Интернет для госзаказа
В июле вступили в силу поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», внесенные Федеральным законом от 05.05.2010 № 78-ФЗ. В соответствии с этими поправками отныне основным способом размещения государственного заказа наряду с конкурсом становится электронный аукцион.
Законом № 94-ФЗ (ст. 10) закреплены следующие возможные формы размещения государственного и муниципального заказа:
– на торгах (в форме конкурса или аукциона);
– без проведения торгов (в форме запроса котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).
Основным способом размещения заказа являются торги, обойтись без них при заключении государственного или муниципального контракта можно только при наличии специальных условий. Товары же, работы и услуги, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам (соответствующий перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р), в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ должны закупаться исключительно на аукционах. Суть новеллы в том, что отныне размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, входящих в названный перечень, осуществляется исключительно с использованием электронного аукциона – самого современного и прозрачного способа из всех форм аукционов и вообще из всех механизмов размещения госзаказа.
На федеральных государственных заказчиков новый порядок распространяется с июля 2010 года, на региональных и муниципальных – с января 2011-го. Предполагается, что массовое распространение электронных торгов позволит повысить эффективность госзакупок и существенно сэкономить бюджетные средства при размещении заказа.
Из чего состоит аукцион?
Действительно, анонимность и прозрачность делают электронный аукцион самым совершенным и наименее коррупционным средством размещения государственного заказа. Согласно главе 3.1 Закона № 94-ФЗ электронный аукцион включает в себя следующие процедуры:
1. Потенциальный поставщик должен зарегистрироваться на электронной торговой площадке (ЭТП) и в день проведения аукциона зайти на нее, используя средства идентификации или электронной цифровой подписи. Оператор ЭТП обязан обеспечивать конфиденциальность информации об участниках аукциона.
2. В момент начала торгов участник может сделать свое ценовое предложение, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
3. Торги проходят на понижение цены контракта – в ходе торгов участники могут неоднократно подавать ценовые предложения в режиме on-line. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта.
4. Торги считаются завершенными, если через один час с момента их начала или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену. Если поступило несколько предложений с одинаковыми ценами, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее других.
5. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
6. Выявляется участник, сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя: с этим участником должен быть заключен государственный или муниципальный контракт в случае, если сам победитель уклонится от заключения этого контракта.
7. Система ЭТП в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
Плюсы и минусы
При проведении электронного аукциона значительно сложнее (по сравнению с традиционными формами размещения заказа) организовать давление на участника торгов, обеспечить победу «нужного» подрядчика, списать на государственный контракт завышенную стоимость или реализовать иные схемы закупочных злоупотреблений. С помощью сети Интернет доступ к размещению заказа в электронной форме получает более широкий круг потенциальных поставщиков, что увеличивает конкуренцию. При этом их местоположение не имеет значения. Использование современных коммуникационных технологий делает этот способ размещения заказа и самым дешевым: электронные площадки сводят к минимуму расходы заказчика на организацию закупок.
Стоит отметить, что такая мера, как введение обязательных электронных торгов, является передовой в сфере организации закупок для государственных и муниципальных нужд на постсоветском пространстве. Далеко не все государства – члены ЕврАзЭс закрепили в своем закупочном законодательстве данный способ размещения заказа. Так даже при достаточно развитом законодательстве о госзакупках в Республике Казахстан электронные торги являются факультативным способом размещения заказа. Формирование ЕЭП и предполагаемая унификация законодательства стран-участниц в ряде отраслей, в том числе и в сфере госзакупок, дает основание предположить, что российская новелла станет стимулом для распространения электронных технологий на всем постсоветском пространстве.
Особенности системы государственного управления в современной России позволяют предположить, что обязательное использование столь совершенного и транспарентного механизма размещения заказа хотя и снизит злоупотребления в закупочной сфере, но едва ли сможет полностью исключить их. Что же сегодня можно ожидать от мошенников?
01.09.2010
Комментарии