Полиция должна служить обществу

Полиция должна служить обществу

15 сентября в здании Государственной Думы ФС РФ состоялось заседание Президиума Ассоциации юристов России, на котором обсуждались рекомендации и предложения, выработанные региональными отделениями Ассоциации в ходе обсуждения проекта федерального закона «О полиции».

В заседании участвовали председатель АЮР Павел Крашенинников, сопредседатель АЮР Сергей Степашин, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Семеняко, министр юстиции РФ Александр Коновалов, председатели комитетов Госдумы ФС РФ Владимир Плигин и Владимир Васильев.

Напомним, что на состоявшемся в январе 2010 г. заседании Президиума, посвященном вопросам работы МВД России, Ассоциация высказалась за реформу органов внутренних дел и внесла предложение переименовать милицию в полицию. АЮР подготовила рекомендации по проекту реформы, часть из которых была включена в законопроект «О полиции». Законопроект обсуждался региональными отделениями АЮР в 70 субъектах РФ.

Павел Крашенинников: «Очень важно, чтобы в этом законе от первой статьи до последней прослеживалась мысль, что полиция служит обществу, а не общество полиции».

Председатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что законопроект должен предусматривать не только смену названия, но и подлинную реформу органов внутренних дел. «Мы поддерживаем концепцию законопроекта, но считаем, что еще до первого чтения в него нужно внести поправки», – сказал он. В связи с этим придется сдвинуть срок вступления закона в силу: указанный в проекте срок – 1 января 2011 г. – Павел Крашенинников назвал нереальным.

Павел Крашенинников перечислил основные замечания к законопроекту:

- уточнения требует понятие «полиция» (полиция – это федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране собственности и обеспечению общественной безопасности);
– необходимо четко определить задачи полиции (при этом главными должны быть защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, защита собственности граждан и организаций, а также обеспечение общественной безопасности; все функции полиции должны быть направлены на выполнение этих задач);
– необходимо освободить полицию от выполнения ряда несвойственных ей функций, в частности таких, как лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта, проведение технического осмотра транспортных средств, конвоирование арестованных по решению суда, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществление экспертно-криминалистической деятельности);
– следует исключить для полиции возможность заниматься коммерческой деятельностью и вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

При доработке законопроекта следует учесть положения ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, предусмотрев процедуру согласования с органами власти субъектов РФ кандидатур региональных руководителей органов полиции.

Очень важной задачей является установление в законе материальной ответственности за ущерб, причиненный как неправомерными, так и правомерными действиями сотрудников полиции. Это будет способствовать повышению уровня их ответственности перед обществом.
В законе также следует четко обозначить критерии применения физической силы, специальных средств и оружия.

Перевод сотрудников милиции в полицию необходимо осуществлять по результатам квалификационного экзамена (а не на основании рапорта, как предусмотрено проектом), причем в состав квалификационных комиссий должны входить представители юридического сообщества. Организационные мероприятия по переходу из милиции в полицию нужно проводиться в течение года после вступления закона в силу. Также следует предусмотреть возможность участия граждан в назначении участковых инспекторов и назначение на должности, непосредственно связанные с работой с гражданами, только лиц, имеющих высшее образование и офицерское звание.

В законе нужно четко определить права общественности по осуществлению гражданского контроля за деятельностью полиции. Региональные общественные советы должны создаваться законодательными органами субъектов РФ, и в этих советах должны быть представители юридического сообщества – адвокаты, нотариусы, ученые.

Вопросы социального обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции не являются предметом данного закона – социальные гарантии следует установить отдельным законом.

Юридическая техника закона должна быть на высоком уровне, с тем чтобы полностью исключалась возможность двойного толкования его положений.

Владимир Плигин: «Проект не вносит радикальных изменений в законодательную модель функционирования полиции, задачи и направления деятельности остаются прежними».

Председатель Комитета ГД ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что «законопроект не увязывается с действующим уголовно-процессуальным законодательством и плохо увязывается с законодательством об административной ответственности». В законопроекте должно быть определено соотношение функций и структуры полиции, а перечень полномочий полиции должен носить исчерпывающий характер.

Сергей Степашин: «Предлагаю от имени Ассоциации внести предложение о создании Единого следственного комитета»

По мнению сопредседателя АЮР Сергея Степашина, полиция должна только проводить дознание, а все следственные функции нужно передать Единому следственному комитету. Единый следственный орган будет выполнять функции следственных комитетов при прокуратуре, МВД и ФСБ. Сергей Степашин сказал, что Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка поддерживает эту идею. Также он отметил, что проект закона о полиции должен быть внесен в одном пакете с законом, регулирующим вопросы социального обеспечения и социальных гарантий сотрудников полиции.

Александр Коновалов: «Любой закон, каким бы хорошим он ни был, должен правильно применяться. Все зависит от того, как закон будет работать на практике».

На брифинге по итогам заседания корреспондент «АГ» задал министру юстиции Александру Коновалову вопрос о том, в какой мере законопроект предусматривает выполнение органами внутренних дел их охранительной функции и, соответственно, насколько он может способствовать повышению их авторитета и доверия к ним.

«Авторитет не может быть создан в один день лишь благодаря тому, что орган переименован и реформирован, – сказал Александр Коновалов. – Авторитет создается повседневной работой в течение многих лет. Все будет зависеть от качества работы полицейских, от того, в какой мере граждане и их объединения, юридические лица будут чувствовать себя защищенными. На первый взгляд, очень перспективной кажется идея выборов участковых – это элемент организации муниципальной жизни, муниципального самосознания. Целый ряд моментов, заложенных в законе, имеют очень хорошую перспективу, но все зависит от того, как они будут реализованы на практике».

Председатель АЮР Павел Крашенинников и Президиум Ассоциации одобрили ключевые рекомендации и предложения, поступившие из регионов. 17 сентября эти рекомендации и предложения были направлены Президенту РФ Д.А. Медведеву. С текстом документа можно ознакомиться на сайте АЮР.

19.10.2010

Электронная приемная "Новой адвокатской газеты"

 в избранное

Похожие статьи

Временное отстранение от должности
Слишком сладкая жизнь Верховного суда США
Разумно ли отказываться от суда присяжных?
Правовые мифы и их значение
Очная ставка
Магия имени?
Сделка с правосудием (западный опыт)
О несоответствии Конституции РФ статей 20 и 21 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
«Беловоротничковая» преступность
Сделка с правосудием (Отечественный опыт)

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое