Возврат денег за авиабилет
10.01.2009 года вступили в юридическую силу поправки к приказу Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Утвержденные приказом Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира, имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной, права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок российскими авиаперевозчиками пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (чартерные рейсы).
При выполнении международных перевозок Правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении, а также законам, постановлениям, правилам и предписаниям государственных органов страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки.
Суть проблемы возврата денежных средств при несостоявшемся авиаперелете заключается в том, что в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. При этом в статье оговаривается, что эти правила не должны противоречить Общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Кодекс фактически допускает, чтобы авиакомпании утверждали и применяли свой правила воздушных перевозок. Данная альтернатива внесла в жизнь авиаперевозчиков и пассажиров свои корректировки, получилось, сколько авиаперевозчиков, столько и правил авиаперевозок. При этом авиаперевозчиков более 15 компаний.
Возврат денежных средств за авиабилеты предусмотрен Правилами.
Так, при добровольном отказе от полёта возврат денег за неиспользованный авиабилет может быть произведен только в той компании, в которой был приобретен авиабилет, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.
Денежные средства возвращаются владельцу билета при предъявлении билета, квитанции оплаты багажа при предъявлении паспорта или военного билета, или представителю владельца по доверенности.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки (то есть: отмены, переноса, а также задержки рейса перевозчиком; отмены посадки в пункте, указанном в билете пассажира; не обеспечение перевозчиком стыковки рейсов; замена класса обслуживания или типа воздушного судна; смерти пассажира или членов семьи),
пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
В случае добровольного отказа пассажира от перевозки не позднее, чем за двадцать четыре часа до начала полета. Пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку либо возвращается разница между суммой, уплаченной за перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
В случае добровольного отказа пассажира от перевозки менее чем за двадцать четыре часа до полета, с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25% от суммы, уплаченной за всю перевозку.
В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора пассажиру возвращается полная сумма, уплаченная за перевозку.
В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, стоимость билета пассажиру не возвращается.
В случаях вынужденного понижения класса обслуживания пассажира по вине перевозчика, выплачивается разница между оплаченным тарифом и примененным тарифом.
Возврат сумм пассажирам по перевозке, выполняемой чартерным рейсом, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридические службы авиаревозчиков, как правило, включают в свои правила пункты, выходящие далеко за рамки общих правил. Так, к примеру, в правилах одной из авивкомпаний прописано, что на полный возврат денежных сумм можно рассчитывать только по тарифам первого, бизнес, полного годового и экскурсионного тарифа экономического класса, а при льготном тарифе добровольный возврат не производится вообще. Авиакомпании на большинство льготных тарифов устанавливают временные ограничения на возврат авиабилета, указывая что, после вылета (в случае неявки на рейс) по льготным тарифам возврат не производится или производится, но в размере 75% от полной стоимости, а для нормальных тарифов (первый, бизнес и полный годовой тариф экономического класса), возврат можно осуществить в течение одного года от даты вылета. У большинства компаний значится пункт правил который, не допускает возврата по билету, но сумма тарифа может быть зачтена в стоимость другого билета, обычно по более дорогому тарифу и даже по другому маршруту. Можно предположить, что, предлагая дешевые билеты, компании надеются на свойственное большинству пассажиров безразличное отношение к своим правам. Даже когда они грубо нарушаются (например, при задержке рейса, или утере багажа и т.д.), только единицы пишут претензии, а в суд с иском идут только самые упорные.
Статья 108 Воздушного кодекса РФ, гласит о том, что пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Так что в случае отказа от услуг авиаперевозчика пассажиру необходимо знать условия возврата или обмена авиабилета. Многие авиакомпании злоупотребляют положением закона разрешающим им иметь собственные правила авиаперевозки. В которые ошибочно вписывают пункты, о том, что возврат оплаты стоимости полета зависят от тарифа, вводят пассажира в заблуждение, прописывая несуществующее правило о том, что чем дешевле билет, тем с большими потерями производится его обмен или возврат. Особое внимание следует уделить оформлению билета для получения возврата денежных средств: при отмене рейса, его задержке на билете нужна соответствующая отметка заверенная печатью или штампом представителя авиакомпании. Только такая отметка является основанием для агентства, производящего возврат денег. При отсутствии отметок билет считается использованным и к возврату не принимается, а возврат денег в этом случае возможен только по решению суда.
По сложившейся судебной практике, суды удовлетворяют требования пассажиров к авиакомпаниям, а иногда и сами перевозчики, получив обоснованную претензию, не желают усугублять конфликт, выплачивают положенную сумму.
28.07.2009
Комментарии