Быть юристом – искусство
3 декабря мы будем отмечать День юриста. К знатокам законов мы обращаемся и в трудные минуты – например, для защиты в судебном процессе, и в счастливые моменты нашей жизни – приобретая квартиру, машину, оформляя договор дарения. Мы доверяем им свои секреты и просим определить перспективы. Что же это за люди – юристы? Как они пришли в профессию?
Газета «эж-ЮРИСТ» открывает новую рубрику «Юрист о юристе», и первый наш гость – очаровательная женщина Ирина Дмитриевна ЧЕРНИК, к. ю. н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE), старший партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры».
Ирина Дмитриевна, почему Вы выбрали профессию юриста и когда это произошло?
– В детстве я мечтала быть искусствоведом, потом историком, но в конце концов я остановилась на профессии юриста. Это случилось еще в школе, и большую роль в моем самоопределении сыграла моя мама.
Судья,адвокат,нотариус,следователь,юрисконсульт,прокурор - все эти слова мужского рода. Не кажется ли Вам, что юриспруденция не женское дело?
– Нет, это мнение обманчиво. Профессия юриста сродни искусству – такое неожиданное определение нашей работе дал один из клиентов. Мне же всегда представлялось, что юриспруденция близка математике или медицине – в ней необходима точность и цена ошибки так же высока, поскольку любой промах влияет на судьбу человека.
Как Вы думаете, какие черты характера должны обязательно присутствовать у человека, который связал свою жизнь с правом? Что помогает женщине-юристу в работе, а что вызывает сложности?
– Профессионализм конечно же решает все и абсолютно не зависит от пола. Но имеет значение и направление работы. Так, адвокат должен владеть ораторским мастерством, следователь – обладать терпением, юрист компании – коммуникабельностью, а если компания консалтинговая, то пригодятся и знания в области психологии. В целом вне зависимости от пола юрист должен быть терпелив и уметь глубоко погружаться в ситуацию. И при этом не поддаваться эмоциям – это очень вредит в нашей работе и мешает объективному взгляду на вещи.
Вашим первым клиентом была женщина или мужчина?
– Очень сложно ответить... Дело в том, что моя карьера начиналась на государственной службе, в государственном органе при Правительстве России, затем – в Администрации Президента РФ, которой я посвятила много лет. Потом несколько лет я работала в одной из крупных корпораций, являясь «внутренним» юристом, занималась изучением законодательства иностранных государств (налогового, таможенного, валютного, инвестиционного и др.), открытием дочерних обществ за рубежом. В 2005 г. я перешла в налоговый консалтинг и сразу погрузилась в вопросы налоговых споров.
Вы с отличием окончили юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и параллельно с обучением в аспирантуре начали преподавать в университете. Затем ушли на государственную службу. Чем Вы конкретно занимались и что дала Вам как юристу госслужба?
– Я готовила проекты указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законопроекты, в том числе о местном самоуправлении и его финансовых основах, участвовала во многих интересных проектах. В течение нескольких лет была заместителем ответственного секретаря российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы.
В 1996 году я участвовала в подготовке Национального доклада Российской Федерации на 50-й (юбилейной) сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Государственная служба приучила меня глубоко вникать в суть проблем, понимать механизмы воздействия законодательства на отношения в обществе и государстве.
Кого больше среди Ваших подчиненных: представительниц прекрасного пола или настоящих мужчин? С кем Вы предпочитаете работать?
– Всегда предпочитаю работать с профессионалами, увлеченными своим делом и готовыми вкладывать время и силы в решение вопросов клиентов. Такими являются сотрудники нашей фирмы – ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры». У них большой стаж работы в области налогового и правового консультирования, разносторонний опыт в профессии, который позволяет рассматривать дело клиента с различных сторон. Среди них и молодые сотрудники, но уже имеющие опыт работы более трех лет, и более зрелые – с профессиональным стажем свыше 15 лет. В настоящее время среди сотрудников больше мужчин.
Нам известно, что Вы проходили стажировку в Германии, Франции, США и практику в Польше. Что Вам дал зарубежный опыт?
– Да, был такой опыт... Кроме перечисленного Вами, в 2008 году я была членом делегации от Палаты налоговых консультантов России на ежегодном конгрессе Европейской конфедерации налоговых консультантов в Мадриде. Это знаменательное событие, так как именно тогда Палату налоговых консультантов приняли в члены конфедерации в статусе наблюдателя. На этом мои зарубежные «гастроли» не закончились. Я неоднократно участвовала в мероприятиях конфедерации, а также была на съезде Федеральной палаты налоговых консультантов Германии.
Такие поездки, стажировки, встречи с иностранными коллегами позволяют ощутить ритм жизни профессионалов в других странах, понять, в каких областях мы с ними «идем в ногу», а в каких – обгоняем их.
Какие результаты деятельности Вы считаете своим личным достижением?
– С 2005 года я представляю интересы крупнейших иностранных и российских компаний в арбитражных судах Российской Федерации. Приятно, что практически все дела с моим участием разрешены в пользу налогоплательщиков.
Ваши приоритеты в области налогового права – досудебное урегулирование налоговых споров, судебное представительство в арбитражных судах, НДС, земельный, водный и транспортный налоги. Не могли бы Вы дать рекомендации нашим читателям по досудебному урегулированию налоговых споров?
– Первая возможность налогоплательщика сохранить денежные средства от списания в бесспорном порядке (инкассо) – подготовить мотивированные возражения на акт проверки, и ею надо воспользоваться. У налогоплательщика есть для этого всего 15 дней со дня получения акта. Однако налоговые органы пытаются уменьшить этот срок. В последнее время участились случаи, когда в акте уже указана дата рассмотрения разногласий. Поэтому, получив акт, нужно внимательно прочесть последнюю страницу, и если срок уже указан, потребовать его переноса.
Какому специалисту компании лучше участвовать в рассмотрении возражений?
– На разногласиях стоит присутствовать тому представителю налогоплательщика, который может в наиболее четкой форме пояснить смысл разногласий. Это может быть генеральный директор, главный бухгалтер либо иное должностное лицо организации, если компания достаточно большая. Единственный критерий при выборе представителя – его умение максимально подробно и четко объяснить реальную хозяйственную ситуацию.
А независимые эксперты плательщика могут сопровождать его на этом мероприятии?
– Привлекать специалистов в области налоговых правоотношений целесообразно уже на стадии подготовки письменных возражений. Это поможет сразу определить стратегию ведения налогового спора. И если специалисты – эксперты или сотрудники специализированной организации – участвовали в подготовке разногласий, следует пригласить их и на рассмотрение разногласий.
Привлечение независимых специалистов для подготовки возражений – удовольствие не из дешевых. Насколько оправданны для плательщика такие затраты?
– Опыт ведения налоговых споров на досудебной стадии в 2009–2010 гг. показал, что при правильном обосновании на этапе рассмотрения материалов проверки можно исключить до 80% доначислений.
Если возражения на акт были написаны некачественно, усложняется работа во время досудебного урегулирования. По результатам рассмотрения возражений налогоплательщик должен быть готов к тому, что налоговый орган может назначить мероприятия дополнительного контроля. В определенных случаях это помогает плательщику решить проблемы, поскольку позволяет дополнительно собрать недостающие материалы, но есть и отрицательная практика.
Вот и получается, что четкое письменное формулирование возражений служит главным аргументом организации на стадии досудебного урегулирования спора.
Судебная практика, издание более 90 книг, публикации в СМИ, преподавательская деятельность, научная работа… Ирина Дмитриевна, время на отдых остается? Как Вы его проводите?
– Свободного времени, к сожалению, очень мало. Если удается, стараюсь ходить в театры, на концерты классической музыки, увлекаюсь садоводством.
Если бы Вам представилась возможность начать жизнь сначала, как бы Вы ей распорядились?
– Либо ушла бы в искусство, либо осталась в своей профессии.
Что бы Вы пожелали представителям юридического сообщества в преддверии профессионального праздника?
– Хочется пожелать коллегам побольше интересных дел, отзывчивых сотрудников и встречать на жизненном пути много хороших людей.
Спасибо, Ирина Дмитриевна, за интересную беседу. С наступающим Вас праздником! Здоровья, счастья, любви, процветания!
Беседовал Николай Романов,
«эж-ЮРИСТ»
23.11.2010
Комментарии