О несоответствии Конституции РФ статей 20 и 21 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

О несоответствии Конституции РФ статей 20 и 21 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Официальное заключение Федеральной палаты адвокатов РФ о несоответствии Конституции РФ статей 20 и 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Судье Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М. Данилову

190000, г. Санкт-Петербург,
Сенатская пл., д. 1

 

Уважаемый Юрий Михайлович!

В связи с Вашим обращением в Федеральной палате адвокатов РФ изучена жалоба гражданина Волохонского Ю.Н. и его защитника – адвоката Плотникова И.В.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ считает, что Волохонский Ю.Н. и Плотников И.В. абсолютно обоснованно ставят вопрос о несоответствии Конституции РФ статей 20 и 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регламентирующих перлюстрацию переписки содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых со своими защитниками, а также установление контроля администрации следственных изоляторов за любыми попытками их письменного общения. По мнению Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, приводимые в жалобе доводы убедительны и основаны на законе, а поэтому подлежат удовлетворению. Данный вопрос существенно затрагивает и интересы адвокатского сообщества, поскольку защиту содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют, как правило, адвокаты.

Нарушение прав подозреваемых и обвиняемых при предоставлении им свиданий со своими защитниками одновременно является нарушением прав адвокатов на свидание со своими подзащитными – на что небезосновательно обращено внимание в жалобе Волохонского Ю.Н. и Плотникова И.В. По данным Федеральной палаты адвокатов РФ, в 2009 г. имели место 97 случаев отказа адвокатам в свидании с подзащитными. По различным надуманным основаниям 117 адвокатам отказывали в допуске к участию в процессуальных действиях.

Ввиду участившихся нарушений прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых – в том числе при предоставлении им свиданий со своими защитниками – разрешение рассматриваемого вопроса особенно важно.

Положения статей 20 и 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предоставляя администрации мест содержания под стражей право контролировать общение подозреваемых, обвиняемых со своими защитниками не только визуально, но и по содержанию, тем самым существенно ограничивают конституционное право на защиту.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения является институтом уголовно-процессуального права, что предопределяет в определенной степени подчиненный по отношению к общим нормам уголовно-процессуального законодательства характер норм, регулирующих порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Совет Федеральной палаты адвокатов РФ считает, что нормы, регулирующие порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, не должны ограничивать их права, предоставленные уголовно-процессуальным законом.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (статья 3) устанавливает, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает право подозреваемого и обвиняемого иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально (пункт 3 части 4 статьи 46 и пункт 9 части 4 статьи 47). Аналогичная норма содержится и в статье 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, в которой говорится, что свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. В то же время статьями 20 и 21 того же закона предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей имеет право перлюстрировать переписку защитника с подзащитным, проверять (и даже изымать) передаваемые защитником подзащитному (и наоборот, подзащитным – своему защитнику) документы, чем фактически упраздняется конфиденциальный характер общения защитника с подзащитным.

Таким образом, поставленный в жалобе Волохонского Ю.Н. и Плотникова И.В. вопрос затрагивает в том числе и права адвокатов РФ, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников подозреваемых и обвиняемых.

С уважением
Вице-президент А.П. Галоганов

"АГ" № 21, 2010
 

03.11.2010

Электронная приемная «Новой адвокатской газеты»

 в избранное

Похожие статьи

«Беловоротничковая» преступность
Слишком сладкая жизнь Верховного суда США
Очная ставка
«Наденьте на него что-нибудь поприличнее…»
Временное отстранение от должности
Фокусы в суде
Контрабанда образцов дикой природы: объект и понятие предмета преступления
В борьбе за непредвзятость присяжных
"О потерпевшем замолвите слово"
Полиция должна служить обществу

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое