Молчание - знак согласия?

Молчание - знак согласия?

Одно из малозаметных и сравнительно мягких изменений (если сопоставлять, например, с воплощенной в законе идеей электронного правосудия) касается уточнения круга обстоятельств, не нуждающихся в доказывании. Статья 70 АПК РФ была дополнена ч. 3.1 следующего содержания: «...обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований».

До настоящего времени требования к признанию стороной фактов, на которые ссылается другая сторона, были довольно формализованы. Признание заносилось в протокол судебного заседания и удостоверялось подписями сторон; признание, изложенное в письменной форме, приобщалось к материалам дела (абз. 2 ч. 3 ст. 70 АПК РФ). Иными словами, во всех случаях требовалось вполне однозначное выражение воли стороны на признание определенных обстоятельств дела.

Более того, Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» на вопрос о том, вправе ли сторона после подписания соглашения о признании обстоятельств и принятия их арбитражным судом отказаться от признания этих обстоятельств, разъяснил следующее. Стороны или одна из сторон не лишены возможности в судебном заседании, в котором исследуются доказательства по делу, сообщить суду (до объявления председательствующим в арбитражном суде первой инстанции рассмотрения дела по существу законченным) о том, что соглашение о признании обстоятельств является ошибочным.

Таким образом, если раньше в основе признания лежало активное волеизъявление стороны, теперь признание возможно в результате констатации арбитражным судом молчаливого признания стороной обстоятельств дела.

Признание-молчание и признание-бездействие

Согласно Закону № 228-ФЗ новыми способами признания стали неоспаривание обстоятельств, которые приводит другая сторона («признание-молчание») и непредставление доказательств, из которых проистекало бы несогласие стороны с утверждаемыми обстоятельствами («признание-бездействие»).

Нововведение делает весьма однозначным режим фактов, устанавливаемых арбитражным судом и входящих в предмет доказывания по делу: либо этот факт прямо оспаривается стороной, либо он признан стороной. Никаких промежуточных состояний нет.

С одной стороны, обсуждаемые изменения сохраняют преемственность в отношении предшествующих масштабных поправок АПК РФ Федеральным законом от 19.07.2009 № 205-ФЗ (более подробный комментарий см.: Юдин А.В. Расширение оснований применения мер процессуальной ответственности и иных мер процессуального принуждения в арбитражном судопроизводстве. Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2009. № 10. С. 86–99). Речь идет, в частности, об изменениях, обязывающих ответчика представлять отзыв с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении (ч. 1 ст. 131 АПК РФ).

С другой стороны, не может не обращать на себя внимание проистцовый и радикальный характер продемонстрированного подхода, который хотя и укладывается в концепцию всего Закона, выполненного в духе усиления состязательных начал процесса, но может привести к умалению прав стороны. Стоит учесть и иные обстоятельства, которые мы изложим далее.

Во-первых, проистцовая направленность нормы ч. 3 ст. 70.1 АПК РФ выражается в том, что применение правил о признании в форме молчания и (или) непредставления доказательств возможно только по отношению к ответчику, но не к истцу, молчание которого или непредставление доказательств которым не могут быть истолкованы как признание, поскольку в обсуждаемой новелле речь идет о непредставлении доказательств,«обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований» (выделено мной. – А. Ю.). Разумеется, возражения относительно заявленных требований может представить лишь ответчик либо истец по предъявленному к нему встречному иску.

В данной ситуации упоминание о «стороне» и «сторонах» в гипотезе и диспозиции нормы диссонирует с ее окончанием, где речь идет о «заявленных требованиях». Полагаем, что нет никаких оснований ограничивать применение данного правила фигурой ответчика.

Во-вторых, радикальный характер нормы выражается в том, что введенные правила актуализируют и многократно повышают смысловую нагрузку положения о риске наступления последствий в совершении или несовершении определенных процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ). Действительно, неоспаривание обстоятельств дела, помещенное законодателем под режим признания таких обстоятельств, есть проявление неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий в виде заявления возражений и представления доказательств.

Однако Закон обязывает арбитражный суд каждый раз разъяснять стороне последствия совершения либо несовершения процессуальных действий (ч. 3 ст. 9 АПК РФ). Полагаем, что рассматриваемый нами случай не просто не выступает исключением из правила, а требует специального указания на обязанность арбитражного суда разъяснить стороне, что ее молчание в отношении обстоятельств дела, утверждаемых оппонентом, будет расценено как их признание. Если исходить из того, что в арбитражном суде нет необходимости разъяснять стороне последствия ее молчания, то есть на молчание стороны должно следовать молчание арбитражного суда с последующими неожиданными для стороны выводами, то арбитражный суд будет восприниматься не как союзник сторон, обязанный создавать условия для реализации ими своих процессуальных прав, а как некий субъект, желающий «подловить» сторону, воспользоваться ее промахом и т. д.

Объективная необходимость акцентировать внимание стороны на подобной обязанности имеет негативное последствие, сводящееся к тому, что арбитражный суд может непроизвольно спровоцировать ненужный спор об обстоятельствах дела, в отношении которых сторона, быть может, предпочла бы промолчать. Такое процессуальное поведение вполне объяснимо с психологической стороны: если мое молчание будет истолковано как признание, я буду спорить, даже не имея серьезных доводов против утверждаемого моим оппонентом факта, с тем чтобы мое бездействие не послужило мне самому во вред.

В-третьих, приравнивание молчания к признанию способно породить в судах вышестоящей инстанции не диктуемые объективной необходимостью споры о том, следует ли из представленных стороною доказательств несогласие с фактами, утверждаемыми другой стороной, и др. В итоге спор сведется не к установлению обстоятельств дела, а к интерпретации представленных стороной доказательств и комментированию ее возражений на предмет того, вытекает ли из них возражение против фактов или же имело место молчание.

Связь новеллы с АПК РФ

В-четвертых, нормы о «признании-молчании» и «признании-бездействии» слабо увязаны с уже имеющимися в АПК РФ положениями, относящимися к различным структурным частям Кодекса:

1. На основании ч. 4 ст. 268 АПК РФ «обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции». Выходит, что если арбитражный суд первой инстанции в решении констатировал признание стороной обстоятельств дела путем молчания и сторона не согласна с таким подходом, то приведение соответствующего довода в суде второй инстанции наталкивается на прямое законодательное ограничение для апелляционного суда осуществлять проверку данных фактов.

2. Слабая увязка новых нормоположений проявляется также в процессуальной фиксации и констатации признания стороной обстоятельств дела. Подобная констатация возможна только в судебном решении, и сторона узнает о своем бездействии, лишь ознакомившись с мотивировкой судебного акта. Общие правила о признании путем подачи заявления и удостоверения данного факта в протоколе судебного заседания в данном случае применены быть не могут.

3. Известные сложности порождает соотношение обсуждаемой новеллы с нормой ч. 1 ст. 156 АПК РФ, согласно которой «непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам».

Рассмотрение дела по имеющимся доказательствам – это не то же самое, что признание стороной фактов, не оспоренных ею в отзыве, и фактов, опровержение которых не вытекает из представленных стороной доказательств. Главное отличие в том, что рассмотрение дела по имеющимся доказательствам отнюдь не предопределяет результат процесса, поскольку «имеющихся доказательств» может оказаться достаточно для принятия решения в пользу стороны, более не представившей никаких доказательств. Признание фактов, утверждаемых противоположной стороной, уже не имеет нейтрального характера и способно поставить признавшую их сторону на грань поражения.

Итоги

Таким образом, норма ст. 156 АПК РФ должна быть увязана с нормой ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ и дополнена указанием на то, что непредставление отзыва и дополнительных доказательств не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам и не мешает арбитражному суду посчитать факты, утверждаемые другой стороной, признанными.

Состязательный характер арбитражного процесса имеет значительный и еще в полной мере не реализованный законодателем потенциал, о чем свидетельствует появление новой и в каком-то смысле смелой нормы о признании фактов в форме молчания или их прямого неоспаривания. Однако в порядке совершенствования ее редакции требуется распространение действия нормы на обе стороны арбитражного процесса, включая истца. Кроме того, необходима увязка нормы с положениями уже действующего арбитражно-процессуального законодательства. Заметим, что арбитражный суд должен каждый раз предупреждать стороны о возможности применения предусмотренных данной новеллой положений, в том числе путем указания на это в определениях, выносимых в ходе подготовки дела и судебного разбирательства.

Андрей Юдин

01.11.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

Один хорошо, а трое лучше
Суд для корпоративного спора
Арбитражные заседатели: ветер перемен
Жалобы на расходы
Заберите свой товар!
Путь к единству применения обеспечительных мер
К вопросу о сроке кассационного обжалования (ГПК РФ)
Дилемма судебных извещений
Апелляция против компенсации

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Елена Доброхотова. Директор юридической клиники Санкт-Петербургского Государственного Университета. Елена Доброхотова. Директор юридической клиники Санкт-Петербургского Государственного Университета.
    О переходе людей из класса «малоимущих» в класс «имущих» благодаря бесплатной помощи студентов-специалистов юридической клиники при СПбГУ рассказала директор юридической клиники Санкт-Петербургского Государственного Университета Елена Доброхотова.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...