Закон о культуре — искусство права

Закон о культуре — искусство права

Создание нового закона о культуре обсудили эксперты в рамках дискуссии «Закон о культуре — искусство права» на VIII Петербургском Международном Юридическом Форуме.

Модератором сессии выступил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В дискуссии приняли участие профессор публичного права Нантского университета Жан-Кристоф Барбато, советник Министра юстиции Российской Федерации Мария Мельникова, директор Нормативно-правового департамента Министерства культуры Российской Федерации Наталья Ромашова, заведующий кафедрой продюсерства в области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств Лев Сундстрем, начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре Александр Шолохов.

Открывая обсуждение, модератор Михаил Пиотровский отметил, что в данный момент российские законы враждебны культуре, и ключевой задачей нового законодательства должно быть спасение отрасли. «В обществе сейчас господствуют полное недоверие друг к другу, озлобленность и неадекватные реакции, в частности это касается государственных инстанций. Президент России на последнем заседании Совета по культуре поручил Совету подготовку материалов для нового законодательства о культуре. Хорошо, если бы мы подумали о практических рекомендациях. Имеет ли культура право на привилегии? Культура – не услуга, не только для публики, но и для государственных учреждений. Что нам надо изменить?», – спросил собравшихся директор Государственного Эрмитажа. Он уточнил, что, по его мнению, следует изменить законодательство по госзаказу, законы о музейном фонде, ввозе и вывозе предметов искусства, поменять систему цифрового учета, а также изменить «запретные законы», такие как законы о чувствах верующих и экстремизме.

Профессор публичного права Нантского университета Жан-Кристоф Барбато рассказал о том, как устроена система пополнения музейных фондов во Франции. Он отметил, что между Россией и Францией множество сходств, в особенности тех, которые касаются бюрократических барьеров. «Когда мы говорим  о комплектации музейных фондов, то решение о приобретении не является единоличным: за это отвечает директор музея, основываясь на рекомендации профессионалов и решении научной комиссии. Эта процедура регулируется Кодексом национального достояния, который был принят в 2014 году. Это свод правил, который регулирует деятельность музеев. После принятия решения о приобретении произведений искусства, музей выбирает способ, подходящий ему», – пояснил Жан-Кристоф Барбато. Он уточнил, что во Франции существует несколько способов пополнения коллекции: покупка, государственный заказ, покупка через третьих лиц, для которых предусмотрены налоговые льготы. Также существует возможность приобрести предмет искусства на аукционе: при этом музей может назвать сумму, предложенную последним покупателем, и организаторы аукциона должны отдать предпочтение музею. Еще одна популярная мера – передача предметов искусства в дар как альтернатива уплате налогов.

«Французское законодательство помогает культуре, хотя оно жесткое. Именно налоги на наследование делают свое дело, такой закон подарил нам Музей Пикассо», – отметил после выступления Михаил Пиотровский.

О том, чем вызвана необходимость реформировать культурную сферу, высказался заместитель Председателя Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. «Сегодня мы живем в рамках закона «Основы законодательства о культуре», который был принят в 1992 году. Соответственно, он устарел и морально, и содержательно. Содержательно его задачи делились на две части: физическое сохранение сети учреждений культуры, существовавших после СССР, – эта задача была в значительной степени решена в результате героических усилий людей, работающих в этих учреждениях. Вторая задача была продиктована «жупелом» советской идеологии и желанием убрать ее из всех явлений жизни, в том числе из культуры. Вместо этого была идея рынка. Эта тенденция прямо противоположна тем задачам, которые должны ставиться перед культурой», – пояснил Александр Шолохов. Специалист отметил, что первое требование, предъявляемое к новому закону, – вывести культуру из сферы социальных услуг. «Сферу культуры нельзя ассоциировать со сферой социальных услуг. Здесь нонсенс нынешнего отношения к культуре: если подходить к этому как к услуге, то учреждения культуры выполняют государственный заказ. Конструкция поставлена с ног на голову, это очевидно», – отметил депутат. Он добавил, что создание закона не станет завершением работы по совершенствованию правовой базы в сфере культуры, законодателям предстоит процесс по гармонизации различных норм права.

Директор Нормативно-правового департамента Министерства культуры Российской Федерации Наталья Ромашова рассказала о политике, проводимой ведомством в отношении регулирования отрасли. Она напомнила, что работа по созданию нового закона уже велась несколько лет назад министерством и Государственной Думой. При этом подходы значительно отличались: Минкульт планировал создать единый проект закона, тогда как в Думе считали нужным дополнить уже существующий закон. В итоге процесс был приостановлен, а ныне разработка закона контролируется Администрацией Президента. По словам специалиста, Министерство регулярно принимает меры по внедрению новых законодательных норм, которые помогают развитию культуры. «Несмотря на отсутствие нового закона, министерская деятельность отмечена большой работой. Принято больше 45 законов в сфере культуры, это стало знаковым для отрасли. Среди них: закон по борьбе с копателями,  закон об обязательном экземпляре и меры по противодействию антипиратского законодательства. Министерство работает еще над 19 законопроектами: борьба со спекулянтами театральных билетов, передача объектов по концессионным соглашениям, право организаций культуры предоставлять свои помещения для книготорговли», –  рассказала Наталья Ромашова.

С коллегой не согласилась начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. Она отметила, что рассуждает о новых законах с точки зрения правоприменителя, ежедневно сталкивающегося с особенностями законодательных норм. «На самом деле мне кажется, что самое главное, что должно быть в законах, которые принимаются в любой отрасли, – они должны приниматься в интересах отрасли. В отношении кого приняты некоторые нормативные акты –  я не знаю. На самом деле их последовательное применение ведет к дезорганизации процесса. Если 223-ФЗ был для культуры каким-то выходом, то сейчас нас лишают и этого. Вступил в силу закон «О ввозе и вывозе», его последовательное применение вместе с законом «Об иммунитете» позволяет сделать вывод о том, что государство больше не предоставляет никаких гарантий произведениям из частных собраний. «Метрополитен» является частным музеем, «Смитсониан» – является частным музеем. Последовательно применяя наше законодательство, мы не можем дать им гарантий в отношении выставок, но при этом сами их требуем. Раньше закон «О ввозе и вывозе» содержал вообще загадочную формулировку «всем произведениям искусства предоставляется государственная охрана» –  мне всегда представлялся человек с ружьем», – поделилась Марина Цыгулева.

Советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова отметила, что реформирование законодательства в сфере культуры может потребовать систематизации. «Такие глобальные вещи как регулирование сферы культуры требуют кодификации. Для того, чтобы системно отобразить все направления деятельности, нужно их собрать воедино, они не должны противоречить друг другу, они должны соотноситься друг с другом и, в том числе, не противоречить существующему законодательству. Нам с вами его никуда не деть, оно развивалось вместе со страной», – пояснила эксперт.
 

16.05.2018

Пресс-центр КЦ «Петербургский Международный Юридический Форум»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее об этом

Ранее об этом

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое