Одна семья – одна машина. Забота о городе или нарушение прав граждан? - 23.07.2015

Одна семья – одна машина. Забота о городе или нарушение прав граждан? - 23.07.2015

В СМИ просочилась информация о возможном ограничении количества автомашин на одну семью. Причины: плохая экология и недостаток парковочных мест в столице. Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский пояснил: власти пока не планируют вводить такую меру, однако не исключают этого в будущем. Оговорка, что подобные меры «нужно принимать постепенно и аккуратно, изучив общественное мнение», не способна успокоить граждан.

Российская правовая система прямого определения семьи не дает. Если у отца семейства уже есть машина, можно ли иметь машину тестю – папе жены, живущему в той же квартире? Эксперты опасаются, что реализация проекта ограничения авто в семье приведет к росту числа разводов, пусть и фиктивных? Россияне нередко прибегают к разводу, когда этого становится выгодно с юридической точки зрения.

По статистике, на одну обычную семью, скажем, в Пскове сегодня в среднем приходится по 2-3 машины, на Сахалине – 3-4 транспортных средства. Как отмечают социологи, такие данные, наряду с количеством микроволновок и мобильников в семье – показатель «роста благосостояния населения». А, исходя из данных декларации о доходах, среди депутатов Заксобрания Приморья лидером по количеству автомобилей среди народных избранников стал либерал-демократ Юрий Корнеев. Он может похвастаться Land Cruiser и Nissan Bluebird, шестью грузовыми Freigliner, Mitsubishi Canter, Уралом, КАМАЗом, тягачом, автокраном КАТО, прицепами и полуприцепами. В этом смысле, по мнению правозащитников, дискриминация конституционных прав москвичей налицо.

Сегодня количество автомобилей в одной семье сегодня законом не регулируется, формально ничто не мешает гражданину на территории РФ купить пятый автомобиль, лишь бы нашлось место для его стоянки…

Поможет ли ограничение количества автомобилей в семье улучшить экологию города или это намек на возможность введения нового вида обязательной платы с автовладельцев – за машиноместо?

Мнения экспертов

Юлия Галуева,
адвокат, руководитель юридического департамента Национальной юридической службы:

Несправедливо начинать решать проблему экологии с нарушения права граждан пользоваться личным автомобилем

Перспективность законопроекта, ужесточающего пользование автомобилями, зависит от того, каким образом законодатели решат построить модель ограничения. Потому что ограничение по гражданско-правовой части, то есть ограничение на право собственности, вероятнее всего, будет весьма затруднительно. Почему? Потому что, во-первых,  для того, чтобы вносить изменения в законодательство в целом и, возможно, даже в Конституцию РФ, которая предусматривает определенные свободны и нерушимость права собственности, это должна быть не московская инициатива, а некая федеральная инициатива. С другой стороны, если законодатели решат действовать административным путем, то есть не ограничивать ни в коем случае право собственности как таковое, но ввести некие административные ограничения, наподобие платных парковок, то вполне возможно, что все предлагаемые инициативы в виде обязательности приобретения парковочных мест, обязательности гаражей или стоянок, будут очень существенно влиять на возможность приобрести машину. Такая возможность будет сохраняться, но реализовать эту возможность можно будет исключительно при соблюдении ряда ограничений.

Нам нужно понять, какую проблему мы должны решать – проблему количества автомобилей или проблему экологии. Проблема экологии, бесспорно, очень существенна, а для Москвы особенно, но не надо считать, что автомобили – это основная беда нашей экологической обстановки. Проблема с экологией в Москве есть, в том числе и из-за автомобилей, но и из-за других факторов тоже. Почему не начать с других факторов? Например, с фактора вынесения предприятий, которые загрязняют воздух, с фактора рекультивации отходов в Московской области. Если те свалки, которые есть в Московской области, привести в порядок, то вполне возможно, экологическая обстановка в области и, соответственно, в Москве сильно улучшится. То есть, мне кажется, что начинать с автомобилистов – это начинать с граждан как с незащищенного слоя, а не с бюджетных ассигнований в глобальные масштабные проекты, было бы не вполне справедливо, на мой взгляд. Я, именно как гражданин, как автовладелец, как человек, у которого семья, которому удобно передвигаться на машине,  с ужасом думаю о том, что будет, если вдруг я каким-то образом буду вынуждена свое транспортное средство оставить возле дома, к примеру, или продать, потому что я не могу им пользоваться.

Петропольский Алексей,
генеральный директор юридической компании "ЮрВиста":

Платный въезд в центр Москвы будет контролироваться видеокамерами

Конституция запрещает властям ограничивать права и свободы человека, но тем не менее есть экономические аспекты, а экономические аспекты говорят о том, что Москва действительно перенаселена, и в центре двигаться было практически невозможно. И с введением платной парковки, действительно, стало проще ездить, и Москва на самом деле разгрузилась. Но, тем не менее, это затронуло огромную часть жителей центра Москвы, особенно у которых более одного автомобиля. Я сам житель центра Москвы. Мы просто поставили у себя шлагбаум, и за этот шлагбаум не может въехать парковщик, не может сфотографировать и поставить штраф. И многие так сделали. Более того, власти центральных округов идут навстречу и дают разрешения на постановку таких шлагбаумов жильцами дома.

Касательно судебной практики в вопросе получения на семью и второго парковочного места, то здесь власти беспрекословны, проигрываются эти суды, и власти стоят на том, что закон един для всех.

Что касается платного въезда в центр Москвы, это действительно обсуждается, это тоже может быть сделано. И это может контролироваться просто работой камер, они будут сканировать номера, и вам домой будет приходить квиток о том, что вы въезжали в центр. Во многих странах Европы въезд в центральные округа ограничивается таким образом. Власти имеют право муниципальные дороги передадать в управление в Центральном округе каким-то своим дочерним точкам, которые будут совершенно официально брать с граждан деньги за проезд.

Здесь вопрос именно в парковке автомобиля. Семья-то может владеть и тремя автомобилями, но будьте добры оставить его за пределами третьего кольца.

Семенов Владимир,
исполнительный директор Экологической палаты России:

Нужно не ограничивать количество машин, а пересаживаться на более экологичный транспорт

Я просто приведу официальные цифры, которые очень показательны. В год у нас происходит около 995 тыс. тонн загрязняющих выбросов, из них 66 тыс. тонн – это промышленные предприятия, то есть всего 6,6% от всего загрязнения города – это промышленность. Мы все понимаем, какая, живем в Москве, то один завод дымит, то со второго идет выброс. Но это всего 6 с небольшим процентов. А все остальное, 93,45 – это автомобили, это 929 тыс. тонн. Поэтому, конечно, проблема колоссальная, и здесь мы упираемся в такую неприятную дилемму: с одной стороны, лично каждый человек хочет сесть в свой автомобиль и поехать, с другой стороны, мы все хотим жить в чистом городе. И вот как эту проблему решать – вот это, собственно, самая главная проблема.

Есть еще очень грустная статистика, - Москва стоит на втором месте в России по количеству выбросов в атмосферу. На первом месте Норильск. В Норильске в 2 раза больше выбросов. Но Норильск, мы понимаем, это беда страны, там «Норильский никель» и т. д. В Санкт-Петербурге в два раза меньше выбросов, чем в Москве. Статистика совсем неутешительная. А в мировом плане, если брать индикаторы качества воздуха, мы очень сильно, процентов на 40, отстаем от Лондона, например. Поэтому надо находить какие-то выходы. Понятно, что можно пытаться ограничивать каждого человека. Бытует предложение ограничить количество машин на семью. Но здесь прежде всего очень сложная юридическая база, потому что семья бывает разная: у одного это большая семья с кучей детей, жена, а кто-то вообще живет один. Во-вторых, наличие нескольких машин в семье не означает, что все эти машины ездят одновременно, у одного человека может быть пять машин, которые стоят в гараже, и он по очереди на них ездит. Или вообще, они у него стоят, человек живет на ренту, и у него есть куча машин. А другой из своей машины выжимает все, что можно, и она ездит с утра и до вечера. Поэтому, наверное, эта мера не самая логичная и не учитывает такого человеческого фактора. Тут, наверное, нужно говорить о каком-то кардинальном изменении.

Есть хорошая перспектива, к которой человечество должно идти – это электротранспорт. Он сегодня активно развивается и в Европе, и в Китае. Город должен как раз пойти на какие-то беспрецедентные меры по стимулированию людей, чтобы люди переходили на электротранспорт. Так как эти автомобили дороже, соответственно, нужно людям дать какие-то очень ощутимые льготы. Например, уже сейчас есть бесплатная парковка для электротранспорта. Но мы понимаем, что сегодня количество этих машин исчисляется десятками. Дальше, возможно, в условиях пробок дать этим машинам право проезда по разделительной полосе автобусов и такси, так как их тоже мало, это значительней всего. Дать какие-то льготы людям, в том числе банковские, на покупку этих автомобилей, то есть субсидии от города. И когда человек будет выбирать, суммировать льготы, он подумает: «Что мне лучше купить? Может быть, сегодня выгоднее купить электроавтомобиль». Конечно, эта история долгосрочная. Но прежде чем людей душить с точки зрения возможности ездить на своей машине, нужно сделать все, чтобы городской транспорт был человеческим.

Моженков Владимир,
президент ассоциации "Российские автодилеры":

Москве необходим комфортный и безопасный общественный транспорт

Мы можем гордиться тем, что за последние 10 лет, может быть 12, в России создана новая автомобильная отрасль, самая современнейшая. И в самом деле это гордость.

Что касается ограничения количества автомобилей на семью, то я против различных ограничений. Если рассуждать в таком ключе, то один телефон – это много для каждого, пусть в семье разговаривают по телефону по очереди, и тогда сеть будет более качественная. Ограничения ни к чему хорошему не приведут. Я сразу прогнозирую, у нас люди очень восприимчивые, и резко, на сотни тысяч, увеличится количество разводов в случае принятия законопроекта.Тогда будет вместо одной семьи будет две семьи, для того чтобы каждый имел автомобиль. И резко сократятся случаи бракосочетаний. Все будут жить гражданским браком.

Вы можете представить, что в часы-пик завтра одномоментно добавится, допустим, 1 миллион пассажиров общественного транспорта? Это сразу коллапс. Поэтому нужно сначала создать комфортный общественный транспорт. Например, как в Сингапуре. Сделайте город таким же безопасным. Сделайте доступную предпринимательскую среду, чтобы можно было за пять минут зарегистрировать предприятие, через 5 минут уже заключать контракты. И тогда мы можем согласиться пересесть на велосипеды.

27.07.2015

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В СМИ просочилась информация о возможном ограничении количества автомашин на одну семью. Причины: плохая экология и недостаток парковочных мест в столице. Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский пояснил: власти пока не планируют вводить такую меру, однако не исключают этого в будущем. Оговорка, что подобные меры «нужно принимать постепенно и аккуратно, изучив общественное мнение», не способна успокоить граждан.

    Российская правовая система прямого определения семьи не дает. Если у отца семейства уже есть машина, можно ли иметь машину тестю – папе жены, живущему в той же квартире? Эксперты опасаются, что реализация проекта ограничения авто в семье приведет к росту числа разводов, пусть и фиктивных? Россияне нередко прибегают к разводу, когда этого становится выгодно с юридической точки зрения.

    По статистике, на одну обычную семью, скажем, в Пскове сегодня в среднем приходится по 2-3 машины, на Сахалине – 3-4 транспортных средства. Как отмечают социологи, такие данные, наряду с количеством микроволновок и мобильников в семье – показатель «роста благосостояния населения». А, исходя из данных декларации о доходах, среди депутатов Заксобрания Приморья лидером по количеству автомобилей среди народных избранников стал либерал-демократ Юрий Корнеев. Он может похвастаться Land Cruiser и Nissan Bluebird, шестью грузовыми Freigliner, Mitsubishi Canter, Уралом, КАМАЗом, тягачом, автокраном КАТО, прицепами и полуприцепами. В этом смысле, по мнению правозащитников, дискриминация конституционных прав москвичей налицо.

    Сегодня количество автомобилей в одной семье сегодня законом не регулируется, формально ничто не мешает гражданину на территории РФ купить пятый автомобиль, лишь бы нашлось место для его стоянки…

    Поможет ли ограничение количества автомобилей в семье улучшить экологию города или это намек на возможность введения нового вида обязательной платы с автовладельцев – за машиноместо?
    Написал Редактор новостей (ZAKONIA NEWS) 21.07.2015 15:29

  • Цитата:

    Сообщение от ZAKONIA NEWS

    впервые на официальном уровне заговорили о том, чтобы ограничить число машин на одну семью.


    Во "засада".. Uhm
    Лично у меня 2 автомобиля..
    1. маленькая - для работы.. для езды по адресам.. по пробкам..
    2. "толстая" - для семьи.. для дома.. и для отдыха..
    Не с той.. ни с этой не готов расстаться..
    (само-собой - плачу налоги и всё прочее)..
    Вроде у нас нет ограничений в праве на имущество.. Uhm
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 21.07.2015 16:07
  • На мой взгляд - глупость несусветная. Есть вещи, влияющие на экологию гораздо сильнее, нежели не первое семейное авто. Никто ж не пытается ограничить количество принадлежащих семье квадратных метров по причине того, что немало народа бомжует... Так и тут - для улучшения экологии необходимы иные способы и средства.
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 21.07.2015 16:18
  • у нас тоже две машины... но при этом 5 человек детей... и как с этим быть?
    Написал Злая тетка 24.07.2015 23:11
  • оформлять машины на бабушек, "безлошадных" теть и дядь.
    Брать в аренду. Запрет, я так понимаю, в части собственности?
    А что делать с подарками?
    Написал Афина Паллада (Афина Паллада) 25.07.2015 08:00
  • Вопрос нужно решать кардинально.Mig
    Половину москвичей выселить из Москвы на 101 км, и запретить им в Москву въезжать; поднять цены на новые автомобили на 1000 %; разрешить езду на авто в Москве с 12.00 до 13.00 и только по средам. Limon
    Написал Клевакин Владимир (Живой) 26.07.2015 13:57
  • Живой, перегибать то зачем?
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 27.07.2015 13:32
  • Перспективность законопроекта, ужесточающего пользование автомобилями, зависит от того, каким образом законодатели решат построить модель ограничения. Потому что ограничение по гражданско-правовой части, то есть ограничение на право собственности, вероятнее всего, будет весьма затруднительно. Почему? Потому что, во-первых, для того, чтобы вносить изменения в законодательство в целом и, возможно, даже в Конституцию РФ, которая предусматривает определенные свободны и нерушимость права собственности, это должна быть не московская инициатива, а некая федеральная инициатива. С другой стороны, если законодатели решат действовать административным путем, то есть не ограничивать ни в коем случае право собственности как таковое, но ввести некие административные ограничения, наподобие платных парковок, то вполне возможно, что все предлагаемые инициативы в виде обязательности приобретения парковочных мест, обязательности гаражей или стоянок, будут очень существенно влиять на возможность приобрести машину. Такая возможность будет сохраняться, но реализовать эту возможность можно будет исключительно при соблюдении ряда ограничений.

    Нам нужно понять, какую проблему мы должны решать – проблему количества автомобилей или проблему экологии. Проблема экологии, бесспорно, очень существенна, а для Москвы особенно, но не надо считать, что автомобили – это основная беда нашей экологической обстановки. Проблема с экологией в Москве есть, в том числе и из-за автомобилей, но и из-за других факторов тоже. Почему не начать с других факторов? Например, с фактора вынесения предприятий, которые загрязняют воздух, с фактора рекультивации отходов в Московской области. Если те свалки, которые есть в Московской области, привести в порядок, то вполне возможно, экологическая обстановка в области и, соответственно, в Москве сильно улучшится. То есть, мне кажется, что начинать с автомобилистов – это начинать с граждан как с незащищенного слоя, а не с бюджетных ассигнований в глобальные масштабные проекты, было бы не вполне справедливо, на мой взгляд. Я, именно как гражданин, как автовладелец, как человек, у которого семья, которому удобно передвигаться на машине, с ужасом думаю о том, что будет, если вдруг я каким-то образом буду вынуждена свое транспортное средство оставить возле дома, к примеру, или продать, потому что я не могу им пользоваться.


    Дальше...
    Написал Галуева Юлия (Юлия Галуева) 27.07.2015 13:47
  • Конституция запрещает властям ограничивать права и свободы человека, но тем не менее есть экономические аспекты, а экономические аспекты говорят о том, что Москва действительно перенаселена, и в центре двигаться было практически невозможно. И с введением платной парковки, действительно, стало проще ездить, и Москва на самом деле разгрузилась. Но, тем не менее, это затронуло огромную часть жителей центра Москвы, особенно у которых более одного автомобиля. Я сам житель центра Москвы. Мы просто поставили у себя шлагбаум, и за этот шлагбаум не может въехать парковщик, не может сфотографировать и поставить штраф. И многие так сделали. Более того, власти центральных округов идут навстречу и дают разрешения на постановку таких шлагбаумов жильцами дома.

    Касательно судебной практики в вопросе получения на семью и второго парковочного места, то здесь власти беспрекословны, проигрываются эти суды, и власти стоят на том, что закон един для всех.

    Что касается платного въезда в центр Москвы, это действительно обсуждается, это тоже может быть сделано. И это может контролироваться просто работой камер, они будут сканировать номера, и вам домой будет приходить квиток о том, что вы въезжали в центр. Во многих странах Европы въезд в центральные округа ограничивается таким образом. Власти имеют право муниципальные дороги передадать в управление в Центральном округе каким-то своим дочерним точкам, которые будут совершенно официально брать с граждан деньги за проезд.

    Здесь вопрос именно в парковке автомобиля. Семья-то может владеть и тремя автомобилями, но будьте добры оставить его за пределами третьего кольца.


    Дальше...
    Написал Петропольский Алексей (Алексей Петропольский) 27.07.2015 14:18
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое