ПРИНЦИП ДОБРОЙ СОВЕСТИ
Долгое время считалось, что директор компании не может причинить вред своему детищу, хотя практика показывала, что и деньги выводили через фирмы-однодневки, и «золотые парашюты» себе назначали при тонущем бизнесе и невыплатах сотрудникам. Тренд переломили Постановление Пленума ВАС РФ № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» в 2013-м и появление в следующем году в ГК РФ статьи 53.1 с понятиями «недобросовестности» и «неразумности» действий директоров. Поскольку «добросовестность» – понятие в гражданском праве растяжимое, судебная практика об него нередко спотыкается, противоречит сама себе и в отсутствии четких критериев предпочитает действовать формально.
Нет документа – нет нарушения
По мнению ВАС, руководство недобросовестно, если действует в свою пользу при наличии конфликта своих интересов и интересов общества, совершает сделки без одобрения других партнеров, удерживает важные документы после прекращения полномочий, перечисляет средства на счета фирм-однодневок и т.д. Взыскать убытки с директоров помимо перечисленных оснований удается за начисление штрафов, прием на работу сотрудников с завышенной зарплатой, безосновательное увеличение зарплаты директором самому себе, в случаях, когда директор взял и не вернул деньги на личные расходы, командировочные и др.
Однако нередко суды могут не признать убытком общества неосновательно полученную директором зарплату сверх установленного трудовым договором размера. Причина: уставом размер вознаграждения и компенсаций относится к компетенции общего собрания, но в решении собрания о назначении директора не прописан. Следовательно – ущерба нет. Или еще проще: директор требует компенсации неиспользованных отпусков (хотя фото в соцсетях под пальмами говорят об обратном). Но поскольку приказов об отпусках он не издавал, а принимать в качестве доказательства фото или электронную переписку суды в массе своей еще не готовы, директор имеет право на немалую выплату.
Кошмар изнутри
Законодатель формально приравнял недобросовестное поведение к злоупотреблению правом (ст. 1, 10 ГК РФ). Но суть понятий, а также чем они отличаются от незаконного поведения, не объяснил. При этом принцип добросовестности является общим для гражданского права, а арбитражная практика руководствуется им еще с 2002 года, с момента упоминания в Информационном письме Президиума ВАС № 66. Почему же правоприменительная практика до сих пор оставляет желать лучшего? Как правильно оценивать сознательное злоупотребление директоров в отношении своего же бизнеса – исходя из субъективного восприятия принципа или объективного, а, по сути, формального? Законодатель и правительство делают сейчас очень много, чтобы, по меткому выражению президента, «не кошмарить бизнес», нужно ли поставить более сильный заслон от тех, кто его кошмарит изнутри и что для этого нужно?
10.04.2023
Комментарии