Налоговые преступления: пределы либерализации

Налоговые преступления: пределы либерализации

В последние годы общая тенденция гуманизации уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономики не обошла стороной и уголовную политику в области налогообложения (1). Однако не все предлагаемые меры будут способствовать честному ведению бизнеса. Дальнейшее ослабление правоохранительной и контрольной функции государства может обернуться новым витком криминализации налоговой сферы.

Либеральные поправки

Существенным шагом в деле либерализации налогового законодательства стало принятие Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе внесенных этим Законом поправок отметим следующие:
 

  • В качестве обязательного условия, при котором налоговый орган вправе направить материалы налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, определено наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.3 ст.32 НК РФ).
     
  • Пунктом 3 ст.108 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что ос-нованием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление этого факта решением налогового органа, вступившим в силу.
     
  • Уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2011г. были переданы в подследственность Следственного комитета РФ.
     
  • Примерно в шесть раз повышены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность деяния.
     
  • В статьи 198, 199 НК РФ возвращены положения, согласно которым лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
     
  • УПК РФ дополнен ст.28.1, предусмотревшей возможность прекращения уголовного преследования лица по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещения им причиненного вреда.
     
  • В уголовный процесс введена неопровержимая преюдиция судебных решений, постановленных по гражданским делам и делам об административных правонарушениях (неблагоприятные последствия этой новеллы в виде невозможности противодействия рейдерским захватам обсуждались неоднократно (2).
     

Названные поправки существенно повлияли на общие показатели борьбы с налоговой преступностью.

Всего по России в 2010г., то есть после вступления в силу рассматриваемых поправок, было зарегистрировано 14 449 преступлений, предусмотренных ст.198–199.2 УК РФ, что на 7867 меньше, чем в 2009. Таким образом, количество выявленных преступлений сократилось почти в два раза. И это с учетом и так высокой латентности данного вида преступности, из которых, по разным данным, остаются невыявленными от 60 до 70% преступлений.

Несмотря на то что разработчики Закона № 383-ФЗ в своих комментариях утверждали, что уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2010г. могут возбуждаться исключительно при наличии решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, созданный ими механизм правового регулирования не предполагал изменение УПК РФ в части, регламентирующей режим возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории, а также круг поводов и оснований для возбуждения таких дел.

Согласно ч.1 ст.1 УПК РФ единственным законодательным актом, устанавливающим порядок уголовного судопроизводства, в том числе и на стадии проверки сообщения о преступлении, является именно УПК РФ, поэтому положения НК РФ к этим правоотношениям не применялись. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.7 УПК РФ суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель были не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

Таким образом, в качестве повода для возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере налогообложения, как и прежде, рассматривались не только материалы налоговых органов, но и все иные источники, отвечающие требованиям ч.1 ст.140 УПК РФ, в том числе поступающие из органов внутренних дел.

В целом этой позиции придерживались и Генеральная прокуратура РФ (Информационное письмо от 09.03.2010 № 9-11-2010), и следственные органы МВД России (Информационное письмо Следственного комитета при МВД России от 27.01.2010 № 17/3-1600).

Законность подобной практики не вызывала сомнения и у судебных органов.

Так, суд признал законным и обоснованным постановление Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 06.10.2010, которым жалоба адвоката в интересах подозреваемого на постановление старшего следователя о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.199 УК РФ, была оставлена без удовлетворения. Суд, в частности, указал: «Доводы заявителя о том, что согласно п.3 ст.108 НК РФ, действующего с 01.01.2010, основанием для возбуждения уголовного дела является только вступившее в силу решение налогового органа, направленное им в ОВД в порядке ст.32 НК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными» (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 22.11.2010 № 22-14998).

О роли налоговых органов

В целях устранения подобной практики 17.09.2011 в Государственную Думу представлен проект закона «О внесении изменений в ст.140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который предусматривает внесение в УПК РФ изменений, согласно которым единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут материалы проверки налоговых органов.

Как отмечается в пояснительной записке, он подготовлен на основании поручения Президента РФ по итогам встречи с судьями областных городских и районных судов, на которой речь шла об улучшении в стране инвестиционного климата.

Однако передача функции раскрытия налоговых преступлений в компетенцию узкоспециализированного ведомства потребует дополнительных мер – без них эффективность противодействия налоговой преступности будет существенно снижена.

Для того чтобы составить представление о примерном количестве преступлений, которые будут выявляться в случае реализации этой поправки без принятия дополнительных мер, обратимся к статистике. Всего по России в 2009г. налоговые органы направили в следственные органы 13 859 материалов, по результатам рассмотрения которых в 1676 случаях были приняты решения о возбуждении уголовного дела; в 2010г. направлено 8544 таких материалов, из которых возбуждено 1038 уголовных дел. Как видим, из всего массива преступлений всего 8% было выявлено налоговыми органами. И эти статистические показатели остаются относительно устойчивыми и неизменными на протяжении многих лет.

Относительно невысокая раскрываемость преступлений налоговыми органами обусловлена тем, что для этих органов задача противодействия налоговой преступности – сопутствующая. Основной их задачей является осуществление налогового администрирования и налогового контроля, в ходе которых налоговые органы проверяют правильность исчисления налогоплательщиками сумм налогов, осуществляют доначисление выявленных недоимок и принимают меры, направленные на обращение взыскания на денежные средства и имущество недобросовестных налогоплательщиков. Для реализации названных задач налоговые органы наделены полномочиями, объем которых соразмерен возможностям привлечения налогообязанных лиц к ответственности за налоговые правонарушения. При этом налоговые органы не обладают правом проведения оперативно-разыскной деятельности, по результатам которой в основном и раскрываются сложные преступные схемы уклонения от уплаты налогов, связанные с фальсификацией бухгалтерской отчетности.

Поэтому традиционно функцию противодействия налоговой преступности осуществляли право­охранительные органы (до 1992г. – органы внутренних дел, с 1993г. – Департамент налоговой полиции, в 1995г. переименованный в Федеральную службу налоговой полиции, а с 2003г. – вновь органы внутренних дел).

В целях сохранения эффективности противодействия налоговой преступности в случае фактического отстранения органов внутренних дел от процесса выявления данного вида преступлений, можно наделить ФНС России полномочиями органа дознания, в рамках которых она будет вправе осуществлять оперативно-разыс-кную деятельность, направленную на фиксацию первичных данных, указывающих на наличие в действиях налогоплательщика признаков преступления, с последующим принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо направлением материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Также может быть предложено рассмотреть вопрос о создании качественно нового ведомства – финансовой полиции России с функцией противодействия преступлениям, посягающим на финансовую систему государства в целом. В частности, к компетенции этого госоргана можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в сфере формирования доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, еще и пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования государственных и муниципальных средств и приватизации. И подчинить данную службу Президенту РФ в целях гармонизации регулятивной и право­охранительной функции, снижения коррупциогенных рисков и ведомственной зависимости.

Разделение функций противодействия общеуголовной и экономической преступности существует во многих странах. В них выявлением преступлений в сфере экономической деятельности, в первую очередь финансовой, занимается не полицейское ведомство, а узкоспециализированные органы государственной власти либо подразделения ведомств экономического блока. Например, такие органы или подразделения созданы в США (Служба внутренних доходов, входящая в Минфин), Италии (Финансовая полиция, подчиняется министру экономики и финансов), во Франции, в Казахстане, Грузии. В Киргизской Республике, например, именно по инициативе финансовой полиции в 2010г. была введена уголовная ответственность юридических лиц.

Преступная небрежность?

По нашему мнению, Законом № 383-ФЗ созданы все правовые предпосылки для безнаказанного уклонения от уплаты налогов. Так, введенная им в УПК РФ ст.28.1 предусматривает возмещение причиненного налоговым преступлением ущерба в качестве безусловного основания прекращения уголовного преследования виновного. То есть уголовное дело в отношении такого налогоплательщика подлежит прекращению вне зависимости от того, совершено преступление впервые или повторно. Получается, что, возместив ущерб, лицо может продолжать свою преступную деятельность в сфере налогообложения!

Предполагалось, что подобные меры будут стимулировать развитие бизнеса в стране, однако отказ от принципа неотвратимости наказания может привести к противоположному эффекту. Одной из особенностей преступлений в сфере налогообложения является то, что они посягают не только на фискальные публично-правовые интересы государства, но и на экономику страны в целом. Недобросовестный налогоплательщик изначально ставится в значительно более выгодное конкурентное положение, нежели добросовестный. В результате последний вынужден либо сталкиваться со снижением рентабельности, либо уподобиться недобросовестному налогоплательщику и уклоняться от надлежащего исполнения налоговых обязанностей.

Поэтому вполне обоснованным представляется опасение многих экспертов о том, что отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания за преступления в сфере налогообложения повлечет за собой ее тотальную криминализацию, а что еще опаснее – укоренение в правосознании налогоплательщиков деформированных представлений о допустимости уклонения от уплаты налогов.

Считаем, что дальнейшее ослабление правоохранительной и в целом контрольной функции государства в области налогообложения в совокупности с повышением ставок налогов и деформированным правосознанием налогоплательщиков приведет к еще большему уводу налогооблагаемого капитала «в тень», то есть сокрытию его от налогового администрирования и налогового контроля либо выводу в офшорные или иные налоговые юрисдикции с низкими ставками налогов, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения.

(1) Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(2) Смирнов Г.К. Регулирование института преюдиции в уголовном процессе нуждается в изменении // Уголовный процесс. 2011. № 8. http://pravo.ru/review/view/58538.

Георгий Смирнов,
к. ю. н., старший инспектор Следственного комитета РФ,
майор юстиции,
г. Москва

07.12.2011

эж-Юрист

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Еще можно добавить, что если власть целенаправленно декриминализует налоговую преступность, то она не собирается формировать бюджет за счет налоговых поступлений. То есть, разговоры о диверсификации экономики, что в перспективе повлечет замещение в бюджете поступлений от таможенных пошлин и акцизов, связанных с сырьевым экспортом, налогами от развивающейся интенсивной экономики - не более чем разговоры...
    А что касается инвестиционного климата - это бред. Какие инвестиции пойдут в страну, обуянную беспределом уклонения от налогов...
    Написал Необязательно Игорь (Vesh-a-Too) 08.12.2011 15:31
  • В последние годы общая тенденция гуманизации уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономики не обошла стороной и уголовную политику в области налогообложения (1). Однако не все предлагаемые меры будут способствовать честному ведению бизнеса. Дальнейшее ослабление правоохранительной и контрольной функции государства может обернуться новым витком криминализации налоговой сферы.


    Дальше...
    Написал Ларгина Любовь (llargina) 07.12.2011 13:51
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое