Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Правительство Пензенской области к зиме лишится политического веса. Не то чтобы рейтинга или степени влияния, а того веса, что измеряется в килограммах. Надо подать гражданам пример следования здоровому образу жизни, постановил губернатор региона Василий Бочкарев. Министру здравоохранения области теперь придется за полгода сбросить 16 килограммов. Без шуток, губернатор велел пузатым чиновникам к Дому правительства не приближаться. Наверное, на входе рядом с рамкой металлоискателя весы установят. В общем, здоровьесберегающие ограничительные нормы будут в Пензе для чиновников.


Во время саммита Россия – ЕС екатеринбургские власти тоже придумали особые правила, только не для себя, а для горожан. Тут к габаритам и массе претензий не было, стрелка весов может себе зашкаливать хоть за сотню, дело хозяйское. Главное, если твой дом оказался расположен на «гостевом маршруте» саммита, ты со своими килограммами к окнам не то что с биноклем, но и в очках, и вообще не подходи, и форточки ни в коем случае не открывай. Кроме того, жителям уральской столицы настоятельно порекомендовали иметь при себе на улице паспорт и в центр города на своей машине не ездить. Короче, запрись дома, зашторь окна и не высовывайся два дня – видишь, важное государственное мероприятие проходит по обсуждению взаимодействия в области безопасности, визового режима и прав человека.

Справедливости ради надо сказать, что не одним россиянам на этой неделе не повезло. Немцы неожиданно лишились закона из 63 букв, хоть и не пострадали при этом. Слово «Rindfleischetikettierungsüberwachungsaufgabenübertrag-ungsgesetz» обозначало норму при проверке говядины и «недостаточно часто» употреблялось в повседневной речи.

У нас-то радикализма побольше. Лишать так лишать, и чтоб мало не показалось. После ЕГЭ по четырем предметам только в Красноярском крае 32 выпускника могут в этом году остаться без аттестата о среднем образовании. Погорели на шпаргалках и мобильных телефонах. Иное дело на Северном Кавказе, где школы заранее продавали выпускникам готовые ответы ЕГЭ. Вот где экзамен фактически окончательно стал платным, и его итог зависит от финансовой возможности родителей ученика. Есть у папы тысяч сто на математику и восемьдесят на историю – нервничать особо не придется, собирай баул для веселой жизни в МГУ. Девяносто восемь баллов (на все сто с этого года заплатить на Кавказе уже не получится) за экзамен по русскому также пожизненно твои, и лишить тебя этого заслуженного итога… пусть только попробуют… да и кому такое в голову придет?

В местах пока не столь продвинутых школьники, подобно красноярцам, на ЕГЭ выкручивались кто как мог. А кто смог – не жадничал и собственными ответами в интернете делился с менее успешными сверстниками. Или просто хвастался. Таких не жадных и честолюбивых набралось по регионам страны порядка семидесяти человек. Вот они-то лишились и заслуженных баллов,  и возможности пересдачи экзамена до следующего лета. Так чиновники Рособрнадзора оперативно отреагировали на предупреждение  премьера Медведева о возможности аннулирования результатов экзамена необдуманно щедрых умников. При этом чиновники почему-то не задумались о правомерности своих действий.

Наказание школьников незаконно, поскольку «сегодня нет нормы, которая регламентировала бы ответственность за «пересылку фотографий с ответами» на экзаменационные задания вне школьной аудитории, где проводился экзамен». Так пишет в персональном блоге на «ЗАКОНИИ» главный юридический советник портала, судья телепроекта «Суд присяжных» Валерий Степанов. Блогер полагает, что ответственность за утечку экзаменационных материалов заинтересованные структуры хотят спихнуть на детей.

Правозащитник, доцент Международного института госслужбы при президенте РФ, доцент МГЮА, кандидат юридических наук Константин Краковский считает, что учеников, нарушивших правила сдачи ЕГЭ, надо лишать аттестата, и для этого, на его взгляд, «есть достаточно надежные формальные основания». Значит, найти негодника по адресу в интернете и дисквалифицировать.

Между тем, пользователи «ЗАКОНИИ» предлагают задуматься, под каким законодательным предлогом правоохранительные органы могут быть задействованы в поиске «проштрафившихся» школьников. Вычисление этих школьников через сеть – серьезное нарушение закона, в частности, о персональных данных. Как и действия провайдеров по выдаче конфиденциальной информации без наличия следствия по делу, которым должен быть обоснован адресованный им запрос. Один из пионеров Рунета, руководитель крупнейших новостных интернет-изданий Антон Носик уверен: в случае аннулирования результатов ЕГЭ школьников, разместивших в Сети фото со своими  экзаменационными ответами, «принцип соразмерности силовых действий, применяемых к нарушителю согласно тяжести его проступка, грубо нарушается». Мало кто из нас в бытность учеником не обходил разные правила в школе еще до изобретения Интернета и до введения ЕГЭ, но до сих пор к нам не приходила полиция. Законом  не предусмотрен обыск дома у пешехода, перебежавшего улицу на красный свет, хотя это нарушение фигурирует в КоАП.

 Меня самого, наверное, по меньшей мере дважды можно было лишить заслуженной на экзамене «пятерки», так как, бывало, выйдя из кабинета, я отвечал на вопросы однокашников: «А что попалось? А как ты ответил?» И еще… я же…  несколько раз подсказал на экзамене и дал списать... Как хорошо, что мне не семнадцать! Как жаль, что не семнадцать…

Во времена моей учебы школьный народ наказывали за нарушения, исходя из писаных норм. Сегодня стало возможным придумывать наказания на ходу, краем уха услышав слова из далекой Москвы. Я так думаю: сначала определите наказание за конкретный проступок, узаконьте его, а потом наказывайте школьников. Тогда это будет честно.

Парламент Киргизии, например, так и сделал: разработал, а затем принял норму, предусматривающую химическую кастрацию педофилов. За отказ от укола после выхода из тюрьмы – новое заключение на 2 года. Четко и всем понятно. А нам удается оперативно упорядочить систему питания в школе, но который год что-то мешает разработать внятную статью о нарушениях на ЕГЭ и объяснить ее содержание подросткам.

Пока что нет в стране нормы, закрепляющей криминальную роль мобильного телефона и интернета в привязке к ЕГЭ, как и федерального закона об интеллектуальной собственности (которой, к слову, становится и содержание заполненного экзаменационного бланка). Значит, нет наказания для гражданина, распорядившегося так или иначе своей интеллектуальной собственностью, в нашем случае – для школьника, распространившего в  интернете свои ответы. Не важно, верными ли были эти ответы. Важно, что наказать такого школьника, по мнению эксперта  Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, сегодня никто не имеет права.

Конечно, председатель правительства сделал правильный ход, пригрозив, что итоги экзаменов у нарушителей правил сдачи ЕГЭ можно будет аннулировать. Но, к сожалению, не пояснил, какая норма гражданского кодекса будет нарушена учениками и в соответствии с какой статьей УПК школьники могут получить по полной за свои проделки с фотоаппаратами и телефонами. Вот и лишаем мы Федькина и Редькина результатов их собственных экзаменов за то, что в стране не подготовлено инновационное законодательство в образовательной сфере.

…На днях премьер-министру Грузии Бидзине Иванишвили, выступавшему по ТВ в прямом эфире, позвонил человек из тюрьмы: могу ли я написать Вам личное письмо? Премьер картинно удивился: заключенным разрешается звонить из камер?..

 

19.06.2013

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое