Особенности национального заказа

Особенности национального заказа

На протяжении нескольких лет государственный заказчик в лице одного из департаментов администрации Владимирской области устанавливает в конкурсной документации (документации об аукционе) ряд требований, которые, на наш взгляд, противоречат положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Об этих противоречиях и пойдет речь в настоящей статье.

Торги за свой счет

Заказчик требует от участника торгов, с которым заключается государственный контракт, оплатить за свой счет услуги специализированной организации по организации и проведению торгов. Размер такой платы составляет 1,7% от цены контракта.

При этом условия конкурсной документации (документации об аукционе) выглядят таким образом:

денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) и подлежащие возврату, могут быть частично зачтены специализированной организацией в счет исполнения обязательств по оплате расходов по организации размещения заказа, входящих в цену контракта, в соответствии с условиями документации и проектом государственного контракта;

начальная (максимальная) цена государственного контракта сформирована с учетом расходов на организацию и проведение торгов в размере 1,7% цены государственного контракта;

проект государственного контракта предусматривает, что поставщик (исполнитель) оплачивает специализированной организации расходы на организацию и проведение торгов в размере 1,7% от цены государственного контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения настоящего государственного контракта. Данное условие стороны считают существенным. Оно считается выполненным поставщиком (исполнителем) в полном объеме в случае оплаты путем перечисления денежных средств на счет специализированной организации или зачета специализированной организацией указанных денежных средств в соответствии:

– со ст. 410 ГК РФ при исполнении обязательств по возврату обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе);

– с требованиями конкурсной документации (документации об аукционе).

По нашему мнению, такие условия торгов не соответствуют следующим нормам Закона № 94-ФЗ.

Частью 3 ст. 20 и ч. 4 ст. 32 Закона № 94-ФЗ установлено, что не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (аукционе), за исключением платы за предоставление конкурсной документации (документации об аукционе) в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Исходя из ч. 12 ст. 25, ч. 4, 5 ст. 27, ч. 5 ст. 29, ч. 12 ст. 35, ч. 5 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 5 ст. 38 Закона № 94-ФЗ в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), то денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), возвращаются участнику в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта.

Таким образом, участник размещения заказа не должен нести каких-либо дополнительных расходов в связи с участием в конкурсе (аукционе), а какое-либо удержание из суммы обеспечения заявки на участие в торгах следует считать незаконным.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона № 94-ФЗ специализированная организация привлекается заказчиком для организации и проведения торгов на основе государственного или муниципального контракта путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Следовательно, специализированная организация уже получает от заказчика вознаграждение за организацию и проведение торгов.

В качестве аргумента о законности взимания платы за участие в торгах госзаказчик ссылается на распоряжение губернатора Владимирской области от 11.04.2006 № 186-р «О финансировании организации размещения заказа для государственных нужд», предусматривающее такой механизм оплаты услуг специализированной организации.

Между тем данное распоряжение противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Речь идет о Законе № 94-ФЗ, ст. 2 которого вообще не предусмотрено, что субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование в сфере законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, согласно ст. 10 Закона Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ «О губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области» в соответствии с Уставом области по вопросам деятельности администрации губернатор издает нормативно-правовые акты — постановления (Владимирские ведомости, № 240-241, 20. 12.2001, Вестник Законодательного Собрания Владимирской области, 2001, № 6(40), 1 часть, стр. 141). По вопросам, не носящим нормативно-правового характера, губернатор издает распоряжения.

Таким образом, вышеуказанное распоряжение губернатора Владимирской области не может содержать общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Дешевле на 5%

Заказчик в документации об аукционе устанавливает, что фактом подачи заявки на участие в аукционе участник размещения заказа согласен с заключением контракта по цене, определенной путем уменьшения начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота) на 5%.

Это происходит в случаях, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, которая по результатам ее рассмотрения в установленном порядке соответствует всем требованиям Закона № 94-ФЗ и документации об аукционе.

В такой ситуации на основании решения комиссии по размещению заказов к участию в аукционе допущен и признан участником аукциона только один участник, подавший заявку; для участия в аукционе явился только один участник, признанный его участником.

Между тем согласно ч. 6 ст. 36 Закона № 94-ФЗ, если только один участник, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан передать такому участнику аукциона проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом контракт заключается с учетом положений ч. 4 ст. 38 Закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта.

Из толкования вышеуказанной нормы права следует, что аукционная документация должна предусматривать определенный механизм согласования заказчиком и участником размещения заказа иной цены государственного контракта. При этом такой механизм должен предоставлять участнику возможность выразить свое согласие либо несогласие с предложением заказчика о снижении цены на 5%.

В противном случае условие аукционной документации о том, что факт подачи заявки участником размещения заказа и, как следствие, согласие участника торгов на уменьшение начальной (максимальной) цены контракта на 5% приводит к тому, что участник размещения заказа находится в крайне невыгодном положении по сравнению с заказчиком.

Итак, данная редакция аукционной документации противоречит таким основным принципам размещения государственных заказов, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования участия, предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Пострадавшие – в суд!

Хотелось бы пожелать лицам, участвующим в размещении заказа на право заключения государственного контракта и пострадавшим от вышеуказанных нарушений законодательства, активно защищать свои права путем обжалования действий заказчика в федеральную антимонопольную службу либо в суд.

Согласно ст. 17 Закона № 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов федеральная антимонопольная служба в том числе вправе:

– выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании торгов. Пунктом 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей;

– обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным. Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением установленных законом правил, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом.


Андрей Перепелкин,
заместитель начальника юридического отдела ОАО «Муромтепловоз»

 

28.09.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

Муниципалитет и собственность
Подключаем?
Патент под защитой
Право на доказательства
Долевое строительство: особые отношения
Залог: новые нормы и судебное толкование
Интересы арендатора
Тайна для акционера
Неуловимый предмет
Медиатор нас рассудит

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации. Александр Коновалов. Министр Юстиции Российской Федерации.
    Вектор обсуждения задал Министр Юстиции РФ Александр Коновалов, который заявил: «Нам важно понять и определить, каким должно быть сегодня право, как оно должно вмешиваться в нашу жизнь, и какими должны быть мы в отношении к этому праву».
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...