Защитите хит

Защитите хит

Когда наш слух улавливает красивую мелодию, мы даже не задумываемся: а кому она принадлежит? Нас интересует только тот, кто ее исполняет. А между тем лицо, обладающее имущественными правами на музыкальную композицию, не всегда совпадает с тем, кто ее исполняет. И порой происходят неприятные казусы: автору слов и музыки правообладатели запрещают исполнять песню либо требуют выплат. Почему так происходит?

Кировский районный суд Ростова-на-Дону 15 июня 2009 г. вынес беспрецедентное решение: взыскать с группы Deep Purple в пользу группы Deep Purple за публичное исполнение своих же композиций на концерте компенсацию за каждый случай бездоговорного использования произведения. Истец - Российское авторское сообщество (РАО), ответчики - сама группа. Нарушение произошло 19 октября 2008 г., когда Deep Purple на собственном концерте исполнила песни, неимущественные права на которые принадлежат членам группы. В определении суда «злостным неплательщиком» вознаграждения назван организатор концерта - компания ООО «Юг-арт». Согласно международному законодательству за каждое публичное исполнение произведения авторам полагается вознаграждение из расчета 5% от валовой прибыли либо конкретной суммы на каждого зрителя. Ошибка ООО «Юг-арт» заключается в том, что ими не была получена лицензия на исполнение в РАО. Если российские артисты в целях экономии средств организаторов и вправе отказаться от получения выплаты, то у мировых звезд такое право отсутствует, и организаторы концерта должны были об этом знать не хуже специалистов из РАО.

Трагичнее дело обстоит с нарушением исключительных прав. Право автора произведения на вознаграждение за публичное исполнение песни охраняется организацией, получившей в соответствии со ст. 1244 ГК РФ государственную аккредитацию, - Российским авторским сообществом. Оно же отслеживает всевозможные нарушения исключительных прав, но с большей долей рвения в этом направлении работают сами правообладатели.

На основании российского законодательства у автора в результате интеллектуальной деятельности рождается произведение, и с этого момента он становится обладателем неотчуждаемых и отчуждаемых прав. В первую группу входят все права автора на его произведение: право авторства, копирайт, право на имя, защиту от вмешательства, искажения и др. Ко второй же группе относится право коммерческое - исключительное (ст. 1229 ГК РФ). Лицу, которому оно принадлежит, автором выдана лицензия на использование произведения: публикации, тиражирование, в общем, любое коммерческое использование согласно условиям лицензионного договора. За получение этих прав автор получает вознаграждение (гонорар), которое рассчитывается в зависимости от коммерческого потенциала композиции - либо роялти от продаж копий произ­ведения, либо в твердой денежной сумме. Мировая практика взаимо­отношений авторов, композиторов и рекорд-лейблов, издающих музыку, показывает, что роялти - идеальный вариант. Авторы получают минимальный гонорар, но зато в контракте значится греющий душу процент от выручки, который порой в несколько сотен раз выше любого гонорара, предложенного компаниями-издателями.

Итак, произведение создано, исключительные права переданы, издатель приступает к процессу получения прибыли. Стандартные способы издания музыкальных произведений - тираж CD, признанный всем миром в качестве основного. Российское общество совсем недавно отошло от продаж аудиокассет, записывающих композицию на магнитные ленты с достаточно низким качеством битрейта, а мировое - вовсю развивает электронные продажи музыки. К примеру, певица Lady Gaga заявила, что все студийные альбомы-ремиксы намерена реализовывать исключительно электронным способом, печатая лишь минимальный тираж физических носителей (среди которых и флеш-карты!) для истинных поклонников. Свои соображения певица обосновывает высоким уровнем продаж, популяризацией композиций и артиста в целом, а также - немаловажный факт - возможностью максимально защитить произведение от пиратства как юридически, так и технически.

Когда в дело вклиниваются пираты, правообладатели, уплатившие гонорар автору, хватаются за голову. В считанные секунды произведение распространяется в Интернете и продажи физических носителей резко падают. Еще бы - выбор легкий: скачать песню с бесплатного интернет-ресурса или приобрести лицензионный диск? Продажи пиратских CD с музыкой потихоньку отмирают за нерентабельностью - стоимость самих дисков достаточно высока для штучного выпуска, а производственные масштабы требуют получения лицензии.

Основной вредитель правообладателей - торрент-трекеры (файлообменники), которые формально не держат на своих серверах мегабайты охраняемого материала, а всего лишь указывают ищущему пользователю человека, у которого есть искомое, и связывают их. В данном случае схема выглядит простым обменом между людьми понравившейся музыкой в личных целях, если бы… не масштабы. По данным трекера rutraker.org (бывший torrents.ru), дискографию певицы Lady Gaga скачали более 23 тыс. раз с компьютера только одного пользователя, поделившегося своей коллекцией с миром. Если бы каждый пользователь купил хотя бы один CD из 16 представленных (при средней стоимости около 180 рублей), певица заработала бы под 100 тыс. евро, а то и больше за счет делюкс-изданий и официальных электронных продаж.

Убытки, которые понесли авторы и правообладатели, имеющие право зарабатывать деньги на творчестве артистов, всерьез заинтересовали прокуратуру, и в феврале 2010 г. трекер был закрыт. Он возобновил деятельность спустя некоторое время, зарегистрировав новое доменное имя, и продолжает трудиться в усиленном режиме, наверстывая упущенную выгоду (сайт зарабатывает с показов рекламы тем многочисленным пользователям, которые обмениваются контентом). К чести хозяев трекера на сайте опубликована инструкция для правообладателей, которые не хотели бы нести убытки, - по их просьбе раздачи закроют, но необходимо представить весь пакет документов.

Популярную социальную сеть «Вконтакте» 19 июля 2010 г. ААС Санкт-Петербурга оштрафовал на 1 млн рублей за нарушение авторских прав. Установлено, что сайт действительно содержал на своем сервере охраняемый законом контент и демонстрировал его всем желающим. Доводы юристов ООО «Вконтакте» в свою защиту сводились лишь к одному факту: они не могут отследить каждый файл на сервере, значит, не могут нести ответственность за пользователей, но обязуются удалять музыку или фильм по просьбе правообладателя.

С пиратством, процветающим с развитием рыночной экономики, более или менее понятно. Пути борьбы с этими убытками нашли зарубежные коллеги - открыли электронные продажи, когда пользователю предлагают купить право скачать композицию с сайта, которая защищена от форматирования и смены разрешения. Русский рынок придет к этому нескоро. Интернет-магазин Ozon.Ru недавно запустил сервис электронных продаж, но пока все идет довольно вяло: людям жаль даже 40 рублей за новую песню любимого исполнителя (такова реальная стоимость произведения, исключая расходы на физический носитель: сам диск, коробку, буклет, выплаты художникам, издателям и т. д.).

Приобретая новую песню, артист рассчитывает получить прибыль. И зарубежные артисты благодаря новой технологии электронных продаж ее получают, а российские все еще выживают за счет концертов. Только кажется, что создание одной песни - удовольствие недорогое. На самом деле все не так. Хиты стоят очень дорого. Купить текст и музыку будущего хита в России можно, предложив не менее 20 тыс. долл. (за рубежом - от 50 тыс. долл.), и не факт, что мелодия западет в душу большому количеству людей. Ее необходимо снабдить всеми атрибутами хита: подправить голоса, разбавить бриджами, распевками, эффектами и привлечь другие секреты музыкальной индустрии, а сделать это можно только на высококачественном оборудовании, иначе вместо хита получится фольклор. И это еще далеко не все.

Далее - промоушен. Съемки клипа, закуп мерчандайзинга (изготовление промофотографий, обложек) - при грамотном подходе эти расходы выльются в серьезную сумму.

И это мы посчитали лишь создание одного хита, а в альбоме их минимум три! И минимум пять «простых» песен. Они, конечно, «не раскручиваются» и клипы на них не снимаются, а затраты на приобретение текста, музыки значительно ниже, но все же. И что получается в итоге? Единственный купивший фанат тут же поделится с 23 тыс. других своим приобретением, и артисту остается лишь надрывать горло на концертах, чтобы окупить затраты и заработать на следующий хит.

Но и тут артистов поджидает опасность... Концертная деятельность в России ведется с очень слабой юридической базой. Как правило, заключается договор оказания услуг или договор демонстрации концертной программы, в который артисты включают все. В договоре предусмотрено многое: условия проживания, техническая сторона, гонорар и длительность выступления… Все, кроме отчисления в РАО. Если организатор концерта уже имеет опыт такой деятельности, он обязательно будет настаивать на включении в договор пункта о добровольном отказе авторов песен от перечисления вознаграждения, если же нет, то происходят такие казусы, как с Deep Purple. (Важный момент, что европейские артисты в гонорар уже включают все выплаты авторам, а российские делают вид, что не понимают, о чем речь, и организаторы концертов терпят убытки.) Казус в том, что большинство известных артистов, уверенных в аншлаге, работают «на кассу», то есть являются сами и организаторами своих концертов, и артистами, и сами себе выплачивают авторское вознаграждение.

Можно много говорить о миллионных заработках звезд, не задумываясь: а сколько стоит такой уровень жизни? Сколько стоит эта песня? И почему я получаю ее даром? Можно спокойно скачать ее в Интернете бесплатно и даже не почувствовать угрызений совести. Можно громко кричать о том, что никогда не покупаешь пиратских дисков, а адрес магазина, в котором продаются лицензионные, даже не знать. Вот только если не заботиться о тех, кто дарит нам радость, они могут перестать дарить ее нам.

Сергей Федоранич,
директор Центра правовой помощи, г. Братск

02.12.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

Особенности национального заказа
Тайна для акционера
Интересы арендатора
Односторонний отказ арбитражного управляющего при банкротстве
Адресная информация – не реклама!
Государственная регистрация
Коллекторы соберут дань по закону
Инвестиции в стратегические общества
Экономика гражданских правоотношений
Дивиденды для «мертвых душ»

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое