Спам: правовые аспекты

Спам: правовые аспекты

Какие существуют средства в Швейцарии, Европе и США по борьбе с чрезмерным и даже преступным использованием спама?

Общие положения и наносимый ущерб

  В широком смысле под спамом понимают электронные сообщения, часто и в большом количестве отправляемые в коммерческих и преступных целях (шпионаж, овладение контролем над компьютером, внедрение вредоносных программ (вирусы, Трояны, черви, блокировка работы). Чаще всего содержание таких сообщений противозаконно, недостоверно или предосудительно, а адреса отправителей получены без ведома их владельцев (что нарушает закон о защите личных данных). Спам может быть видом вредоносной политики продаж или рекламы и средством нечестной рекламы.
  Сейчас спам передают не только через Интернет, но и смс-сообщения и другие мультимедиа приложения.
  В Швейцарии уполномоченный по защите электронных данных в своём «Докладе о нежелательных рекламных сообщениях (спам)» заявил, что «электронные адреса содержат личные данные, удостоверяющие личность владельца». Согласно статье 12, п. 3 федерального закона Швейцарии о защите электронных данных (ФЗД, 235.1), «…Не идёт речи о посягательстве на личную неприкосновенность, если пользователь разместил свои данные в свободном доступе и не формально не против их использования». Но использование электронных адресов для спама частично нарушает ст. 4, п. 3 ФЗД, а также ст. 4, п. 2 ФЗД и не соответствует требованиям ст. 13, п. 1 ФЗД. В таком случае речь идет именно о нарушении прав на защиту данных.
Принципы ст. 4:

1. Сбор любых данных не должен нарушать закон.
2. Их использование должно иметь разумные пределы и не иметь преступных целей.
3. Личные данные должны использоваться только в целях, для которых они были получены, без нарушения закона и во избежание последствий, влекущих такое нарушение.


  Закон о защите данных даёт право действовать в рамках ст. 15 ФЗД, основанной на ст. 28 Гражданского кодекса.
  На общеевропейском уровне директива 95.46.СЕ от 24 октября 1995г. о защите физических лиц от использования информации о них определяет минимальные стандарты использования электронных документов. Ст. 10 этой директивы указывает, что пользователь должен знать цели использования его данных и лицо, которому они предоставляются.
Во Франции, например, закон об «информационной свободе» ввёл в уголовный кодекс понятие нарушения прав человека в результате использования информационных средств. В этот закон, впервые принятый в 1978 году, были внесены 14 дополнительных пунктов, ужесточающих наказание в случае неправомерного использования личных данных.
  В США, стране, где впервые появилось такое явление как спам, принят специальный свод законов от 1 января 2004, касающихся спама, позволяющий преследовать спамеров. Размещение на веб-сайтах большого количества адресов запрещено. Также запрещены программы, производящие такое размещение.

Спам - нечестная реклама и конкуренция

Интернет реклама не является особым юридическим аспектом, а подпадает под общие законы о рекламе и правила «классической» коммерции.

Сюда относится:
• Защита неопытных пользователей
• Забота о человеке
• Защита законной, достоверной и честной рекламы
• Защита юридической неприкосновенности пользователей
• Удобство пользования
• 
Чтобы не ограничивать одним примером, отметим, что спамы с целью продажи медикаментов также запрещены швейцарским законодательством. Ст. 32 Закона о медицинских препаратах запрещает рекламу, влекущую чрезмерное, неправильное или незаконное применение лекарственных средств или рекламу средств, запрещённых в Швейцарии, или же отпускающихся только по рецепту.

Спам и преступный умысел

Если спамеры действуют с преступным умыслом, то это может быть охарактеризовано как уголовное преступление. Даже если сообщения имеют коммерческий вид, их содержание может быть объектом судебного разбирательства.

Спам и порнография

Большинство спамов предлагают посещение порно-сайтов. Подобные действия, в частности отправление таких сообщений лицам, того не желающим или не достигшим шестнадцати лет, запрещено статьёй 197 Уголовного кодекса Швейцарии.

Спам и вирусы

Статья 146 УК Швейцарии пресекает мошенничество. Спам часто является средством внедрения вредоносных программ для контроля над компьютером пользователя. Согласно швейцарскому законодательству, внедрения вируса может быть квалифицировано как повреждение данных, которое запрещено ст. 144 Уголовного кодекса, если такой вирус нанес пользователю ущерб (изменение, удаление данных или отсутствие доступа к ним).

Регулирование спамов

  В отношении регулирования спама существует две варианта: опт-ин (opt-in) и опт-аут (opt-out).
  Опт-ин также называют «разрешенный маркетинг», в наибольшей степени отвечающий требованиям пользователей. Этот подход состоит в том, что пользователь получает те рекламные сообщения, на которые он дает своё согласие. Выбор получения или отклонения рекламных сообщений осуществляется в виде пометки или в виде ссылки. В последнем случае получатель должен быть четко осведомлён о коммерческой направленности сообщения и о возможных последствиях его получения.
  Подход опт-аут заключается в блокировки получения спам-сообщений, что согласуется с правом на апостериорное противодействие нежелательной электронной почте.При таком подходе каждое отправленное сообщение должно нести возможность его удаления из списка полученных. Такой подход может распространяться и на легальные сообщения (например, покупки по опт-ин) во избежание скопления сообщений.
  Швейцарские и американские законодатели высказываются за подход опт-аут, в то время как большая часть граждан склоняется к опт-ин подходу, который основывается на директиве 2202/58 ЕС об использовании личных данных и защите личной жизни в сфере цифровой коммуникации (директива о личной жизни и цифровой коммуникации).
  Только совместный технико-юридический подход к решению проблемы позволит бороться со спамом. Если спам будет ограничен законами и техническими дополнениями, это уже существенно сократит их количество.


Автор: Профессор Соланж Гернаути-Эли
По материалам сайта ib-com.ch

 

07.05.2009

Перевод с французского А.А. Яковлев Бюро переводов "Онлайн перевод"

 в избранное

Похожие статьи

Феномен права
Вредоносные программы и «спам». Правовые аспекты.
Пиринговые сети - законно ли?
Самолеты и птицы
Прослушка
ФАС и бизнес
Небольшой знак внимания, взятка или подарок – в чем разница?
Возврат денег за авиабилет
Пользуетесь мобильным телефоном, значит Вы абонент
Памятка туристу или таможня дает добро

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое