Защитите хит
Когда наш слух улавливает красивую мелодию, мы даже не задумываемся: а кому она принадлежит? Нас интересует только тот, кто ее исполняет. А между тем лицо, обладающее имущественными правами на музыкальную композицию, не всегда совпадает с тем, кто ее исполняет. И порой происходят неприятные казусы: автору слов и музыки правообладатели запрещают исполнять песню либо требуют выплат. Почему так происходит?
Кировский районный суд Ростова-на-Дону 15 июня 2009 г. вынес беспрецедентное решение: взыскать с группы Deep Purple в пользу группы Deep Purple за публичное исполнение своих же композиций на концерте компенсацию за каждый случай бездоговорного использования произведения. Истец - Российское авторское сообщество (РАО), ответчики - сама группа. Нарушение произошло 19 октября 2008 г., когда Deep Purple на собственном концерте исполнила песни, неимущественные права на которые принадлежат членам группы. В определении суда «злостным неплательщиком» вознаграждения назван организатор концерта - компания ООО «Юг-арт». Согласно международному законодательству за каждое публичное исполнение произведения авторам полагается вознаграждение из расчета 5% от валовой прибыли либо конкретной суммы на каждого зрителя. Ошибка ООО «Юг-арт» заключается в том, что ими не была получена лицензия на исполнение в РАО. Если российские артисты в целях экономии средств организаторов и вправе отказаться от получения выплаты, то у мировых звезд такое право отсутствует, и организаторы концерта должны были об этом знать не хуже специалистов из РАО.
Трагичнее дело обстоит с нарушением исключительных прав. Право автора произведения на вознаграждение за публичное исполнение песни охраняется организацией, получившей в соответствии со ст. 1244 ГК РФ государственную аккредитацию, - Российским авторским сообществом. Оно же отслеживает всевозможные нарушения исключительных прав, но с большей долей рвения в этом направлении работают сами правообладатели.
На основании российского законодательства у автора в результате интеллектуальной деятельности рождается произведение, и с этого момента он становится обладателем неотчуждаемых и отчуждаемых прав. В первую группу входят все права автора на его произведение: право авторства, копирайт, право на имя, защиту от вмешательства, искажения и др. Ко второй же группе относится право коммерческое - исключительное (ст. 1229 ГК РФ). Лицу, которому оно принадлежит, автором выдана лицензия на использование произведения: публикации, тиражирование, в общем, любое коммерческое использование согласно условиям лицензионного договора. За получение этих прав автор получает вознаграждение (гонорар), которое рассчитывается в зависимости от коммерческого потенциала композиции - либо роялти от продаж копий произведения, либо в твердой денежной сумме. Мировая практика взаимоотношений авторов, композиторов и рекорд-лейблов, издающих музыку, показывает, что роялти - идеальный вариант. Авторы получают минимальный гонорар, но зато в контракте значится греющий душу процент от выручки, который порой в несколько сотен раз выше любого гонорара, предложенного компаниями-издателями.
Итак, произведение создано, исключительные права переданы, издатель приступает к процессу получения прибыли. Стандартные способы издания музыкальных произведений - тираж CD, признанный всем миром в качестве основного. Российское общество совсем недавно отошло от продаж аудиокассет, записывающих композицию на магнитные ленты с достаточно низким качеством битрейта, а мировое - вовсю развивает электронные продажи музыки. К примеру, певица Lady Gaga заявила, что все студийные альбомы-ремиксы намерена реализовывать исключительно электронным способом, печатая лишь минимальный тираж физических носителей (среди которых и флеш-карты!) для истинных поклонников. Свои соображения певица обосновывает высоким уровнем продаж, популяризацией композиций и артиста в целом, а также - немаловажный факт - возможностью максимально защитить произведение от пиратства как юридически, так и технически.
Когда в дело вклиниваются пираты, правообладатели, уплатившие гонорар автору, хватаются за голову. В считанные секунды произведение распространяется в Интернете и продажи физических носителей резко падают. Еще бы - выбор легкий: скачать песню с бесплатного интернет-ресурса или приобрести лицензионный диск? Продажи пиратских CD с музыкой потихоньку отмирают за нерентабельностью - стоимость самих дисков достаточно высока для штучного выпуска, а производственные масштабы требуют получения лицензии.
Основной вредитель правообладателей - торрент-трекеры (файлообменники), которые формально не держат на своих серверах мегабайты охраняемого материала, а всего лишь указывают ищущему пользователю человека, у которого есть искомое, и связывают их. В данном случае схема выглядит простым обменом между людьми понравившейся музыкой в личных целях, если бы… не масштабы. По данным трекера rutraker.org (бывший torrents.ru), дискографию певицы Lady Gaga скачали более 23 тыс. раз с компьютера только одного пользователя, поделившегося своей коллекцией с миром. Если бы каждый пользователь купил хотя бы один CD из 16 представленных (при средней стоимости около 180 рублей), певица заработала бы под 100 тыс. евро, а то и больше за счет делюкс-изданий и официальных электронных продаж.
Убытки, которые понесли авторы и правообладатели, имеющие право зарабатывать деньги на творчестве артистов, всерьез заинтересовали прокуратуру, и в феврале 2010 г. трекер был закрыт. Он возобновил деятельность спустя некоторое время, зарегистрировав новое доменное имя, и продолжает трудиться в усиленном режиме, наверстывая упущенную выгоду (сайт зарабатывает с показов рекламы тем многочисленным пользователям, которые обмениваются контентом). К чести хозяев трекера на сайте опубликована инструкция для правообладателей, которые не хотели бы нести убытки, - по их просьбе раздачи закроют, но необходимо представить весь пакет документов.
Популярную социальную сеть «Вконтакте» 19 июля 2010 г. ААС Санкт-Петербурга оштрафовал на 1 млн рублей за нарушение авторских прав. Установлено, что сайт действительно содержал на своем сервере охраняемый законом контент и демонстрировал его всем желающим. Доводы юристов ООО «Вконтакте» в свою защиту сводились лишь к одному факту: они не могут отследить каждый файл на сервере, значит, не могут нести ответственность за пользователей, но обязуются удалять музыку или фильм по просьбе правообладателя.
С пиратством, процветающим с развитием рыночной экономики, более или менее понятно. Пути борьбы с этими убытками нашли зарубежные коллеги - открыли электронные продажи, когда пользователю предлагают купить право скачать композицию с сайта, которая защищена от форматирования и смены разрешения. Русский рынок придет к этому нескоро. Интернет-магазин Ozon.Ru недавно запустил сервис электронных продаж, но пока все идет довольно вяло: людям жаль даже 40 рублей за новую песню любимого исполнителя (такова реальная стоимость произведения, исключая расходы на физический носитель: сам диск, коробку, буклет, выплаты художникам, издателям и т. д.).
Приобретая новую песню, артист рассчитывает получить прибыль. И зарубежные артисты благодаря новой технологии электронных продаж ее получают, а российские все еще выживают за счет концертов. Только кажется, что создание одной песни - удовольствие недорогое. На самом деле все не так. Хиты стоят очень дорого. Купить текст и музыку будущего хита в России можно, предложив не менее 20 тыс. долл. (за рубежом - от 50 тыс. долл.), и не факт, что мелодия западет в душу большому количеству людей. Ее необходимо снабдить всеми атрибутами хита: подправить голоса, разбавить бриджами, распевками, эффектами и привлечь другие секреты музыкальной индустрии, а сделать это можно только на высококачественном оборудовании, иначе вместо хита получится фольклор. И это еще далеко не все.
Далее - промоушен. Съемки клипа, закуп мерчандайзинга (изготовление промофотографий, обложек) - при грамотном подходе эти расходы выльются в серьезную сумму.
И это мы посчитали лишь создание одного хита, а в альбоме их минимум три! И минимум пять «простых» песен. Они, конечно, «не раскручиваются» и клипы на них не снимаются, а затраты на приобретение текста, музыки значительно ниже, но все же. И что получается в итоге? Единственный купивший фанат тут же поделится с 23 тыс. других своим приобретением, и артисту остается лишь надрывать горло на концертах, чтобы окупить затраты и заработать на следующий хит.
Но и тут артистов поджидает опасность... Концертная деятельность в России ведется с очень слабой юридической базой. Как правило, заключается договор оказания услуг или договор демонстрации концертной программы, в который артисты включают все. В договоре предусмотрено многое: условия проживания, техническая сторона, гонорар и длительность выступления… Все, кроме отчисления в РАО. Если организатор концерта уже имеет опыт такой деятельности, он обязательно будет настаивать на включении в договор пункта о добровольном отказе авторов песен от перечисления вознаграждения, если же нет, то происходят такие казусы, как с Deep Purple. (Важный момент, что европейские артисты в гонорар уже включают все выплаты авторам, а российские делают вид, что не понимают, о чем речь, и организаторы концертов терпят убытки.) Казус в том, что большинство известных артистов, уверенных в аншлаге, работают «на кассу», то есть являются сами и организаторами своих концертов, и артистами, и сами себе выплачивают авторское вознаграждение.
Можно много говорить о миллионных заработках звезд, не задумываясь: а сколько стоит такой уровень жизни? Сколько стоит эта песня? И почему я получаю ее даром? Можно спокойно скачать ее в Интернете бесплатно и даже не почувствовать угрызений совести. Можно громко кричать о том, что никогда не покупаешь пиратских дисков, а адрес магазина, в котором продаются лицензионные, даже не знать. Вот только если не заботиться о тех, кто дарит нам радость, они могут перестать дарить ее нам.
Сергей Федоранич,
директор Центра правовой помощи, г. Братск
02.12.2010
Комментарии