотичному для россиян термину, как «городовой». Однако проблема не в уточнении названия службы (форме), а в роли органа государственной власти в организации жизни народа (содержании).

И население, и аппарат органа государственной власти - составные элементы общества. Если воздействие милиции на население в общей системе составляющих мизерно, то менталитет народа буквально формирует правосознание граждан, делегированных им в сферу правоохраны. Иными словами, «собака бывает кусачей только от жизни собачей». Именно эта «собачья жизнь» и сформировала образ современного милиционера, в котором, судя по сообщениям в СМИ, от человеческого мало что осталось.

Когда и в результате чего изменится этот образ? Очевидно, что не ранее, чем в основной массе россияне поймут: порядок предпочтительнее хаоса. С этого момента мы перестанем экономить на правоохране. Вот тогда профессия милиционера, полицейского, городового станет по-настоящему престижной, высокооплачиваемой, уважаемой всеми, в первую очередь правонарушителями, так как милиционер не только охраняет народ от правонарушителей, но и последних от праведного народного гнева.

Пока же большинство считает, что «лучше дочь проститутка, чем сын милиционер», поднимать авторитет профессии бессмысленно. По крайней мере, от смены вывесок пользы явно никакой. Впрочем, у нас уже была налоговая полиция, в наши дни полицейские служат в системе наркоконтроля. Про первых уже мало кто помнит, а вторым термин полицейский тоже не очень помогает.

— Означает ли сказанное, что закон «О полиции» совершенно не нужен?

— Нужно ли менять органы охраны правопорядка? Безусловно! Жизнь меняется, следовательно, рано или поздно приходится менять и сопутствующие ей институты. Один из таковых – милиция, будем надеяться, что пришел и ее черед. Однако нельзя забывать, что еще древние хорошо знали: не работает тот закон, содержание которого находится за пределами нашего правосознания. Последнее, увы, сформировано бесконечной цепью революционных преобразований, которые основной массе народа не дают ничего, кроме страданий. В текущий момент: в стадии становления пребывают институты собственности и организации государственного управления, а все мы живем в условиях затянувшейся на неопределенный срок контртеррористической операции. Население взрывают, в милиционеров стреляют. Все это, безусловно, накладывает негативный опечаток на правоохранительную деятельность в целом, делает ее предельно разноплановой и агрессивной.

— Каковы в таких условиях возможности полиции?

— Чтобы соответствовать запросам времени, органы полиции будут наделены чрезвычайными полномочиями по применению мер государственного принуждения: задержанию (ст. 14), проникновению в здания помещения, жилища и территории (ст. 15), оцеплению (ст. 16), сбору сведений о населении (ст. 17), применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 18-24).

Анализ перечисленных норм свидетельствует, что полицейский получит право беспрепятственного проникновения в любое жилище даже путем взлома дверей и запоров, задержания всех подозрительных для него лиц, применения к ним физической силы, спецсредств, а то и огнестрельного оружия, причем без предупреждения, если таковое он посчитает неуместным.

Как видим, прав у рядового полицейского гораздо больше, чем у следователя, который и по Конституции РФ (ст. 25), и по УПК РФ (ст. 165) перед проникновением в жилище должен получить на то разрешение суда. Если, не дай бог, проникновение в жилище осуществлено без санкции суда, то содеянное следователем все равно будет подвергнуто оперативному судебному контролю (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Полицейский же в таких случаях вправе ограничиться рапортом начальнику, а тот – сообщением прокурору. И никакого публичного разбирательства…Вы (Потерпевшие), конечно, не лишены права жаловаться на действия полиции в суд (ст. 54) по правилам гл. 25 ГПК РФ, если не боитесь окончательно испортить с отношения с полицией…

— Кто имеет право претендовать на должность полицейского?

— Любой гражданин РФ в возрасте от 18 до 35 лет, годный по состоянию здоровья, психическим характеристикам и деловым качествам к несению службы, не имеющий не только судимости, но и пятен в биографии, рекомендованный в полицию авторитетными людьми или инстанциями.

— Кто реально будет служить в полиции?

— Милиционеры! Кто еще? Специалист в сфере охраны правопорядка готовится годами. Выход готовой продукции редко превышает 20%. Полицейский – это призвание!

— Работа полицейского, безусловно, «и опасна, и трудна». Что получит он от государства взамен утраченного здоровья и на что вправе рассчитывать его родные и близкие в случае смерти полицейского - кормильца?

— Когда я пришел в МВД, заработок офицера милиции, хотя и несколько уступал жалованию офицера армии, однако все же был несколько выше среднемесячного дохода все остальных граждан. Первые 15 лет милиционеры служили за квартиру, а следующие 10 – за пенсию, которая могла оказаться существенно выше уровня пенсионного обеспечения основной массы советских граждан, а то и выше их заработка. Несмотря на это длинной очереди в органы милиции никогда не было… Чтобы «забить единицы» в кадровом расписании, использовались механизмы принудительного распределения выпускников вузов и средних учебных заведений, практиковались всевозможные комсомольские и партийные призывы.

В 90-е годы было принято роковое решение: милиции денег не платить. Взамен закрыли глаза на всевозможные формы приработков. Практически полностью перестали снабжать сотрудников органов внутренних дел жильем.

В органах внутренних дел еще с советских времен действует схема: хочешь квартиру – присматривай «бесхозное» жилье, найдешь несколько пустующих помещений, поможем одно из них на тебя оформить… Если экспроприация не выгорит, в лучшем случае выгонят из отремонтированной тобою квартиры, в худшем - сядешь в тюрьму за превышение должностных полномочий, а то и за мошенничество. Данный набор статей, в частности, был вменен начальнику отдела по организации деятельности участковых уполномоченных Ленинского РОВД Тульской области майор милиции О. Мошенничество (правда, не сразу) из обвинения исключили, а дважды за одно и тоже преступление в местах лишения свободы побывать ему пришлось.

Хотя праву полицейского на жилищное обеспечение посвящена отдельная статья (46), конструкцию она имеет бланкетную, отсылающую читателя куда-то далеко, сразу ко всему российскому законодательству. В разумный срок - в течение шести месяцев квартиру обещают лишь квартальным надзирателям – участковым уполномоченным полиции (ч. 3 ст. 46). Норма эта далеко не нова, а как она работает, большинство участковых тоже прекрасно знают. Кстати, квартиру обещают не на обслуживаемом участке, а лишь на территории обслуживаемой муниципии.

Не удалось мне найти в проекте Закона тех строк, прочтение которых позволит будущим полицейским констатировать: служба в органах внутренних дел тяжела, опасна, но зато позволит мне, моей семье жить достойно. Пока полицейским не обещают даже зубных протезов, нет, не золотых, а из «других дорогостоящих материалов». Вот оно – поле для изощрений в сфере толкования. Всего три термина, но сколько значений можно предать каждому из них, а сколько неразрешимых комбинаций…

Недавно на самом высоком уровне заявили, что относительно материального обеспечения полиции будет принят новый закон, вот вам и очередная законодательная коллизия…

— Как в целом Вы оцениваете юридическую технику законопроекта. Не кажется ли Вам, что вместе с законом «О полиции» его авторы переписали все российское законодательство?

— Юридическую технику законопроекта оставим на совести разработчиков, к чему критиковать то, что еще может быть изменено в лучшую строну. Что касается попытки переписать российское законодательство, то она налицо. Причин, на мой взгляд, несколько. Главнейшая из них – это социально-политические условия разработки нового закона. Если 18 апреля 1991 года - дата принятия Закона РСФСР «О милиции» старт демократических преобразований, то 1 января 2011 года – итог этих преобразований. За истекшие двадцать лет жизньи ни определеннее, ни безопаснее не стала. Авторы законопроекта ответили на это существенным укреплением полномочий полицейского. Чтобы не отсылать исполнителя лишний раз к отраслевой норме - УПК РФ, КоАП РФ и др., - по максимуму сконцентрировали «необходимое» в одном законе. Это не более чем прием в законотворчестве. Обязанность законодателя – не допустить конфликта между нормой собирательной (Закон «О полиции») и отраслевыми (УПК РФ, КоАП РФ). Что касается курса на расширение полномочий полицейского, то он будет выдерживаться до тех пор, пока не улучшится криминологическая ситуация в стране.

Круг обязанностей у полицейского необычайно широк. Следовательно, будет сложен и «Закон о полиции». Что касается некоторой его хаотичности, то она неизбежна, всех полицейских регламентов в один законодательный акт не вставишь.

— На чьей стороне выступит полиция в случае серьезного социального конфликта?

— Безусловно, на стороне народа, точнее той его части, с которой полицейские - выходцы из народа – себя отождествляют. О том, как это будет, можно судить по поведению представителей правоохранительных органов на юге Кыргызстана летом текущего года. Воспользовавшись слабостью центральной власти, конфликт спровоцировали узбеки. С ними расправились кыргызы, которым правоохранители-кыргызы позволили завладеть своим оружием, чтобы убивать узбеков.

— Вправе ли полицейский быть членом какой-либо партии?

— В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 сотрудник не вправе оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Кроме того, он должен соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций (п. 7 ч. 1 ст. 31). Согласно ч. 2 этой же статьи начальник полиции не вправе принуждать подчиненных к участию в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций.

Между тем полицейские вправе объединяться в профессиональные союзы, однако порядок их создания и компетенция определяются отдельными законами.

— Вправе ли полицейский критиковать свое руководство?

— Какая критика? Приказ начальника – закон для подчиненного. Полицейскому прямо запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности (п. 11 ч. 1 ст. 30). Полиция – это не дискуссионный клуб.

— Кто же вправе контролировать орган, для поддержания в котором отказались даже от такого действенного инструмента, как критика и самокритика?

— Контрольно-надзорным регламентам полностью посвящена гл. 10 Закона. Речь в ней идет об уже сложившихся формах и методах контрольной деятельности. Вполне естественно, что основной груз ответственности за деятельность полиции ложится на Президента РФ. Он руководит силовым блоком в Правительстве, в его компетенции подбор и расстановка кадров высших полицейских, на нем лежит и обязанности оценки их деятельности, одобрение тех или иных методов работы.

Не будем сбрасывать со счетов ведомственный контроль и прокурорский надзор, возможности различных общественных объединений, однако ключевая роль в самоочищении органов внутренних дел принадлежит входящим в их структуру коллективам, помимо норм и правил, объединяемых в единое целое правовой идеологией. Реальный, а не писаный кодекс чести – единственная база, гарантирующее процветание или, наоборот, загнивание любой изолированной человеческой общности.

Подготовила Ольга Аверина,
«эж-ЮРИСТ»

 

 

 

23.09.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

ОБЗОР «ЗАКОНИИ» НОВОГО В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗА МАРТ 2009

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Умереть в Верховном суде - это не сложно? Умереть в Верховном суде - это не сложно?
    На заседании суда кассационной инстанции по уголовному делу руководителей "Волжской ипотечной корпорации" произошел случай, который заставляет всерьез задуматься: кто же отвечает за оказание первой помощи...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...