Вторая семья: исключение или норма?

В действующем российском законодательстве не предусмотрена ответственность за многожёнство. Правда, в Семейном кодексе есть статья 14 - «Обстоятельства, препятствующие заключению брака». В ней говорится о том, что в брак не могут вступать лица, « из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке». Однако никого нынче не удивляет ситуация, когда мужчина считает себя вправе иметь одновременно несколько семей в разных городах, а иногда и в одном. Причем порой «жены» знают о существовании друг друга.
Вопрос многоженства стал поводом для острых дискуссий в обществе. Некоторые депутаты даже планировали выйти с инициативой, чтобы узаконить данный институт. Они объясняют необходимость придания многоженству законного статуса плачевной демографической ситуацией. К тому же, согласно статистике, внебрачных детей за последние годы в стране родилось в два раза больше, чем в браке.
Как рассматривается институт многоженства в исламе и насколько его правовое существование сегодня применимо в нашей стране? Этот вопрос стал темой очередной встречи из цикла бесед главного редактора Электронного периодического издания «Закония» Рубена Маркарьяна с заместителем председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.
Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии для человека является моногамный брак, то есть брак с одной супругой. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом. Но такое исключение обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии (многоженству) и не считает ее обязательной .
«Основное условие в полигамном браке – одинаковое отношение ко всем женам, – объяснил Шамиль Аляутдинов. – Как-то раз, будучи в Иордании, я проезжал через одно селение и увидел два совершенно одинаковых, красивых, больших дома. Сразу было видно, что эти два дома означают две семьи одного человека. И неважно, что одна жена молодая, другая старше, одну он любит больше, другую, может быть, меньше. Внимание, опека, время, проведенное мужем с семьей, ее материальное обеспечение – все должно быть уделено обеим в равной степени, а это очень сложно».
По мусульманской традиции жених во время церемонии бракосочетания или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время обязан передать своей невесте махр – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха, выплачиваемый при заключении брака. «В Коране сказано: “Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара…” (Св. Коран, 4:4)», - цитировал Ш. Аляутдинов. Во многих исламских государствах сейчас, как и ранее, махр представляет собой значительную денежную сумму или дорогие ювелирные украшения. Это может быть и недвижимое имущество, которое переходит в полную собственность и распоряжение жены.
«У нас в России мусульманской культуры семьи нет даже в отношении к одной жене, что уж говорить о двух, - посетовал Шамиль-хазрат. - Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне. Либо, не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину мы почти превратили в мужчину. Поэтому так получилось, что ответственность за будущее семьи ложится на плечи современной женщины. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше ответит его запросам, или просто разведется с первой. При этом женщина уходит в дом своих родителей, оставшись порою без всякого имущества. В мусульманском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и защищены местным законодательством и традициями…».
По законам ислама бывшая жена при разводе даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останется. В современном же нам обществе грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди зачастую понимающе улыбаются, услышав, чьи-то слова о своей «второй семье».
« И все же, если говорить об узаконивании многоженства в России, то это должно ставиться в жесткие правовые рамки, чтобы не получилась из этого легализация института любовницы», - сказал в заключение беседы Шамиль Аляутдинов.
Редакция информационно-правового портала «Закония» спешит напомнить пользователям: вы можете принять участие в интерактивных беседах с заместителем Председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым. Интерактивная беседа - это неформальное живое общение в онлайн-режиме через интернет по видеосвязи двух пользователей, находящихся в разных точках земного шара.
ВНИМАНИЕ: 20 декабря 2009 года Шамиль Аляутдинов проведёт первую интерактивную беседу и ответит на любые интересующие Вас вопросы как религиозно-канонического, так и личного характера.
Впервые для удобства пользователей портала онлайн-приём проводится в выходной день: в воскресенье, в 20 часов. Записаться на интерактивную беседу можно здесь.
03.12.2009
Совет муфтиев России (СМР) и Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР)
Позднее
-
комментировать Адвокат Рубен Маркарьян встретился с воспитанниками Духовно-просветительского центра Армянской Апостольской Церкви
В Духовно-просветительском центре Армянской Апостольской Церкви «Айордеац Тун» состоялась Презентация книги адвоката, члена общестенного совета при Минюсте России, главного редактора ЭСМИ «Закония» Рубена Маркарьяна.
26.12.2012 -
комментировать РПЦ введет новую молодежную моду
Увлеченность молодежи порносайтами, по мнению главы синодального Информационного отдела Московского патриархата Владимира Легойды, такая же вредная привычка, как, например, курение. И бороться с ней нужно похожими методами.
16.03.2011 -
комментировать Израиль: Тора или светский суд?
В Иерусалиме продолжается работа всемирной конференции по еврейскому религиозному праву, на которую съехались сотни даянов (религиозных судей) со всего мира. В работе конференции принимают участие министр юстиции Яаков Неэман, министр внутренних дел Эли Ишай, министр Мешулам Наари, главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер, главный раввин армии Рафи Перец.
16.12.2010 -
комментировать Суд разрешил никаб за рулем
Полицейский суд города Нант во Франции отменил штраф, выписанный 31-летней мусульманке Сандрин Мулер за вождение автомобиля в никабе (национальном женском головном уборе, скрывающем лицо), передают французские СМИ. Суд решил, что никаб «не представляет на дороге никакой опасности, поскольку двигается вместе с головой».
16.12.2010 -
комментировать Генпрокуратура проверит монастырь на грехи
В Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ поступила жалоба от воспитанников Свято-Боголюбского монастыря Владимирской области и их родителей. В заявлении говорится о жестоком обращении «святых» воспитателей со своими подопечными.
-
комментировать Два американских пастора осквернили священную книгу
В день памяти жертв теракта, произошедшего в Америке 11 сентября 2001 года, два пастора штата Теннеси сожгли несколько изданий священной книги "Коран".
13.09.2010 -
комментировать Священник борется с терроризмом сожжением Корана
Терри Джонс - священник-евангелист из Флориды, призывает своих прихожан к публичному сожжению Корана 11 сентября в память о погибших во время терактов в Нью-Йорке. На данный момент по призыву пастора собрано более 200 экзмпляров книги.
09.09.2010
-
комментировать “Коран против принуждения в вере”. – Имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов (ВИДЕО)
Какое место занимает толерантность в контексте здоровой веры? Об этом в ходе видеобеседы через Интернет с пользователем портала “Закония” размышляет заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов.
11.06.2010 -
комментировать Пророк Мухаммад и христианство
Почему как католические, так и православные христиане не считают Мухаммада пророком? Этот вопрос, волнующий многих мусульман, задается нередко с такой преамбулой: “Последователи ислама признают и уважают Иисуса Христа как пророка, а также его мать – Марию (Марьям). Кстати сказать, это единственное женское имя, упомянутое в Коране, причем многократно. Почему же христиане, а также иудеи не считают Мухаммада пророком, тогда как в Библии есть четкие указания, что придет завершающий, последний Пророк, которого будут звать Ахмад (Мухаммад)…”
24.02.2010
Ранее
-
комментировать Интернет поможет стать ближе: интерактивные встречи с имамом
В дни празднования Курбан-байрама портал «Закония» предоставляет пользователям новые возможности.
27.11.2009
Комментарии на форуме