Эвакуация автомобиля.
Эвакуация.
Тема эвакуации особенно популярна и актуальна в городах-миллионерах: Москве и Санкт-Петербурге. Прежде всего, это связано с тем, что улицы этих городов уже давно не способны принимать такое огромное количество автомобилей. Легальных парковочных мест хватает далеко не всем и приходится оставлять машины там, где это запрещено дорожным знаком.
Пока правозащитники и городские власти доказывают друг-другу «плюсы» и «минусы» эвакуаторов, последние благополучно продолжают делать своё дело на улицах городов. Следует заметить, что в законодательстве вообще нет такого понятия как «эвакуация». Весь процесс эвакуации в законе определён такими понятиями как: задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение и запрещение его эксплуатации.
Итак, за какие же административные правонарушения автомобиль могут эвакуировать, а если выражаться юридическим языком, задержать?
Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.27.13 КоАП РФ) предусматривает исчерпывающий перечень таких правонарушений, к ним относятся:
1) Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца ( ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ).
2) Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (ч.2 ст. 12.5 КоАП РФ).
3) Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч.1 ст. 12.7).
4) Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ).
5) Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ( ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ).
6)Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ч.4 ст. 12.19 КоАП РФ).
7) Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.12.26 КоАП РФ).
На мой взгляд, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств - это одно из самых популярных в Москве правонарушений, влекущее задержание транспортного средства. Поэтому, я и хочу рассмотреть пример с именно этим административным правонарушением.
Итак, представим, Вы припарковали свой автомобиль на проезжей части под знаком, запрещающим стоянку и остановку. Как следует из ч.4 ст. 12.19 КоАП РФ, для того, чтобы ваш автомобиль могли эвакуировать он должен создавать препятствия для движения других транспортны средств. Однако, определить создаёт он препятствие или нет очень сложно и вряд ли сотрудник ГИБДД будет этим заниматься.
Допустим, вы выходите из магазина и видите, как ваш автомобиль собираются переправить на эвакуатор. Хочу заметить, что вам обязаны вернуть машину, даже если она уже находится на эвакуаторе, в случае, когда у вас есть возможность устранить причину задержания на месте. Если машину продолжают затаскивать на платформу эвакуатора, то лучше не спорьте, а в дальнейшем подайте иск в суд (если, конечно же, это вам надо).
Какие же действия совершает сотрудник ГИБДД и лицо, осуществляющее транспортировку, при задержании автомобиля? В первую очередь, сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении. О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества. Так же в протоколе описывается состояние автомобиля: внешние повреждения, если они есть. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых. Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство. И отвозит транспортное средство на штрафстоянку.
Хозяин машины, для того чтобы получить машину обратно, должен получить у инспектора протокол, заплатить штраф, получить у сотрудника ГИБДД отметку о том, что причина задержания транспортного средства устранена, и только после этого направляться на стоянку за автомобилем.
Выдача задержанного транспортного средства водителю производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением.
Тарифы за перемещение и хранение устанавливают местные органы власти. Для Москвы перемещение и три часа хранения - бесплатно.
А теперь, попытаемся разобраться , что же всё-таки делать водителю, не обнаружившему своё авто на припаркованном месте. Конечно, первая реакция- это ШОК. Угнали!? Возможно нет. Первый шаг я рекомендую сделать, позвонив по 02, там обычно есть вся информация об эвакуированных машинах.И когда вам сообщат, что ваш авто находится на одной из штрафных стоянок, дальнейшие хлопоты по её возвращению покажутся чуть легче, чем на самом деле, т.к. некоторое время вы ещё будете рады тому, что её не украли. Дальше, вы едете в отдел ГИБДД, сотрудник которого принял решение о задержании транспортного средства. Дальнейшие шаги те же самые, что я описывал выше…
При эвакуации почти каждого автомобиля в России допускаются существенные нарушения действующего законодательства. Чаще всего автовладельцы жалуются на невозможность снять машину с эвакуатора. Хотя, по закону водитель, успевший к эвакуации, имеет право устранить нарушение на месте.
Так же, нечётко урегулирован вопрос о возмещении вреда за повреждения транспортного средства, полученные при транспортировке на штрафстоянку.
В истории России известны и курьёзные случаи связанные с эвакуацией автомобиля. Хотя, навряд ли владельцу ОКИ было смешно, когда ему спустя 2 года после эвакуации машины выставили счёт, превышающий стоимость автомобиля во много раз (700 тыс. рублей).
Многим автолюбителям совсем не нравится идея эвакуации, особенно, когда они сами попадают в такую ситуацию, когда обнаруживают свою машину на эвакуаторе. Но, разве никто никогда не попадал в такое положение, когда вашу машину перекрывает другая, припаркованная с нарушением правил? И я не думаю, что в такой ситуации вы так же выступали бы противником идеи эвакуации, скорее реакция была противоположной. Некоторые юристы считают, что эвакуация незаконна и противоречит и Конституции РФ и КоАП РФ. В подтверждение своих утверждений они ссылаются на статью 35 Конституции РФ, в которой говорится, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и на статью 12.36 КоАП, в которой говорится об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортными средствами.
Конечно, эти вопросы заслуживают отдельного разбирательства и обсуждения, однако, эвакуация существует независимо от них. Она есть и с этим приходится смириться. И остаётся лишь ждать совершенствования законодательства и устранёния норм закона, противоречащих друг другу.
04.12.2008
Комментарии